33-1634АП/2012 званиме ветеран труда потребительская кооперация



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Бородулина М.В. Дело № 33-1634АП/2012

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Кореневой И.В., Сироткиной Е.М.

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года, которым признаны приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию № 3292 от 24 ноября 2011 года и уведомление ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" от 30 ноября 2011 года № 4-02753 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" в отношении Гениевской З.В. незаконными.

Признано право Гениевской З.В. на присвоение звания "Ветеран труда".

Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Гениевской З.В. звание "Ветеран труда" с выдачей соответствующего удостоверения.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Чукичева А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Гениевская З.В. обратилась в суд с иском к Агентству Республики Коми по социальному развитию и ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", просила признать незаконными решение Агентства от ДД.ММ.ГГ. и уведомление Центра от ДД.ММ.ГГ. об отказе в присвоении звания "Ветеран труда", обязать принять решение о присвоении звания "Ветеран труда" и выдать соответствующее удостоверение.

В судебном заседании истец и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.

Ответчиками иск не признан.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного, постановленного с нарушением требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Установлено, что с ДД.ММ.ГГ. Гениевская З.В. является пенсионером по старости.

ДД.ММ.ГГ. истец обратилась в ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", ссылаясь на то, что она была награждена:

...

...

...

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. Гениевской З.В. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду того, что по представленным документам отсутствовали основания для присвоения указанного звания.

Письмом от ДД.ММ.ГГ. ГБУ РК "ЦСЗН г. Печоры" уведомило истца об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на нормы действующего законодательства.

По мнению ответчиков, почетная грамота Центрального Союза потребительских обществ России, Знак "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" к ведомственным знакам отличия в труде не относятся и, соответственно, не дают права на присвоение звания "Ветеран труда". Такая позиция основана на Положении о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденном постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 вместе с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".

Действия ответчиков оспорены истцом в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из их обоснованности.

Судебная коллегия с выводом суда соглашается.

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Коми такими являются Закон Республики Коми № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в республике Коми" в редакции Закона РК от 21.09.2007 №64-РЗ и постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".

В соответствии с п.п.1 п.3, п.п.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке в соответствии с актами федеральных органов государственной власти, нормативными правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов исполнительной власти, судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.

При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков, судебная коллегия считает, что по существу значок "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" является таковым, поскольку присваивается за заслуги и достижения в труде, ранее был приравнен к ведомственным знаками отличия в труде и являлся таковым по сути и характеру отмечаемых им заслуг.

Такой вывод основывается на анализе действовавшего федерального законодательства и практики его реализации, отраженной, в том числе, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", проведенном органом исполнительной власти Российской Федерации - Министерством труда Российской Федерации. Данный обзор был направлен в соответствующие органы государственной власти в форме письма Министерства труда Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".

В соответствии с конституционными принципами разделения власти в Российской Федерации органы исполнительной власти осуществляют исполнение, реализацию законов, принимаемых органами законодательной власти государства. В целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры которой были закреплены в федеральном законе "О ветеранах", органами исполнительной власти был проведен обзор практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".

В названном обзоре установлено, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе "За добросовестный труд в потребительской кооперации России".

Одновременно на поступающие запросы Минтрудом России сообщалось, что награды Академии наук СССР, Комитета народного контроля СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке). Так, судом принято во внимание представленное стороной истца письмо за подписью министра труда РФ Январёва В.А. от 12 февраля 1996года, согласно которого знаки "Отличник потребительской кооперации" и "За добросовестный труд в потребительской кооперации России" следует рассматривать как ведомственные знаки отличия в труде, дающие право на оформление звания "Ветеран труда" в соответствии со статьей 7 ФЗ "О ветеранах", если награждение производилось Центросоюзом, Роспотребсоюзом или от их имени.

Как видно из текста обзора, в названном письме содержатся правовые доводы об основаниях отнесения наград, выдаваемых Центросоюзом, к числу ведомственных знаков отличия в труде.

В последующем Федеральным законом от 19.12.2005 года N 163-ФЗ было установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно Положению о значке "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", утвержденного постановлением Совета Центросоюза РФ от 26.07.2002 года №31-С, указанным значком награждаются лучшие работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, проработавшие в потребительской кооперации, как правило, не менее 10 лет и внесшие личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности.

Согласно Положению о знаке отличия "20, 25, 30, 40, 50 лет безупречной работы в потребительской кооперации" указанным знаком отличия награждаются работники организаций, учреждений потребительской кооперации и профсоюза работников этих организаций, учреждений, входящих в состав Центросоюза РФ, за безупречную работу в потребительской кооперации в течение соответственно 20, 25, 30, 40, 50 лет, большой вклад в развитие торговли и т.д. Также в материалы дела представлено Положение о почетной грамоте Центросоюза РФ.

В трудовой книжке истца имеются записи о награждении значком Центросоюза "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", о награждении 7 апреля 2003 года знаком "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации", о вручении 7 января 2006 года почетной грамоты Центросоюза РФ.

Разрешая спор, суд правильно пришел к выводу о том, что поскольку указанные награждения признавались ведомственными знаками отличия в труде, то таковым они остаются и в настоящее время, следовательно, при наличии у истца права на пенсию по старости являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

Таким образом, суд сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска, верно применив и истолковав материальный закон.

Признание судом значка Центросоюза "За добросовестный труд в потребительской кооперации России", знака "25 лет безупречной работы в потребительской кооперации", почетной грамоты Центросоюза РФ ведомственными знаками отличия в труде признается судебной коллегией правильным, исходя из характера отмечаемых заслуг и особенностей правового статуса награждающей организации.

Ни федеральный закон "О ветеранах", ни другие федеральные нормативные правовые акты понятия таких знаков не содержат, а также не определяют их перечень.

Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков только с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда". В этой связи определение Республикой Коми ограниченного перечня ведомственных знаков отличия о труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", без соответствующих ограничений в федеральном законодательстве недопустимо.

Поскольку федеральным законом предусмотрено право на звание "Ветеран труда" у лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде без какого-либо ограничения ведомственной принадлежности, оснований для отмены судебного решения не усматривается.

Ссылки в жалобе на определение Верховного суда Российской Федерации от 11.08.2010 № 51-Г10-20 и определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 не опровергают выводов суда, изложенных в решении.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 20 февраля 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи