Дело № 3-47-2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Кретова В.В., при секретаре Воронцовой Н.Н., с участием прокурора Шевелевой М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 24 августа 2010 года дело по заявлениям Давыдченко Е.С., индивидуального предпринимателя Криштоф Г.В. и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 1 июля 2010 года № 73-РЗ, УСТАНОВИЛ: Проживающий в городе Сыктывкаре Республики Коми Давыдченко Е.С., осуществляющая предпринимательскую деятельность по продаже пива в городе Ухте Республики Коми, индивидуальный предприниматель Криштоф Г.В. и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» обратились в Верховный Суд Республики Коми с заявлениями о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими положений Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 1 июля 2010 года № 73-РЗ. При этом Давыдченко Е.С. оспариваются ст. 1, 2 и 3 Закона Республики Коми, индивидуальным предпринимателем Криштоф Г.В. ст. 1 настоящего Закона, а ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Закон в целом. В обоснование своих требований заявители указали, что Закон Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» принят с превышением предоставленных Республики Коми полномочий как в области правового регулирования продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, так и в области законодательства об административных правонарушениях и нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами права и свободы граждан и организаций. На основании ст. 151 ГПК РФ заявления Давыдченко Е.С., индивидуального предпринимателя Криштоф Г.В. и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» соединены в одном производстве. В судебном заседании представители Давыдченко Е.С.-Никулин А.В., индивидуального предпринимателя Криштоф Г.В.-Кононов В.Ю., ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» Москалев А.И. настаивали на удовлетворении заявлений и дали соответствующие им пояснения. Представители Государственного Совета Республики Коми Ветошкин С.С. и Главы Республики Коми Лисина Т.М. заявленные требования не признали и считали, что Закон Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» принят по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации с целью обеспечения правопорядка, общественной безопасности, защиты нравственности и здоровья граждан и сам по себе не противоречит федеральному законодательству, поскольку устраняет имеющиеся в нем пробелы. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, прокурора и исследовав имеющиеся материалы, суд находит, что заявления Давыдченко Е.С., индивидуального предпринимателя Криштоф Г.В. и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» подлежат удовлетворению. Так, в соответствии с положениями ст. 1 и 2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 1 июля 2010 года № 73-РЗ на территории Республики Коми запрещены розничная продажа пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 15 и менее процентов объема готовой продукции с 23 часов до 8 часов во всех местах, за исключением предприятий общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, на объектах и в местах массового скопления граждан, в других общественных местах, за исключением предприятий общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив. Вместе с тем вопросы розничной продажи и потребления (распития) указанной выше продукции непосредственно связаны с регулированием прав и свобод граждан и организаций, с установлением правовых основ единого рынка, гражданским правом и в силу ст. 71 Конституции Российской Федерации, гражданского законодательства Российской Федерации и иных федеральных законов находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Согласно же положениям ст. 26.1, 26.3.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам ведения Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации или соглашениями. Применительно к розничной продаже и потреблению (распитию) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в Российской Федерации действует Федеральный закон «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» от 7 марта 2005 года № 11-ФЗ, принятый целях защиты нравственности и здоровья людей, прежде всего несовершеннолетних, и устанавливающий запрет на розничную продажу пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и напитков, изготавливаемых на его основе, с указанным содержанием этилового спирта в детских, образовательных и медицинских организациях, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях и несовершеннолетним, а также запрет на потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в указанных выше местах, а несовершеннолетними, кроме того, в любых общественных местах. При этом настоящим Федеральным законом (ст. 3) предусмотрено участие субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных в нем полномочий, но только в части установления порядка, на основании которого органы местного самоуправления с учетом положений данного Федерального закона определяют места общественного питания, в которых не разрешаются розничная продажа, в том числе в розлив, и потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, на территориях соответствующих муниципальных образований. Какими-либо иными полномочиями в области регулирования розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, ни указанный выше Федеральный закон, ни иные федеральные законы органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделяют. Изложенное, в полной мере, относится и к запретительным мерам, установленным ст. 1 и 2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции», в отношении розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта 15 и менее процентов объема готовой продукции и потребления (распития) данной продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, т.к. в соответствии с приведенными выше принципами разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ст.26.1, 26.3.1), Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ с изменениями и дополнениями (ст. 6, 16, 26) органы государственной власти субъектов Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование в части установления ограничений розничной продажи и потребления (распития) указанной выше продукции. Таким образом, ст. 1 и 2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» приняты с превышением предоставленных органам государственной власти Республики Коми полномочий и по определению нарушают гарантированные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами права и свободы граждан и организаций. Не соответствует федеральному законодательству и ст. 3 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции», которой предусмотрена административная ответственность за потребление (распитие) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в других общественных местах, за исключением предприятий общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, если ответственность за данные правонарушения не наступает в соответствии с частью 1 статьи 20.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, в соответствии с п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу положений ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам. Согласно же ст. 1.1, 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и при этом к исключительному ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Как уже было указано выше вопросы потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта менее 12 процентов объема готовой продукции, а также вопросы определения мест, где распитие этой продукции не допускается, имеют федеральное значение и, в частности, урегулированы в Федеральном законе «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» и Федеральном законе «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Поэтому административная ответственность за нарушение установленных федеральным законодательством правил потребления (распития) данной продукции может быть предусмотрена только федеральными законами. В частности, такая ответственность установлена ст. 20.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что с учетом требований ст. 1.3 настоящего Кодекса и приведенных выше норм федерального законодательства исключает саму возможность какого-либо вмешательства субъектов Российской Федерации в указанную область правового регулирования. При таких обстоятельствах, Закон Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 1 июля 2010 года № 73-РЗ следует признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим и при этом в полном объеме. С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении настоящего Закона Республики Коми, суд находит, что он подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. В соответствии с положениями ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» сообщение о принятом судом решении после вступления настоящего решения в законную силу подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми-газете «Республика». Руководствуясь ст. 194, 199, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявления Давыдченко Е.С., индивидуального предпринимателя Криштоф Г.В. и ОАО «Пивоваренная компания «Балтика» удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления настоящего решения в законную силу Закон Республики Коми «О некоторых вопросах регулирования в Республике Коми розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 1 июля 2010 года № 73-РЗ. Сообщение о принятом решении после вступления этого решения в законную силу подлежит опубликованию в газете «Республика». На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми. Председательствующий: Кретов В.В. Решение изготовлено в 1 экземпляре на принтере "Laserjet 1015". Председательствующий: Кретов В.В. Копия верна: судья Кретов В.В.