Судья Дудина О.С. Дело № 33-1464АП/2012г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Белова Н.Е., судей Голикова А.А., Тебеньковой Л.Г., при секретаре Вахниной Е.А., рассмотрела в судебном заседании 03 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Кондратьева Александра Валерьевича на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 23 января 2012 года, которым заявление Кондратьева Александра Валерьевича о признании незаконными и отмене решений № ..., № ... участковой избирательной комиссии № ... города Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва оставлено без удовлетворения. Заслушав доклад судьи Голикова А.А., заключение прокурора Шевелёвой М.Г., полагавшей решение суда отмене в части и удовлетворении заявления о признании незаконным решения № ... участковой избирательной комиссии № ... города Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ года, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Кондратьев А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными решений № ... и № ... от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № ... г.Сосногорска, образованной на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, ссылаясь на то, что в период выборов являлся наблюдателем от политической партии ... и находился на избирательном участке № .... ДД.ММ.ГГГГ года в ... часов ... минут решением участковой избирательной комиссии № ... был удален с избирательного участка без каких-либо оснований, решение не мотивировано, не содержит ссылок на законодательство. Также во время голосования в ... часов ... минут решением участковой избирательной комиссии № ... ему незаконно отказано в ознакомлении со списками избирателей. В судебном заседании Кондратьев А.В. на заявлении настаивал. Представитель Территориальной избирательной комиссии г. Сосногорска и участковой избирательной комиссии № ... П.., действующий по доверенности, с заявлением не согласился. Председатель участковой избирательной комиссии № ... С. с заявлением не согласилась. Суд принял приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Кондратьева А.В. поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему. Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проводились выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. В помещении ... комплекса, расположенном по адресу: г.Сосногорск, ..., располагалась участковая избирательная комиссия избирательного участка № ..., председателем которой назначена С. ДД.ММ.ГГГГ Кондратьевым А.В. предъявлено направление от политической партии «...» для участия наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № .... Заявитель был допущен и включен в ... часов ... минут ДД.ММ.ГГГГ в список лиц, присутствовавших при проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования. С ... часов ... минут до ... часов ... минут ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель от партии «...» Кондратьев А.В. находился на территории участковой избирательной комиссии избирательного участка № ... г. Сосногорска. В ... часов наблюдатель Кондратьев А.В. обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка № ... о предоставлении для ознакомления списков избирателей. Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ № ... «О рассмотрении жалобы о нарушении избирательного законодательства» в ... часов ... минут наблюдателю Кондратьеву А.В. было отказано в ознакомлении со списками избирателей. Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка № ... от ДД.ММ.ГГГГ № ... Кондратьеву А.В. отказано в допуске в качестве наблюдателя от политической партии «...» на избирательном участке № ... г.Сосногорска в ... часов ... минут. Фактические обстоятельства дела были установлены судом правильно и подтверждаются материалами дела. В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, вправе назначить наблюдателей. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренныхчастью 2настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе не требуется. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный частью 5 статьи 29настоящего Федерального закона, а в иную избирательную комиссию - в период с начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей. Политическая партия может назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной политической партии. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за голосованием, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается. Наблюдатель вправе знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в избирательной комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей; визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 настоящего Федерального закона; обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему; знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях. Наблюдатель не вправе выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня; заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень; совершать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; проводить предвыборную агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений избирательной комиссией. Согласно пунктам 7, 15 статьи 75 указанного Федерального закона при получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При наличии соответствующего решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей с использованием ГАС "Выборы" при составлении указанного списка. В этом случае член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдающий избирательный бюллетень, сверяет указанные сведения с соответствующими записями в предъявляемом избирателем документе. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению члена участковой избирательной комиссии, отстраненного от участия в работе данной избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 30 Федерального Закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, участка референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных настоящей статьей. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. Согласно пункту 9 статьи 30 Федерального Закона от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, участников референдума, реестром выдачи открепительных удостоверений, находящимися в комиссии открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям; присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума. В соответствии с пунктом 10 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наблюдатель не вправе: предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; совершать действия, препятствующие работе комиссии. Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании решения № ... от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № ... г. Сосногорска об отказе в ознакомлении со списками избирателей незаконным, суд пришел к выводу, что действия Кондратьева А.В. могли воспрепятствовать работе избирательной комиссии, нарушить процесс голосования. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку ознакомление заявителя со списками избирателей в период голосования могло привести к нарушению порядка голосования, организованного в соответствии со статьей 75 Федерального закона РФ от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Решение № ... участковой избирательной комиссией № ... принято в соответствии с требованиями действующего законодательства коллегиально, большинством голосов и оснований для его отмены у суда не имелось. Проверяя основания вынесения оспариваемого заявителем решения № ... суд первой инстанции установил, что в соответствии с п. 5.12 Устава ... партии Российской Федерации Бюро комитета местного отделения ... уполномочено назначать от имени партии наблюдателей в участковые, территориальные и окружные избирательные комиссии по выборам в представительные органы местного самоуправления, по выборам в федеральные органы государственной власти, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации и избирательной комиссии муниципальных образований, а также при проведении референдумов любого уровня. Отказывая в удовлетворении заявления Кондратьева А.В. и признавая правомерным решение № ... от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № ... г. Сосногорска об отказе в допуске в качестве наблюдателя от политической партии «...» на избирательном участке № ... г. Сосногорска в ... часов ... минут, суд пришёл к выводу, что в представленном Кондратьевым А.В. направлении, подписанным уполномоченным представителем политической партии «...» Л.., отсутствовали данные о том, имела ли Л. полномочия на выдачу направления наблюдателю от имени политической партии «...». С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Кондратьев А.В. был допущен наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № ... г. Сосногорска от политической партии «...» в ... часов ... минут ДД.ММ.ГГГГ на основании представленного в материалы дела направления и паспорта, удостоверяющего его личность, принимал участие при проведении голосования до ... часов ... минут, не покидая помещение избирательного участка. При установленных обстоятельствах дополнительного принятия решения участковой избирательной комиссией о допуске его в качестве наблюдателя на избирательный участок не требовалось. Полномочия наблюдателя Кондратьева А.В. удостоверены в письменной форме в направлении, выданном уполномоченным представителем политической партии «...» Л. и скреплённым печатью, содержат все необходимые сведения, предусмотренные как пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», так и пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Дополнительных сведений, подлежащих отражению в направлении, в том числе и о полномочиях лица, подписавшего направление, закон не содержит. Правомочие Л. на подписание направления от политической партии «...» не оспорено, как и не представлено доказательств отсутствия полномочий Л. на подписание направления от политической партии «...». В соответствии с частью 1 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. При установленных обстоятельствах, вывод суда о законности решения № ... от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № ... г. Сосногорска об отказе в допуске в качестве наблюдателя от политической партии «...» на избирательном участке № ... г. Сосногорска Кондратьева А.В. является неверным, в связи с чем решение суда подлежит отмене в указанной части с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований и признании незаконным решения № ... от ДД.ММ.ГГГГ участковой избирательной комиссии № ... г. Сосногорска. В остальной части решение подлежит оставлению без изменения. Руководствуясь статьями 261, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 23 января 2012 года в части оставления без удовлетворения заявления Кондратьева Александра Валерьевича о признании незаконным решения № ... участковой избирательной комиссии № ... города Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва отменить и принять новое решения, по которому заявление Кондратьева Александра Валерьевича удовлетворить. Признать незаконным решение № ... участковой избирательной комиссии № ... города Сосногорска от ДД.ММ.ГГГГ года по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 6 созыва. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратьева А.В. – без удовлетворения. Председательствующий - Судьи -