избирательное право - об отмене постановления избирательной комиссии



Дело № 3-16/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «19» февраля 2011 года дело по заявлению Бордюг Н.А. об отмене постановления окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва от 12.02.2011 года № 7/9.

УСТАНОВИЛ:

Бордюг Н.А. обратилась в Верховный суд Республики Коми с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что она зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Академическому одномандатному избирательному округу № 2.

07.02.2011г. в соответствии с требованиями избирательного законодательства, она уведомила избирательную комиссию об изготовлении и начале распространения агитационного печатного материала – информационного бюллетеня газета «За справедливость», заказчиками которого являлись: избирательное объединение «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми»; кандидат в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва Бордюг Н.А. Таким образом, указанный агитационный печатный материл является совместным, при этом к ее предвыборной агитации относятся только высказывание и изображение Габовой С.А.

Наряду с тем, что избирательное объединение уведомило избирательную комиссию Республики Коми о начале выпуска вышеуказанного агитационного печатного материала, она также представила согласия на использование в агитационном печатном материале высказываний и изображений всех физических лиц.

Несмотря на то, что ею были выполнены все требования избирательного законодательства, Окружная избирательная комиссия Академического избирательного округа № 2 постановлением от 12.02.2011г. № 7/9 решила обратиться в УВД г.Сыктывкара с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Считает, что указанное постановление подлежит отмене, поскольку грубо нарушает не только ее избирательное право, но и права избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми», а также права жителей Республики Коми. Кроме того, окружная избирательная комиссия вышла за рамки своей компетенции, по сути, запретив распространение агитационного материала избирательному объединению.

В судебном заседании Бордюг Н.А. и ее представитель Ахметов В.В. поддержали заявленные требования, уточнили их, указав, что постановление Окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 нарушает только ее права, как кандидата.

Представители Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара Скаковский А.А. и Бартош Р.А. с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав пояснения сторон и показания свидетелей, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований Бордюг Н.А. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Постановлением Государственного совета Республики Коми от 09.12.2010г. № IV-8/77 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва.

Подпунктом 1 пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 15.12.2010г. № 110/592-4 полномочия окружных избирательных комиссий Лесозаводского избирательного округа № 1, Академического избирательного округа № 2, Магистрального избирательного округа № 3 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара.

01.02.2011г. Бордюг Н.А. зарегистрирована кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми по Академическому избирательному округу № 2.

07.02.2011г. Бордюг Н.А. представила в Окружную избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 уведомление об изготовлении агитационного печатного материала.

Согласно указанному уведомлению, агитационный печатный материал представляет собой информационный бюллетень: газету «За справедливость», тираж 45000 экземпляров, дата выпуска 03.02.2011г. Изготовитель: Общество с ограниченной ответственностью «Коми республиканская типография». Заказчики - избирательное объединение «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми» и кандидат в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва Бордюг Н.А. Тираж оплачен из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва Бордюг Н.А.

К уведомлению были приложены экземпляр агитационного печатного материала и письменные согласия физических лиц, высказывания и изображения которых были использованы в агитационном печатном материале.

Постановлением окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми от 12.02.2011г. № 7/9 о рассмотрении агитационных материалов кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Академическому избирательному округу № 2 Бордюг Н.А. было решено обратиться в УВД г. Сыктывкара с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и привлечении виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основанием для принятия такого постановления послужило отсутствие подлинников заявлений, выражающих согласие физических лиц, высказывания и изображения которых, были использованы в агитационном печатном материале, в частности подлинника заявления Габовой С.А.

В соответствии с пунктом 9 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 54 настоящего Федерального закона.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, Бордюг Н.А. при предоставлении 07.02.2011г. в Окружную избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 уведомления об изготовлении агитационного печатного материала, к материалам приложила светокопию письменного согласия Габовой С.А., высказывания и изображения которой, были использованы в агитационном печатном материале.

В ходе рассмотрения агитационных материалов заявителя на заседании избирательной комиссии, проходившим в присутствии Бордюг Н.А., членами комиссии было предложено заявителю и второму представителю избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми» представить для обозрения подлинник письменного согласия Габовой С.А. на использование ее изображения и высказываний в агитационном материале.

Поскольку такого документа представлено не было, также как и не заявлено ходатайства о предоставлении времени для предоставления подлинника документа, избирательной комиссией было вынесено оспариваемое постановление.

Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей ... и ...., допрошенных в ходе рассмотрения дела. Не отрицает данного факта и сама заявительница.

Доводы Бордюг Н.А. о том, что избирательное законодательство не содержит обязательного требования о необходимости предоставления в избирательную комиссию подлинника согласия физического лица, прилагаемого к агитационным материалам, суд находит несостоятельными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права.

Действующие нормы Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в определенных случаях (в соответствующих статьях), позволяют участникам избирательного процесса предоставлять в избирательные комиссии копии документов, в том числе и заверенные нотариально.

Положения пункта 9 статьи 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не содержат каких-либо ссылок или оговорок на возможность предоставления кандидатом в депутаты копии (светокопии) документа, содержащего письменное согласие физического лица, высказывания и изображения которого были использованы в агитационном печатном материале.

Как следует из материалов дела, согласие Габовой С.А. выдано на использование любых ее изображений и высказываний в агитационных материалах избирательного объединения «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми», что предполагает неоднократное его использование в иных агитационных материалах данного избирательного объединения.

Вместе с тем, поскольку при подаче агитационного материала была приложена светокопия указанного согласия, с учетом указанных выше обстоятельств и норм законодательства, на заседании избирательной комиссии, заявителем подлежал предоставлению для удостоверения предоставленной копии оригинал документа. При этом, суд отмечает, что возможность предоставить такой документ у заявителя была.

В силу пункта 6 статьи 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных пунктом 9 статьи 48 настоящего Федерального закона, запрещается.

Согласно пункту 8 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований пунктов 2 - 6, 8 и 10 статьи 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, решение избирательной комиссией принято в пределах полномочий, установленных пунктами 7, 8 статьи 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Доводы Бордюг Н.А. о ненадлежащем извещении ее о дне и времени проведения заседания избирательной комиссии по вопросу рассмотрения агитационных материалов, суд не может принять во внимание.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на всех заседаниях комиссии вправе присутствовать кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума.

Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания. Поскольку порядок и условия оповещения кандидата о времени заседания избирательной комиссии закон не содержит, оповещение Бордюг Н.А. о дне и времени проведения заседания комиссии посредством сообщения через третьих лиц, не может быть признан ненадлежащим.

При этом, указанное обстоятельство само по себе не влечет недействительность постановления избирательной комиссии, более того, Бордюг Н.А. на заседании избирательной комиссии присутствовала, что свидетельствует о ее надлежащей осведомленности о дне и времени проведения заседания комиссии.

Ссылки заявителя на то, что она была не готова по вопросу, рассматриваемому комиссией, и что ей никто из членов комиссии не предлагал представить подлинник документа, суд находит несостоятельными, поскольку опровергаются показаниями свидетелей, не доверять которым, у суда оснований нет.

Присутствие на заседании комиссии вместе с заявителем лица, не уполномоченного избирательным объединением «Региональное отделение политической партии Справедливая Россия в Республике Коми» на представление интересов избирательного объединения, не является основанием для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку разрешаемый комиссией вопрос касался документов, связанных с агитацией именно заявителя, которая и должна была предпринять меры для предоставления требуемого документа.

Факт представления подлинника документа с согласием Габовой С.А. на использование любых ее изображений и высказываний в агитационных материалах в 17.00 часов 12.02.2011г., также не влияет на законность вынесенного постановления, поскольку указанный документ представлен уже после заседания избирательной комиссии и после вынесения оспариваемого постановления.

Кроме того, необходимо отметить, что оспариваемое постановление не порождает возникновения каких-либо обязанностей у заявителя и третьих лиц, а выражает лишь позицию избирательной комиссии о необходимости проведения проверки компетентными органами. Из этого следует вывод, что указанное постановление не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителя, поскольку не препятствует ей реализовать конституционное право избирать и быть избранным, участвовать в избирательной компании, то есть не нарушает принадлежащих ей избирательных прав.

При таких обстоятельствах, суд находит требования Бордюг Н.А. необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Бордюг Натальи Анатольевны об отмене постановления окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва от 12.02.2011 года № 7/9 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «21» февраля 2011 года

Председательствующий А.В. Юдин

...

...