избирательное право - признание незаконным постановления избирательной комиссии



Дело № 3-13/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «19» февраля 2011 года дело по заявлению Чеглакова Е.П. о признании незаконным и необоснованным Постановления окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва № 6/10 от 09.02.2011г., обязании окружную избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать Чеглакова Евгения Павловича в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Лесозаводскому округу № 1.

УСТАНОВИЛ:

Чеглаков Е.П. обратился в Верховный суд Республики Коми с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что 31.01.2011г. в избирательную комиссию Академического избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва, были сданы подписные листы в поддержку выдвижения его в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми. Им были заявлено 1068 подписей граждан, жителей Сыктывкара.

07.02.2011г. ему был выдан протокол об итогах проверки ранее сданных подписных листов, согласно которому было проверено 195 подписей избирателей, в ходе проверки выявлено, что 1 подпись признана недостоверной на основании ч.8 ст.37 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми», а также 27 подписей были признаны недействительными на основании ч.9 ст.37 вышеуказанного Закона Республики Коми.

15.02.2011г. ему была выдана ведомость проверки подписных листов, а также справка об исследовании подписей Главным экспертом Выборовой Е.М.

С протоколом и сведениями, изложенными в ведомости, он не согласен, поскольку представленные подписи являются достоверными и действительными.

Избирательная комиссия грубо нарушила его избирательные права, в частности: он не был извещен заранее о дне проверки подписных листов, чем был лишен возможности вносить письменные возражения; вовремя не вручили копии подписных листов и копию официальных документов, на основании которых подписи были признаны недействительными.

09.02.2011г. он подал возражения на протокол об итогах проверки подписных листов, однако 09.02.2011г. избирательной комиссией ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в связи с недостаточностью достоверных подписей для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Считает, что избирательная комиссия необоснованно отказала в удовлетворении его возражений, а само решение об отказе в регистрации вынесено незаконно.

Просит признать незаконным и необоснованным постановление окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва № 6/8 от 09.02.2011г., обязать избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Лесозаводскому избирательному округу №1.

В ходе судебного заседания Чеглаков Е.П. уточнил требования, просил признать незаконным и необоснованным постановление окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва № 6/10 от 09.02.2011г., обязать избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Лесозаводскому избирательному округу № 1.

Представители Территориальной избирательной комиссии г. Сыктывкара Скакковский А.А. и Бартош Р.А. с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований Чеглакова Е.П. отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Постановлением Государственного совета Республики Коми от 09.12.2010г. № IV-8/77 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов государственного Совета Республики Коми V созыва.

Подпунктом 1 пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 15.12.2010г. № 110/592-4 полномочия окружных избирательных комиссий Лесозаводского избирательного округа № 1, Академического избирательного округа № 2, Магистрального избирательного округа № 3 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара.

Для регистрации кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Лесозаводскому избирательному округу № 1 требовалось представить в окружную избирательную комиссию подписные листы с 970 достоверными подписями.

Чеглаковым Е.П. представлено 61 подписной лист с 1068 подписями избирателей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.

С учетом положений пунктов 4 и 5 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), рабочей группой при Окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателей и их подписей, представленных в избирательную комиссию кандидатом Чеглаковым Е.П. посредством случайной выборки подписей определен номер подписного листа, с которого будет осуществляться проверка подписей избирателей, а именно с 40 подписного листа, при этом проверке подлежало 195 подписей избирателей.

Данное обстоятельство подтверждается актом случайной выборки от 01.02.2011г. и не оспаривается сторонами.

Согласно протоколу от 07.02.2011г. об итогах проверки подписных листов, с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения Чеглакова Е.П., количество подписей, признанных недостоверными, на основании части 8 статьи 38 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» составляет 1 подпись. Количество подписей, признанных недействительными, на основании части 8 статьи 37 указанного выше закона, составляет 27. По результатам проверки 195 подписей избирателей, достоверными признаны 167 подписей.

Постановлением окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва от 09.02.2011г. № 6/10 в связи с недостаточностью действительных подписей для регистрации кандидата в депутату и на основании подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, Чеглакову Е.П. отказано в регистрации в депутаты в Государственного совета Республики Коми V созыва на выборах, назначенных на 13 марта 2011 года.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренномстатьей 75настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымзаконом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Применительно к данной норме, количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Чеглакова Е.П., от количества проверяемых, должно составлять 175 и более подписей.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

В соответствии со частью 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Перечень оснований признания недействительными подписей избирателей также содержится в указанной части статьи 38, в числе которых указаны такие основания, как: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 2); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт 3); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 5); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, участников референдума (пункт 6).

Проверив доводы сторон, а также исследовав представленные ими в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку количество недостоверных и недействительных подписей составляет более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.

При этом, подлежали признанию недействительными подписи избирателей по пункту 2 части 9 статьи 38 Закона Республики Коми, как содержащие в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, в подписных листах -

подписной лист 40 строка 1 неверно указано имя избирателя, вместо «...» указано «...»;

подписной лист 42 строки 6-7 неверно указаны фамилии избирателей вместо «...» указаны «...»;

подписной лист 43 строки 2-3 неверно указана квартира избирателей вместо «...» указана «...»;

подписной лист 44 строки 7-8 указана квартира избирателей под № 1, тогда как номер квартиры отсутствует;

подписной лист 45 строка 2 неверно указан номер паспорта избирателя, вместо ... указан номер ...;

подписной лист 47 строка 5 неверно указан адрес избирателя вместо ... указано ...;

подписной лист 50 строка 1 неверно указана квартира избирателя, вместо № ... указана № ...;

подписной лист 50 строка 2 указан военный билет избирателя серии ... ..., тогда как у избирателя имеется паспорт серии ... номер ..., выданный ....;

подписной лист 51 строка 4 неверно указана квартира избирателя, вместо квартиры № ... указана квартира №...;

подписной лист 53 строка 10 неверно указан адрес временной регистрации избирателя, вместо дома ... квартиры ... указано дом ... квартира ...;

подписной лист 55 строка 21 неверно указан адрес избирателя, вместо ул. ... указано ул. ...;

подписной лист 55 строка 23 неверно указаны паспортные данные, вместо ... указано ...;

подписной лист 55 строка 24 неверно указаны паспортные данные, вместо ... указано ....

Таким образом, исходя из представленных документов, в том числе справок УФМС по Республике Коми, 16 подписей избирателей являются недействительными, как содержащие неправильные паспортные данные, место жителей избирателей. Каких-либо доказательств подтверждающих доводы заявителя о действительности сведений в вышеперечисленных подписных листах, суду не представлено.

Ссылку заявителя на то, что Беляевым В.И. представлен документ заменяющий паспорт, в частности военный билет, что свидетельствует о действительности его подписи в подписном листе, суд не может признать обоснованной, поскольку исходя из смысла пункта 16 стати 2 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» военный билет, как документ заменяющий паспорт гражданина, может быть представлен избирателем, если он проходит военную службу. Сведений о прохождении военной службы указанным избирателем в момент сбора подписей, заявителем не представлено.

Вместе с тем, согласно сведениям администрации поселка городского типа Седкыркещ администрации МО ГО «Сыктывкар» Симантьев А.В., Симантьева Н.В. зарегистрированы по адресу ... Пирогова И.С. зарегистрирована по адресу ....

Указанные адреса места жительства данных избирателей внесены в подписные листы (подписной лист 55 строка 30 и подписной лист 57 строки 7,8 соответственно), однако, избирательной комиссией признаны недействительными, поскольку по имеющимся сведениям избирательной комиссии избиратели зарегистрированы по иным адресам.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) подпись избирателя признается недействительной при наличии сведений органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания или месту жительства в пределах Российской Федерации и (или) сведений, полученных с использованием ГАС «Выборы».

Согласно Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию", утвержденных Правительством Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (с последующими изменениями), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы Федеральной миграционной службы, являются эти территориальные органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4.1 Положения об администрации поселка городского типа Седкыркещ Администрации муниципального образования «Город Сыктывкар», утвержденного Постановлением главы администрации муниципального образования «город Сыктывкар» от 28.04.2004г. № 4/1420 администрация поселка городского типа осуществляет регистрацию по месту жительства и месту пребывания в государственных и индивидуальных жилых домах.

С учетом указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу, что адреса места жительства избирателей в подписном листе 55 (строка 30) и подписном листе 57 (строки 7,8) внесены правильно.

Наряду с этим, в подписном листе 57 строка 7 имеется исправление в дате внесения подписи, которое специально не оговорено избирателем. В силу пункта 5 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» такая подпись подлежит признанию недействительной.

По этому же основанию (пункт 5 части 9 статьи 39 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г.) подлежат признанию недействительными подписи избирателей в подписных листах – подписной лист 44 (строка 5); подписной лист 45 (строка 4); подписной лист 48 (строка 2); подписной лист 52 (строки 3,5); поскольку они имеют исправления, но не содержат специальных оговорок в отношении исправлений.

Подписи избирателей в подписном листе 55 (строки 23, 24) также имеют исправления, о чем не содержится специальных оговорок. Это, в свою очередь, является дополнительным основанием (кроме указанного выше пункта 2 части 9 статьи 37 Закона) для признания их недействительными.

Доводы Чеглакова Е.П., что исправления в указанных подписных листах не являются таковыми, а являются индивидуальными особенностями почерка избирателей, суд находит необоснованными и не может принять во внимание.

В подписном листе 42 строки 9,10 отсутствуют сведения о номере квартиры, в которой проживают избиратели, тогда как согласно сведениям УФМС по Республике Коми избиратели проживают по адресу: ....

При таких обстоятельствах, выводы избирательной комиссии о недействительности подписей избирателей Терехова И.С. и Тереховой Т.В. на основании пункта 3 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. являются правильными.

Поскольку подпись избирателя Вавиловой Т.М. в подписном листе 42 строка 3 имеет исправление номера квартиры, которое специально не оговорено ни избирателем, ни лицом осуществлявшим сбор подписей избирателей, указанная подпись на основании пункта 6 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ также подлежит признанию недействительной.

Из пояснений представителя избирательной комиссии следует, что при определении количества недействительных подписей избирателей не было учтено заключение главного эксперта ЭКО по г. Сыктывкару ЭКЦ МВД по Республике Коми, согласно справке которого в каждом из сравнений в подписном листе 45 в строках 8 и 9, в подписном листе 47строках 6 и 7, подписи, вероятно, выполнены одним лицом.

Аналогичные выводы сделаны экспертом в отношении подписей в подписном листе 53 в стоках 9 и 10, при этом подпись в строке 10 признана, на основании части 8 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ, недостоверной (наряду с признанием ее недействительной на основании пункта 2 части 9 данной статьи). Указанные выводы специалиста сторонами не оспаривались.

В силу части 8 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, с учетом общего количества подписей, признанных недостоверными и недействительными, Постановление окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва от 09.02.2011г. № 6/10 об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является законным.

Доводы заявителя о нарушении его избирательных прав, выразившемся в несвоевременном извещении о дне проверки подписных листов, что лишило его возможности вносить письменные возражения, суд не может принять во внимание.

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума.

Как следует из материалов дела, итоговый протокол Чеглаковым получен 07.02.2011г., то есть в день проведения проверки. Поданные им замечания на указанный протокол избирательной комиссией были приняты и были предметом рассмотрения избирательной комиссией. Сам по себе факт несогласия с итоговым протоколом проверки подписных листов, при наличии выявленных в подписных листах нарушений избирательного законодательства, не может являться основанием для отмены постановления избирательной комиссии об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты.

Положения указанной нормы территориальной избирательной комиссией соблюдены.

Не является также основанием для отмены оспариваемого постановления избирательной комиссии позднее вручение заявителю копии подписных листов и копии официальных документов, на основании которых подписи были признаны недействительными, поскольку обязательная выдача указанных документов законодательством не предусмотрена.

При установленных обстоятельствах, учитывая также то, что нарушений порядка принятия оспариваемого постановления избирательной комиссией допущено не было, само постановление принято в установленные законом сроки, заявленные требования Чеглакова Е.П. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Чеглакова Евгения Павловича о признании незаконным и необоснованным Постановления окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва № 6/10 от 09.02.2011г., обязании окружную избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа № 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать Чеглакова Евгения Павловича в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Лесозаводскому округу № 1 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «20» февраля 2011 года

Председательствующий А.В. Юдин

...

...