избирательное право - признание незаконным постановления избирательной комиссии



Дело № 3-26/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 5 марта 2011 года дело по заявлению избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4 в части вынесения избирательному объединению Коми региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» предупреждения за допущенное нарушение законодательства о выборах Российской Федерации (статья 54, пункт 6 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абзац второй части 6 статьи 66 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»), выразившееся в распространении представителями указанного избирательного объединения 29 января 2011 года во время пикета, проведенного в городе Сыктывкаре, экземпляров выпуска № 1 за 2011 год газеты «ЛДПР», содержащих фотографии и высказывания лиц, включенных в общереспубликанскую часть единого списка кандидатов, выдвинутого на выборах депутатов Государственного Совета Республике Коми V созыва, доведении информации об указанном нарушении до сведения избирателей через средства массовой информации; обязании Избирательной комиссии Республики Коми устранить допущенное нарушение прав избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», путем издания акта о внесении соответствующих изменений в постановление от 09.02.2011 № 122/696-4,

УСТАНОВИЛ:

Уполномоченный представитель избирательного объединения Коми регионального отделения политической партии «Либерально-демократическая партия России» Нагаева Г.Ю. обратилась в Верховный суд Республики Коми с заявлением об оспаривании постановления Избирательной комиссии от 09.02.2011 № 122/696-4, признании его незаконным, нарушающим права избирательного объединения. В обоснование требований указала, что пунктом 3 названного постановления избирательному объединению КРО политической партии «Либерально-демократическая партия России» вынесено предупреждение за допущенное нарушение законодательства о выборах Российской Федерации, выразившееся в распространении представителями избирательного объединения во время проведенного 29.01.2011 в г. Сыктывкаре пикета экземпляров выпуска № 1 за 2011 год газеты «ЛДПР», содержащих фотографии и высказывания лиц, включенных в общереспубликанскую часть единого списка кандидатов, выдвинутых на выборах депутатов Государственного Совета РК V созыва. Полагает, что в действиях избирательного объединения КРО политической партии «ЛДПР» отсутствовало нарушение законодательства о выборах РФ, поскольку газета «ЛДПР» является печатным средством массовой информации, зарегистрирована в установленном порядке, имеется свидетельство. Периодическое печатное издание выпускается ежемесячно, распространяется бесплатно на всей территории РФ, и не является агитационным материалом избирательного объединения КРО политической партии «ЛДПР».

В судебном заседании представитель избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «ЛДПР» Турышев А.А. поддержал заявленные требования.

Представитель Избирательной комиссии Республики Коми Митюшев Д.И. с заявленными требованиями не согласился.

Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении заявленных требований, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» агитационными материалами признаются печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки предвыборной агитации и предназначенные для массового распространения, обнародования в период избирательной кампании.

Согласно пункту 4 данной статьи предвыборной агитацией является деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них).

Пунктом 5.1 статьи 20 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

31.01.2011 в Избирательную комиссию Республики Коми поступила жалоба Хорунжего В.Ю., уполномоченного представителя избирательного объединения Коми региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия», в которой указывалось на факт распространения представителями избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» во время проведенного 29.01.2011 на территории города Сыктывкара пикета экземпляров печатного издания политической партии «ЛДПР», не оплаченного из избирательного фонда данного избирательного объединения. Хорунжий В.Ю., указывая на содержащиеся в данном деянии признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, просил составить в отношении КРО политической партии «Либерально-демократическая партия России» протокол об административном правонарушении.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4 в удовлетворении жалобы Хорунжего В.Ю. о составлении в отношении избирательного объединения КРО политической партии «ЛДПР» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.18 КоАП РФ отказано; за допущенное нарушение законодательства о выборах Российской Федерации (ст. 54, п. 6 ст. 59 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абз. 2 ч. 6 ст. 66 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми») Избирательному объединению КРО политической партии «ЛДПР» вынесено предупреждение.

Как следует из постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4, Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» на состоявшейся 15 января 2011 года региональной конференции выдвинуло список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва. 28 января 2011 года данный список кандидатов заверен Избирательной комиссией Республики Коми.

29 января 2011 года представители политической партии «ЛДПР» на территории города Сыктывкара проводили публичное мероприятие в форме пикета, во время проведения которого распространяли экземпляры первого за 2011 год выпуска периодического печатного издания Либерально-демократической партии России, в котором были опубликованы фотографии трех кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением КРО политической партии «ЛДПР» по единому избирательному округу на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва, а также статьи с их высказываниями в форме прямой речи об отдельных вопросах жизни Российской Федерации и деятельности ее государственных органов.

Избирательная комиссия пришла к выводу, что представители политической партии «ЛДПР» использовали экземпляры газеты в качестве агитационных печатных материалов, что влечет несоблюдение установленных законодательством о выборах правил проведения предвыборной агитации посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов (статья 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), а также абз. 2 ч. 6 ст. 66 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах Республики Коми» (п. 6 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), согласно которому избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, не вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда находящуюся в его пользовании печатную продукцию.

В соответствии с п. 1 ст. 48 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.

В силу пп. «е» п. 2 статьи 48 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признается деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Согласно ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избирательные объединения вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что представители политической партии «ЛДПР» в период предвыборной агитации при проведении пикета 29 января 2011 года распространяли экземпляры выпуска № 1 за 2011 год газеты «ЛДПР» с опубликованными в нем фотографиями и высказываниями кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть списка кандидатов, выдвинутого на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва избирательным объединением КРО политической партии «ЛДПР», статьи, а также содержание газеты в целом способствуют созданию положительно или отрицательного отношения избирателей к кандидатам, выдвинутым на выборах депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, и к Избирательному объединению КРО политической партии «ЛДПР» в целом, то есть в период избирательной кампании политической партией выпуск газеты «ЛДПР» использовался в качестве агитационного печатного материала. С учетом этого, суд соглашается с выводами Избирательной комиссии, указавшей на несоблюдение Избирательным объединением КРО политической партии «ЛДПР» установленных законодательством о выборах правил проведения предвыборной агитации посредством выпуска и распространения агитационных печатных материалов.

В соответствии с п. 5 ст. 54 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, установленных пунктами 2 и 4 настоящей статьи.

Аналогичная норма содержится в ч. 6 статьи 66 Закона Республики Коми от 27.09.2010 № 88-РЗ «О выборах и референдумах в Республике Коми» в соответствии с которой кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке.

Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.

В нарушение приведенных положений федерального и республиканского законодательства избирательным объединением КРО политическая партия «ЛДПР» предвыборная агитация путем распространения во время пикета выпуска газеты «ЛДПР» осуществлялась без привлечения средств избирательного фонда политической партии «Либерально-демократическая партия России».

Таким образом, в действиях избирательного объединения Коми региональное объединение политическая партия «ЛДПР» усматривается нарушение избирательного законодательства, за которое согласно п. 5.1. ст. 20 Федерального закона от 12.02.2002 № 67-ФЗ соответствующая комиссия вправе вынести предупреждение.

Довод представителя избирательного объединения КРО о том, что газета «ЛДПР» не является агитационным материалом по смыслу ст. 2 Федерального закона, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании закона, поскольку предвыборной агитацией является не само печатное издание газеты «ЛДПР», а деятельность представителей партии по его распространению.

Постановление Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4 следует признать законным и не нарушающим права избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «ЛДПР».

При таких обстоятельствах, оснований для признания постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4 незаконным и удовлетворения заявления избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» не имеется.

Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления уполномоченного представителя избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России» о признании незаконным постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 09.02.2011 № 122/696-4 в части вынесения избирательному объединению Коми региональному отделению политической партии «Либерально-демократическая партия России» предупреждения за допущенное нарушение законодательства о выборах Российской Федерации (статья 54, пункт 6 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», абзац второй части 6 статьи 66 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»), выразившееся в распространении представителями указанного избирательного объединения 29 января 2011 года, во время пикета, проведенного в городе Сыктывкаре, экземпляров выпуска № 1 за 2011 год газеты «ЛДПР», содержащих фотографии и высказывания лиц, включенных в общереспубликанскую часть единого списка кандидатов, выдвинутого на выборах депутатов Государственного Совета Республике Коми V созыва, доведении информации об указанном нарушении до сведения избирателей через средства массовой информации; обязании Избирательной комиссии Республики Коми устранить допущенное нарушение прав избирательного объединения Коми региональное отделение политической партии «Либерально-демократическая партия России», путем издания акта о внесении соответствующих изменений в постановление от 09.02.2011 № 122/696-4, отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации с подачей жалобы через Верховный суд Республики Коми в течение пяти дней.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «09» марта 2011 года

Председательствующий А.В. Юдин

...

...