№ 33-1604АП/2012 внеочередное предоставление жилья



Судья Колесникова Д.А. Дело № 33-1604АП/2012

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г.,

при секретаре Вахниной Е.А.,

рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Некрасова Александра Васильевича на решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 февраля 2012 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Некрасова Александра Васильевича к администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» о постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке отказано.

Заслушав доклад судьи Голикова А.А., объяснения Некрасова А.В. и его представителя Сердитова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Некрасов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» о постановке на учет, как нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения. В обоснование требований указал, что является инвалидом ..., проживает в доме непригодном для проживания, при этом обращался к ответчику с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением всех требуемых документов, в чем ему было отказано.

В судебном заседании Некрасов А.В. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика с требованиями не согласился.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Некрасов А.В. просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Из материалов дела следует, что Некрасов А.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: ул. ..., д...., с.Лэзым, Сыктывдинский район, Республика Коми, – и в настоящее время проживает в нем с составом семьи из двух человек со своей женой.

Актом межведомственной комиссии МО МР «Сыктывдинский» № ... от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом № ... по ул.... с. Лэзым признан непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации. На основании указанного акта ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение о признании названного жилого помещения непригодным для проживания. При этом в заключении не разрешён вопрос о возможности ремонта или реконструкции жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ Некрасов А.В. обратился в администрацию муниципального образования сельского поселения «Лэзым» с заявлением о принятии на учет его семьи в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непригодностью дома для проживания.

В ответе администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» от ДД.ММ.ГГГГ... на письменное обращение Некрасова А.В. указано, что оснований для постановки на учет Некрасова А.В. в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется, поскольку отсутствуют основания для признания Некрасова А.В. малоимущим, размер стоимости имущества, находящегося в собственности Некрасова А.В. и членов его семьи составляет ... рублей ... копеек на одного члена семьи, что превышает лимит, установленный Решением Совета сельского поселения «Лэзым» от ДД.ММ.ГГГГ....

Материальное положение истца подтверждается исследованными судом письменными доказательствами: лицевыми счетами Некрасова А.В., предоставленными УПФР в Сыктывдинском районе Республики Коми и отражающими сведения о выплаченных суммах в ДД.ММ.ГГГГ году, кадастровыми справками о кадастровой стоимости земельных участков, сведениями об инвентаризационной стоимости жилого дома, в котором проживает Некрасов А.В. и его супруга, заключением об определении рыночной стоимости автомобиля ..., находящегося в собственности семьи Некрасовых. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспаривались.

Некрасов А.В. является инвалидом ... и имеет заболевание, которое предусмотрено Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 №378. Данные обстоятельства установлены судом, основаны на объяснениях сторон и материалах дела и сторонами не оспариваются.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 1; часть 1 статьи 7; статья 18; части 1 и 2 статьи 19).

Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьёй 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилые помещения предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, согласно пункту 6 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», относится к вопросам местного значения поселения.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (далее - среднедушевой доход семьи или доход одиноко проживающего гражданина), и стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации установлен Законом РК от 10.11.2005 N 119-РЗ "О порядке признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Республике Коми".

Решением Совета сельского поселения «Лэзым» от ДД.ММ.ГГГГ... установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в сумме, не превышающей ... рублей. Решением установлен и размер стоимости имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в сумме, не превышающей на каждого члена семьи ... рублей.

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, проживающих в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ); гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат(пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ).

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со статьёй 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

В соответствии с частью 1 пункта 8 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 данные полномочия переданы органу местного самоуправления, который вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания.

Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Проанализировав приведенные нормы материального права, суд пришел к верному выводу, что предоставление из муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование предусмотрено малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, находит их правильными, соответствующими требованиям закона и установленным в судебном заседании обстоятельствам дела.

Доводы жалобы Некрасова А.В. о том, что он имеет право вне зависимости от его материального положения на предоставление жилого помещения ввиду наличия хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, признании жилого дома № ... по ул.... с. Лэзым актом межведомственной комиссии № ... от ДД.ММ.ГГГГ непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации не могут быть приняты во внимание, как основанные на неверном толковании норм материального права, они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.

Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством Некрасов А.В. не был признан малоимущим, оснований для его постановки на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий и предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма у администрации муниципального образования сельского поселения «Лэзым» не возникло.

Доказательств наличия оснований для предоставления жилого помещения истцом представлено не было, само по себе наличие у истца хронического заболевания или признания индивидуального жилого дома непригодным для проживания не может являться основанием для постановки его на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно пункту 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома.

Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии. Осуществление всех этих мер возлагает на собственника обязанность изыскивать необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома, чтобы не допустить приведения жилого помещения в непригодное состояние, при котором проживание в таком помещении будет невозможно.

Из изложенного следует, что на собственнике жилого дома в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом, его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств. Предоставление собственнику частного жилого дома вне очереди жилого помещения в связи с признанием частного жилого дома непригодным для проживания в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, не предусмотрено.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную истцом позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции. Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Решение постановлено в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорное правоотношение, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно.

Оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Некрасова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-