33-1712АП/2012 присвоение звания ветеран труда потребкооперация



ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Литвиненко С.К. Дело № 33-1712АП/2012 г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Голикова А.А., Жуковской С.В.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрев в судебном заседании 10 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию на решение Печорского городского суда Республики Коми от 29 февраля 2012 года, которым признан приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" Соловьевой М.Г. незаконным.

Обязано Агентство Республики Коми по социальному развитию присвоить Соловьевой М.Г. звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда".

Взысканы с Агентства Республики Коми по социальному развитию в пользу Соловьевой М.Г. судебные расходы в сумме ... рублей.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Соловьева М.Г. обратилась в суд с иском к ГУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Печоры", Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным приказа Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. в части отказа в присвоении звания "Ветеран труда" Соловьевой М.Г., обязании Агентства Республики Коми по социальному развитию присвоить Соловьевой М.Г. звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение "Ветеран труда", взыскании судебных расходов.

В судебном заседании истец и ее представитель на заявленных требованиях настаивали.

Ответчиками иск не признан.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Агентства Республики Коми по социальному развитию ставится вопрос об отмене решения суда как необоснованного, постановленного с нарушением требований закона.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Установлено, что Соловьева М.Г. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ..

ДД.ММ.ГГ. Соловьева М.Г. обратилась в ГУ РК "ЦСЗН г. Печоры" с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда", ссылаясь на то, что она была награждена:

...

...

...

К заявлению истцом были приложены необходимые документы.

Приказом Агентства Республики Коми по социальному развитию от ДД.ММ.ГГ. Соловьевой М.Г. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" ввиду отсутствия оснований согласно представленным документам, которые не отвечают абз. 3 пп.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 19.12.2007 № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми" (л.д. 16).

Письмом от ДД.ММ.ГГ. ГУ РК "ЦСЗН г. Печоры" уведомило истца об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" со ссылкой на нормы действующего законодательства.

По мнению ответчиков, почетные грамоты Центрального Союза потребительских обществ России, Знак "Отличник советской потребительской кооперации" к ведомственным знакам отличия в труде не относятся и, соответственно, не дают права на присвоение звания "Ветеран труда". Такая позиция основана на Положении о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми, утвержденном постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 вместе с Перечнем ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда".

Действия ответчиков оспорены истцом в суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из их обоснованности.

Федеральным законом "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) "О ветеранах" ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Республики Коми такими являются Закон Республики Коми № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в редакции Закона РК от 21.09.2007 №64-РЗ и постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 г. № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми".

В соответствии с п.п.1 п.3, п.п.1 п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми звание "Ветеран труда" присваивается гражданам, которым установлена (назначена) трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" независимо от прекращения ими трудовой деятельности, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Основанием для присвоения звания "Ветеран труда" являются правоустанавливающие документы, подтверждающие награждение орденами, медалями либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, или награждение ведомственными знаками отличия в труде.

Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются наградные документы, выданные в установленном порядке в соответствии с актами федеральных органов государственной власти, нормативными правовыми актами о ведомственных наградах федеральных органов исполнительной власти, судебной власти Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования Российской Федерации.

При присвоении звания "Ветеран труда" учитываются ведомственные знаки за отличия в труде в соответствии с профессиональной деятельностью, с соблюдением условий, что решение о награждении принято непосредственно в отношении конкретного работника (служащего), состоявшего в штате учреждения, организации или работающего (служащего) в организациях (учреждениях), на предприятиях, подведомственных соответствующему федеральному органу.

Конструкция названных норм построена таким образом, что перечень наград и органов государственной власти и их руководителей, уполномоченных на принятие решения о награждении гражданина орденом или медалью, ведомственным знаком отличия в труде и т.д., является исчерпывающим.

Разрешая спор, суд к выводу о том, что награждение истца почетными грамотами Центрального Союза потребительских обществ России, Знаком "Отличник советской потребительской кооперации" являются основанием для присвоения звания "Ветеран труда".

Судебная коллегия признает выводы суда правильными, основанными на верном толковании и применении норм закона.

Федеральное законодательство не содержит определения ведомственного знака отличия в труде или перечня таких знаков. Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что по существу почетные грамоты Центрального Союза потребительских обществ России, Знак "Отличник советской потребительской кооперации" являются таковыми, поскольку присваиваются за заслуги и достижения в труде, ранее были приравнены к ведомственным знаками отличия в труде и являются таковыми по сути и характеру отмечаемых ими заслуг.

Такой вывод основывается на анализе действовавшего федерального законодательства и практики его реализации, отраженной, в том числе, в обзоре практики учета ведомственных знаков отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда", проведенном органом исполнительной власти Российской Федерации - Министерством труда Российской Федерации в целях реализации социальной политики государства в отношении ветеранов труда, основные меры которой были закреплены в федеральном законе "О ветеранах". Данный обзор был направлен в соответствующие органы государственной власти в форме письма Министерства труда Российской Федерации от 15 сентября 1997 г. N 4545-СК "О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда".

В названном обзоре установлено, что наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются нагрудные знаки, знаки, значки, в том числе "Отличник советской потребительской кооперации". Обзор содержит также перечень почетных грамот, учитываемых наряду с наградами, дающими право на присвоение звания "Ветеран труда".

В указанном обзоре одновременно на поступающие запросы Минтрудом России сообщалось, что приведенный перечень не является исчерпывающим, поэтому отказ в присвоении звания "Ветеран труда" только по причине отсутствия названия той или иной награды в этом перечне является необоснованным. Награды Академии наук СССР, Комитета народного контроля СССР, Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР, Центросоюза, Роспотребсоюза, ВЦСПС, ФНПР, ДОСААФ, Советского Комитета защиты мира и Российского Комитета защиты мира, Союза Советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ЦК ВЛКСМ, Всероссийского общества "Знание", ОСВОДа РСФСР, Всероссийского общества охраны природы рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).

Как видно из текста обзора, в названном письме содержатся правовые доводы об основаниях отнесения наград, выдаваемых Центросоюзом, к числу ведомственных знаков отличия в труде.

Согласно Положению о значке "Отличник советской потребительской кооперации", утвержденному Постановлением Правления Центросоюза и ЦК профсоюза работников торговли и потребкооперации от 12 августа 1982 года, республиканские, краевые, областные потребсоюзы и комитеты профсоюза, в данном случае Комиреспубликанские потребсоюзы и профсоюзы, имели право награждать работников системы потребительской кооперации республики наградой Центросоюза и ЦК профсоюза. Решение Центросоюза о награждении не принималось, так как не требовалось. Знак "Отличник советской потребительской кооперации" учрежден Советом министров СССР, был выдан предприятием от имени органа исполнительной власти СССР - Министерства торговли СССР. Данный значок являлся высшей наградой потребительской кооперации бывшего СССР, им награждались наиболее активные члены-пайщики и лучшие работники за долголетнюю (как правило, не менее 5-ти лет) и плодотворную работу в потребительской кооперации, личный вклад в развитие и совершенствование ее хозяйственной и общественно-массовой деятельности, в реализации Продовольственной программы СССР и целевых комплексных программ потребкооперации.

Роспотребсоюз переименован в Центросоюз РФ на основании постановления пятого собрания Совета Роспотребсоюза девятого созыва от 15.04.1991. Центросоюз РФ является правопреемником Центросоюза (бывшего СССР) на основании Постановления Верховного Совета РФ от 19.06.1992 N 3086-2 "О введении в действие Закона РФ "О потребительской кооперации в РФ".

При таких обстоятельствах вывод суда о том, что награждение знаком "Отличник советской потребительской кооперации" также осуществлялось от имени министерства (ведомства) с предоставлением данных полномочий администрации предприятия и профсоюзному комитету предприятия, закону соответствует.

В материалах дела имеются доказательства награждения истца ...

Признание судом указанных наград ведомственными знаками отличия в труде признается судебной коллегией правильным, исходя из характера отмечаемых заслуг и особенностей правового статуса награждающей организации.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о наличии оснований для удовлетворения иска, верно применив и истолковав материальный закон.

Федеральным законом от 19.12.2005 года N 163-ФЗ установлено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. При этом ни названный федеральный закон, ни другие федеральные нормативные правовые акты понятия таких знаков не содержат, а также не определяют их перечень.

Субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные категории знаков только с целью расширения круга лиц, которым может быть присвоено звание "Ветеран труда". В этой связи определение Республикой Коми ограниченного перечня ведомственных знаков отличия о труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", без соответствующих ограничений в федеральном законодательстве недопустимо.

Судом правомерно принято во внимание то обстоятельство, что постановлением Конституционного Суда Республики Коми от 30.09.2011 "По делу о проверке конституционности Приложения № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", по запросу прокурора Республики Коми" признано Приложение № 2 к Положению о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденному Постановлением Правительства Республики Коми от 19 декабря 2007 года № 302 "Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" на территории Республики Коми", в той мере, в какой оно устанавливает исчерпывающий и, по сути, закрытый перечень ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 11, 17.

Поскольку федеральным законом предусмотрено право на звание "Ветеран труда" у лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде без какого-либо ограничения ведомственной принадлежности, оснований для отмены судебного решения не усматривается.

Ссылки в жалобе на определение Верховного суда Российской Федерации от 11.08.2010 № 51-Г10-20 и определение Конституционного Суда РФ от 17.12.2009 не опровергают выводов суда, изложенных в решении.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 29 февраля 2012 года оставить без изменения, кассационную жалобу Агентства Республики Коми по социальному развитию - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи