РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В., при секретаре Воронцовой Н.Н. с участием прокурора Нестерова М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре «07» марта 2011 года дело по заявлению Коми республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми по единому избирательному округу, УСТАНОВИЛ: Коми республиканское отделение политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» обратилось в Верховный суд Республики Коми с заявлением об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми по единому избирательному округу. В обоснование заявленных требований указало, что избирательным объединением - Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми при проведении предвыборной агитации были допущены нарушения законодательства РФ в области избирательного права. Так, на территории Республики Коми были изготовлены и вывешены баннеры с призывом «Половину доходов - Республике! Больше Москве не давать». По мнению заявителя, данный призыв является призывом к насильственному изменению основ конституционного строя, а именно: к неподчинению Конституции РФ и федеральным законам, к игнорированию распределения вопросов по предметам ведения, закрепленным в Конституции РФ. Данным призывом не ставится о пересмотре перераспределения доходов Республики конституционным путем (через внесения изменений в федеральное законодательство с помощью процедуры законодательной инициативы), а звучит прямой призыв к неповиновению, что является призывом к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, соединенное с насилием либо угрозой его применения. Заявитель также указывает на то, что если федеральные органы в лице налоговой службы и потребуют в соответствии с законодательством отчисления тех или иных налогов в федеральный бюджет, то Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми призывает не подчинится этому требованию. Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о нарушении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ, и являются основанием для отмены регистрации единого списка кандидатов в депутаты. В судебном заседании представитель Коми республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» Лушкова Н.В. заявленные требований поддержала. Представитель Регионального отделения Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республики Коми Ахметов В.В. с заявленными требованиями не согласился. Представитель Избирательной комиссии Республики Коми не высказал своего мнения по существу заявленных требований. Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 09.12.2010г. № IV-8/77 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва. Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 04 февраля 2011 года № 120/678-4 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Государственного Совета V созыва, выдвинутый Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми по единому избирательному округу, в количестве 39 человек. Как следует из материалов дела, на территории Республики Коми изготовлены и вывешены баннеры избирательного объединения Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми с призывом «Половину доходов - Республике! Больше Москве не давать». Положениями пунктом 1 и пунктом 4 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предусмотрено, что агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании. Предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая цель побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них). Как следует из материалов дела и из пояснений сторон, вышеуказанный баннер является агитационным материалом, оплаченным из избирательного фонда избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми». В соответствии со статьей 48 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. В соответствии с подпунктом "д" пункта 8 статьи 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием для отмены регистрации зарегистрированного списка кандидатов является несоблюдение избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктами 1 и 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона. Пункт 1 статьи 56 указанного Федерального закона предусматривает, что предвыборные программы кандидатов, избирательных объединений, иные агитационные материалы (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет"), выступления кандидатов и их доверенных лиц, представителей и доверенных лиц избирательных объединений, представителей инициативной группы по проведению референдума и иных групп участников референдума, граждан на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации (в том числе размещаемые в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, включая "Интернет") не должны содержать призывы к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждать к таким деяниям, а также обосновывать или оправдывать экстремизм. Согласно статьи 1 Федеральный закона "О противодействии экстремистской деятельности" под экстремистской деятельностью понимается в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения. Применительно к вышеуказанным нормам, в том числе исходя из понятия экстремистской деятельности, данной в статье 1 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", учитывая добытые в ходе рассмотрения дела доказательства, суд не может согласиться с доводами Коми республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» о наличии в содержании баннера Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми призывов к насильственному изменению основ конституционного строя и к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, соединенных с насилием либо угрозой его применения. В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Каких-либо фактов и обстоятельств, а также доказательств им, которые бы сами по себе или в совокупности с иными доказательствами, подтверждали изложенные в заявлении Коми республиканским отделением политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» доводы, заявителем не указано, и в материалы дела не представлено. Не представлено таких доказательств и в ходе рассмотрения дела. При этом, вывод заявителя об экстремистской направленности агитационного призыва, основан на его собственном понимании и трактовке сведений, изложенных в агитационном материале, что само по себе не может являться основанием для признания его обоснованным, поскольку каких-либо доказательств, данному утверждению в суд не представлено. Ссылка представителя заявителя на то, что агитационный материал призывает граждан не платить установленные законом налоги, несостоятельна, поскольку из буквального текста оспариваемого агитационного материала не следует, что он призывает граждан отказаться от уплаты налогов. Буквальное содержание агитационного материала не свидетельствует о наличии в агитационном материале призыва к прямому неповиновению, к насильственному изменению основ конституционного строя, к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, соединенных с насилием либо угрозой его применения. В то же время, текст баннера соответствует предвыборной программе Регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» в Республике Коми, одним из пунктов которого значится – «добиться справедливого распределения доходов между республикой и федеральным Центром. Сократить долю налогов, уходящих в центр до 50%. Это принесет республике 2 миллиарда рублей ежегодно». Данный вывод суда подтверждается проведенной по делу лингвистической экспертизой № 45 от 07.03.2011г., выполненной экспертом Института языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. В частности, как следует из заключения эксперта: смысл текста, размещенного на баннерах Коми регионального отделения политической партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», который гласит «Половину доходов - Республике! Больше Москве не давать», как следует из его содержания (хотя к тексту нет никакого комментария), состоит в призыве к изменению межбюджетных отношений. Эти отношения определяются не нормами Конституции, а специальными законодательными актами, в числе которых основное значение имеет Бюджетный кодекс. Действие норм Бюджетного Кодекса о распределении налогов, собираемых на территории субъекта РФ в пропорции 50:50 (50- региону, 50 – в федеральный бюджет) в настоящее время приостановлено, но политические партии вправе требовать, чтобы данная норма являлась действующей. Таким образом, утверждение об антиконституционном содержании приведенного выше текста говорить нет оснований, ибо текст лаконичен, и предметом анализа может служить только сам этот текст, а не приписываемые ему значения; текст, размещенный на баннере не может быть рассмотрен как антиконституционный, поскольку он не выходит за пределы юридических норм, которые имеют место в сфере межбюджетных отношений. В тексте баннера нет каких-либо прямых или косвенных призывов к воспрепятствованию законной деятельности государственных органов, а тем более к насильственному изменению основ конституционного строя; смысловое значение приведенного выше текста и его стилистика состоят в призыве (не требовании, не в предложении или пожелании) добиваться того, чтобы половина налоговых поступлений, собираемых на территории Республики Коми, оставалась в бюджете республики. Из текста неясно кому адресован этот призыв, какими методами можно и нужно добиваться желаемой ситуации, кто будет обеспечивать выполнение желаемого и так далее. Призыв сформулирован в крайне неопределенной форме, что, видимо, и позволяет прибегать к его расширительному толкованию политическим оппонентам; текст, размещенный на баннере, не противоречит положениям предвыборной программы регионального отделения «СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ», опубликованной в прессе; форма выражения своих политических позиций, использованная в анализируемом материале, - это политических лозунг-призыв; в законе Российской Федерации «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими действиями понимаются либо прямые призывы к осуществлению экстремистской деятельности (коих в представленных материалах нет), либо обоснования или оправдания необходимости подобной деятельности. Под экстремисткой деятельностью можно понимать такие деяния (включая публикации в СМИ, распространение листовок и так далее), которые направлены на устранение оппонентов из социальной системы противоправными действиями организаций или физических лиц в целях реализации собственных идей. В качестве оппонентов могут выступать расовые, этнические, религиозные, социальные группы или социальные институты. О подобных деяниях в анализируемых текстах упоминания нет, то есть оснований считать содержание баннера экстремистскими или, имеющими признаки экстремистской деятельности, нет. Заключение эксперта полно и объективно. У суда нет сомнений в достоверности выводов эксперта, поскольку исследование проведено лицом, обладающим специальными познаниями для разрешения поставленных перед ним вопросов, и имеющим длительный стаж работы по специальности. Не оспаривают выводов эксперта и стороны. С учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, принимая во внимание заключение лингвистической экспертизы, суд приходит к выводу, что Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Коми не допущены нарушения требования пункта 1 статьи 56 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". При таких обстоятельствах, требования Коми республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Коми республиканского отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» об отмене регистрации списка кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми пятого созыва, выдвинутого Региональным отделением Политической партии Справедливая Россия в Республике Коми по единому избирательному округу, отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми. Председательствующий А.В. Юдин Мотивированное решение изготовлено «09» марта 2011 года Председательствующий А.В. Юдин ... ...