о назначении досрочной трудовой пенсии



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судья Москвичева Л.П. дело № 33-2229/2011

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Кореневой И.В.,

судей Глушкова М.В., Голикова А.А.,

при секретаре Коданевой И.Н.,

рассмотрев в судебном заседании 25 апреля 2011 года дело по кассационной жалобе ГУ – Управление пенсионного фонда в г. Инте Республики Коми на решение Интинского городского суда РК от 16 марта 2011 года, по которому

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми обязано назначить Муравьевой В.Г., ... г.р.. трудовую пенсию по старости по п.п. 6 п. 1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 20 сентября 2010 года.

С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми взыскано в доход государства госпошлина в сумме ... рублей.

Заслушав доклад материалов дела судьи Глушкова М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Муравьева В.Г. обратилась в суд с иском к ответчику назначении досрочной трудовой пенсии с 20.09.10г., обязании включить в стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, просит также обязать ГУ УПФ РФ в г. Инта, при этом просит произвести расчет стажа работ с учетом суммирования геологоразведочных работ и Списка № 2 от 22.08.56 года в льготном исчислении, указывая, что 20.09.10г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп.2 и пп.6 п.1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Комиссия ГУ УПФ РФ в г. Инте по назначению пенсий отказала в назначении трудовой пенсии, при этом стаж по Списку № 2 от 22.08.56 года и стаж работы, предусмотренный п.п. 6 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ не был суммирован. Также, как усматривается из протокола от 29.09.10г. в стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет с 19.02.02г. по 04.04.2004г. Полевой стаж ею выработан до 2002 года.

В судебном заседании истица исковые требования о назначении трудовой пенсии с учетом периода ее работы с 11.04.85г. по 01.10.01г. поддержала. Просила также включить в специальный стаж время прохождения производственной практики с 15.05.84г. по 28.09.84г., от исковых требований о включении в общий страховой стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком отказалась. Представитель ответчика иск не признал по тем основаниям, что у Муравьевой В.Г., исходя из фактически отработанного времени непосредственно в полевых условиях времени, специального стажа не хватает.

Суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ – Управление пенсионного фонда в г. Инте Республики Коми просит отменить решение суда, по мотивам его незаконности и необоснованности, указывая на применение судом, при подсчёте специального стажа, двойной льготы.

В силу п.п. 6 п.1 ст.27 Закона 173-ФЗ от 17.12.2001г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно статьи 28.1 ФЗ № 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 части1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

Как следует из материалов дела, Муравьева В.Г. 20 сентября 2010 года обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Инте с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп..2 и пп. 6 п.1 ст. 27 и ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом ею были представлены документы для назначения трудовой пенсии - трудовая книжка, диплом Кировского горного техникума, копии приказов Тувинской геологоразведочной экспедиции, архивные справки МУ «Городской архив документов по личному составу», архивные справки МУ «Городской архив документов по личному составу» для начисления пенсии о полевом довольствии. Протоколом № 532 от 29.09.10г. истице в назначении трудовой пенсии было отказано в связи с тем, что нет необходимо стажа на соответствующих видах работ. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в городе Инте от 19.01.2011 г. № 145 истице был установлен страховой стаж календарно – 19 лет 11 месяцев 29 дней, стаж работы в РКС и МКС календарно- 15 лет 8 месяцев 28 дней, стаж по Списку № 2 от 22.08.56г. (календарно) – 2г. 7 мес. 9 дней, с учетом льготного исчисления - 3 года 10 месяцев 24 дня; стаж работы по п.п.6 п.1 ст. 27 ФЗ № 173- 4 года 11 месяцев 27 дней, с учетом льготного исчисления (1 год за 1, 5) – 6 лет 11 месяцев 20 дней. Как усматривается из данного протокола, суммирование стажа по разделу «Геологоразведочные работы» Списка № 2 от 22.08.56г. и по п.п. 6 ч. 1 ст. 27 ФЗ № 173 не произведено, так как данные работы являются работами с одинаковыми условиями труда. При этом, стаж работы в Интинской геологоразведочной экспедиции «Полярноуралгеология» был учтен исходя из фактической продолжительности работы истицы непосредственно в полевых условиях, с учетом очередных отпусков.

Разрешая спор по существу, суд обоснованно признал право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии с момента обращения к ответчику с 20 сентября 2010 года по п.п. 6 п. 1 ст. 27, ст. 28.1 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Поскольку стаж работы истицы в полевых условиях за период с января 1985 года по декабрь 2001 года, с учётом стажа работы истицы в полевых условиях в период с 15.05. по 28.09.1984 года, исчисленных в льготном порядке, составляет более 10 лет, необходимых для назначения пенсии по вышеуказанному основанию. Правильно признав расчет необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии специального стажа работ ответчиком, произведенным без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу и требований закона.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:- работа от 6 месяцев до одного года - как один год;- работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.

Согласно имеющимся материалам, в период осуществления истицей трудовой деятельности не все периоды осуществления ею соответствующих работ в полевых условиях отражены с указанием дней отработки в месяце. Факт выполнения Муравьевой В.Г. работ в полевых условиях ответчиком не оспаривается.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Оценив установленные обстоятельства применительно к требованиям закона, суд правомерно признал периоды работы истицы в полевых условиях без указания количества отработанных в месяце дней подлежащими зачету в полном объеме.

Данный вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Документы, свидетельствующие о выплате полевого довольствия, могут служить подтверждением занятости на полевых геологических работах в полевых условиях, однако, не содержат сведений, безусловно подтверждающих конкретную занятость лица на указанных работах в определенный период. В отсутствие иных доказательств по делу, данные документы не могут служить подтверждением занятости работника непосредственно на полевых геологических работах лишь в указанные дни. В свою очередь, отсутствие документального подтверждения с указанием количества дней работы истицы в полевых условиях не может влиять на права работника, в том числе на назначение льготной пенсии. Поскольку сохранность указанных документов от него не зависит и, соответственно, указанное обстоятельство как не зависящее от истицы не лишает её права на назначение льготной пенсии.

При изложенных обстоятельствах, ссылка в жалобе в подтверждение довода о непостоянной занятости истца на полевых работах на изменение сумм выплаченного полевого довольствия, равно как и указание на необходимость выполнения работы постоянно в течение полного рабочего дня, не могут быть приняты во внимание, поскольку правильность сделанного судом вывода не опровергают.

С учетом Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.10.2003 года №70 «Об утверждении разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №70 от 17.12.2003г. и Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г. № 2-П расчет специального стажа может быть произведен с учетом правил исчисления по ранее действующему законодательству, действовавшему в период выполнения работы.

В соответствии с п. «е» ст.12 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1, пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет, если они трудились не менее 12 лет 6 месяцев в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого - разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона. При этом период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В силу абзаца 7 ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» №340-1 при подсчете трудового стажа, указанного в статьях 10, 11, 12, 29 Закона периоды работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера исчисляются в полуторном размере.

Поскольку порядок исчисления специального стажа законом установлен, принимая во внимание, что ограничений применения льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного ст. 94, к категории граждан, определенной 12 статьей, закон не содержит, утверждение в жалобе о том, что судом при исчислении специального стажа с учетом требований ранее действующего законодательства необоснованно применен льготный порядок, установленный положениями разных статей, неправомерно.

При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 347, ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Интинского городского суда Республики Коми от 16 марта 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Инте Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –