избирательное право - признание незаконным постановления избирательной комиссии, обязание зарегистрировать в качестве кандидата в депутаты



Дело № 3-12/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «26» февраля 2011 года дело по заявлению Колегова А.О. о признании незаконным и необоснованным Постановления окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва № 6/8 от 09.02.2011г., обязании окружную избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва зарегистрировать Колегова А.О. в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Академическому избирательному округу № 2.

УСТАНОВИЛ:

Колегов А.О. обратился в Верховный суд Республики Коми с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что 31.01.2011г. в избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва, были сданы подписные листы в поддержку выдвижения его в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми. Им были заявлено 1016 подписей граждан, жителей Сыктывкара.

07.02.2011г. ему выдан протокол об итогах проверки ранее сданных подписных листов, согласно которому было проверено 185 подписей избирателей, в ходе проверки выявлено, что 2 подписи признаны недостоверными, на основании ч.8 ст.37 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми». А также 19 подписей были признаны недействительными на основании ч.9 ст.37 вышеуказанного Закона Республики Коми.

08.02.2011г. им получена ведомость проверки подписных листов, а также справка об исследовании подписей Главным экспертом Выборовой Е.М.

С протоколом и сведениями, изложенными в ведомости, он не согласен, поскольку следующие подписи являются достоверными и действительными: Леонтьевой А.О., Чугаева А.А., Барладян В.В., Мальковой Е.В., Хомяковой М.А., Коюшевой З.И., Расовой И.И., Тимушевой Н.А., Вусатой С.П., Иваненко В.П., Артеевой В.Е., Габова Д.А.

Кроме того, рабочей группой избирательной комиссии проверке подлежало 185 подписей, тогда как согласно ведомости подписных листов проверено 186, при этом 186 подпись была признана недействительной.

09.02.2011г. он подал возражения на протокол об итогах проверки подписных листов, однако 09.02.2011г. избирательной комиссией ему было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты в связи с недостаточностью достоверных подписей для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Считает, что избирательная комиссия необоснованно отказала в удовлетворении его возражений, а само решение об отказе в регистрации вынесено незаконно.

Просит признать незаконным и необоснованным постановление окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва № 6/8 от 09.02.2011г., обязать избирательную комиссию Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Академическому избирательному округу №2

В ходе судебного заседания Колегов А.О. и его представитель Косырев А.П. поддержали заявленные требования.

Представитель территориальной избирательной комиссии по г.Сыктывкару Скаковский А.А. с заявленными требованиям не согласился.

Выслушав пояснения сторон и показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований Колегова А.О. необходимо отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 09.12.2010г. № IV-8/77 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва.

Подпунктом 1 пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 15.12.2010г. № 110/592-4 полномочия окружных избирательных комиссий Лесозаводского избирательного округа № 1, Академического избирательного округа № 2, Магистрального избирательного округа № 3 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара.

Для регистрации кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Академическому избирательному округу № 2 требовалось представить в окружную избирательную комиссию подписные листы с 923 достоверными подписями.

Колеговым А.О. представлены папки с 1016 подписями избирателей.

В соответствии со с пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.

Постановлением 1/2 от 29.11.2010г. Окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

С учетом положений пунктов 4 и 5 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), рабочей группой при Окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, представленных в избирательную комиссию кандидатом Колеговым А.О. посредством случайной выборки подписей определен номер подписного листа, с которого будет осуществляться проверка подписей избирателей, а именно с 8 подписного листа (папка 5), при этом проверке подлежало 185 подписей избирателей.

Данное обстоятельство подтверждается актом случайной выборки от 31.01.2011г. и не оспаривается сторонами.

Согласно протоколу от 07.02.2011г. об итогах проверки подписных листов, с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения Колегова А.О., количество подписей, признанных недостоверными, на основании части 8 статьи 38 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» составляет 2 подписи. Количество подписей, признанных недействительными, на основании части 8 статьи 37 указанного выше закона, составляет 19. По результатам проверки 185 подписей избирателей, достоверными признаны 164 подписей.

Постановлением окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва от 09.02.2011г. № 6/10 в связи с недостаточностью действительных подписей для регистрации кандидата в депутаты и на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Колегову А.О. отказано в регистрации в кандидаты в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва на выборах, назначенных на 13 марта 2011 года.

При этом, рассмотрев возражения Колегова А.О., избирательная комиссия исключила из числа недействительных подписей подпись Шандрыгина Н.А. (папка 6, подписной лист 87 строка 4), поскольку указанная подпись была 186, что превышало количество проверяемых подписей. Таким образом, было признано недостоверными 2 подписи и 18 подписей недействительными.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренномстатьей 75настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымизаконом.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Применительно к данной норме, количество достоверных подписей избирателей необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Колегова А.О., от количества проверяемых, должно составлять 167 и более подписей.

Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

В силу части 8 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Перечень оснований признания недействительными подписей избирателей также содержится в указанной части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми», в числе которых такие основания, как: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (пункт 2); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт 3); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 5); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, в случаях если: в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидате, уполномоченном представителе избирательного объединения и (или) в дате внесения подписи указанными лицами имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения (подпункт а пункта 8).

Проверив доводы сторон, а также исследовав представленные ими в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку количество недостоверных и недействительных подписей составляет более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Выводы избирательной комиссии о недействительности 7 подписей (из двадцати) заявителем не оспариваются, также как нет оснований для признания их необоснованными и судом.

Так, в частности недействительными являются подписи: папка 5, подписной лист 12, строка 8, неверно указан адрес места жительства избирателя - ..., тогда как действительный адрес избирателя; ... (пункт 2 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ);

папка 5, подписной лист 13, строка 5, указан адрес избирателя в г.Сыктывкаре, тогда как избиратель зарегистрирован в ... (пункт 2 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона 88-РЗ, данный избиратель не обладает активным избирательным правом по Академическому избирательному округу № 2;

папка 5, подписной лист 18, строка 6, неверно указан адрес избирателя, вместо ..., указано ... (пункт 2 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ);

папка 6, подписной лист 3, строка 10, указан адрес избирателя в г.Сыктывкаре, тогда как избиратель зарегистрирован в г. ... (пункт 2 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ). В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона 88-РЗ, данный избиратель не обладает активным избирательным правом по Академическому избирательному округу № 2;

папка 6, подписной лист 7, в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей (в дате рождении сборщика), имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, вследствие чего подписи в строках с 1 по 3 (включительно) подлежат признанию недействительными (подпункт «а» пункта 8 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ).

Также, в силу пункта 5 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» подлежит признанию недействительной подпись избирателя в строке 6 подписного листа 8 (папка 5), поскольку имеется явное исправление в дате внесения подписи, которое специально не оговорено избирателем.

Довод заявителя, что цифровая запись месяца, проставленная в подписном листе, является особенностью подчерка избирателя, ничем не подтвержден, основан на предположении и не может быть принят во внимание. Ссылка же на то, что избиратель хотел поставить «единицу», но корректно исправил на «ноль», свидетельствует о наличии исправления, что подлежало специальной оговорке.

Подпись избирателя Коюшевой З.И (папка 5, подписной лист 15, строка 3) обоснованно избирательной комиссией признана недействительной, поскольку в подписной лист внесены сведения, не соответствующие действительности (пункт 2 части 9 статьи 37 Закона 88-РЗ), а именно: неверно указан адрес места жительства избирателя. В частности, подписной лист содержит сведения о месте жительства по адресу: ..., тогда как по сведениям УФМС по Республике Коми Коюшева проживает по адресу ....

Барладян В.В., зарегистрированная временно по адресу: ..., имеет постоянную регистрацию в ....

Поскольку данное лицо не имеет постоянного места жительства на территории Республики Коми, то в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми», не обладает активным избирательным правом, на основании пункта 2 части 9 статьи 37 указанного Закона ее подпись подлежит признанию недействительной (папка 5, подписной лист 12, строка 4).

В строке 6 подписного листа 3 (папка 6) избирателем Иваненко В.П. произведена запись в графе «дата внесения подписи», которая фактически не читаема и не позволяет определить действительную дату внесения подписи. Указанное обстоятельство признается судом как отсутствие даты, что влечет в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» признанию подписи данного избирателя недействительной.

Таким образом, суд приходит к выводу, что 11 подписей избирателей обоснованно избирательной комиссией признаны недействительными.

В то же время, признание недействительными подписей избирателей Чугаева А.В. (папка 5, подписной лист 9, строка 2), Мольковой Е.В. (папка 5, подписной лист 13, строка 7), Хомяковой М.А. (папка 5, подписной лист 14, строка 1), суд находит необоснованными. Указанные подписи были признаны недействительными по пункту 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ в связи с тем, что органы регистрационного учета не подтверждают наличие временной регистрации данных лиц в г.Сыктывкаре.

Из пояснений представителей избирательной комиссии следует, что в свидетельствах о регистрации избирателей Чугаева А.В., Мольковой Е.В., Хомяковой М.А. указаны иные паспортные данные, чем данные занесенные в подписные листы. В связи с заменой паспорта, данные лица должны были внести изменения в свидетельство о регистрации, а поскольку этого сделано не было, свидетельства являются недействительными. Доказательств, что регистрация фактически принадлежит лицам, паспорта которых были предъявлены, не представлено.

С данными доводами, суд не может согласиться, поскольку опровергается собранными по делу доказательствами.

Так, согласно справкам УФМС по Республике Коми Хомякова М.А. и Молькова ЕВ. имеют временную регистрацию до 30.06.2011 года по адресу г .... Паспортные данные и адрес места жительства, указанные в подписных листах, соответствуют паспортным данным и месту жительства, указанным в справках УФМС по Республике Коми, что, в свою очередь, свидетельствует о достоверности подписей данных избирателей.

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № 4672 Чугаев А.В. зарегистрирован до 30.06.2011г. по адресу: .... Свидетельство выдано к паспорту серии ... номер .... На день внесения записи в подписной лист Чугаевым А.В. получен новый паспорт (серии ... номер ...). Каких-либо изменений (в связи с заменой паспорта) в свидетельство о регистрации не внесено, что влечет его недействительность. Вместе с тем, недействительность свидетельства в связи с его ненадлежащим оформлением, не влечет недействительность регистрации по месту пребывания.

Допрошенный в ходе рассмотрения дела Чугаев А.В. суду пояснил, что был зарегистрирован в общежитии в 2006 году временно, на период учебы. При замене паспорта, ему никто не разъяснил, что необходимо обратиться к коменданту, для оформления нового свидетельства о регистрации по месту пребывания. На сегодняшний день он также зарегистрирован в указанном общежитии.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» активным избирательным правом при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми по мажоритарной избирательной системе обладает гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа, а также гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, место жительства которого расположено на территории Республики Коми.

Поскольку суду не представлено сведений и доказательств того, что Чугаев А.В., в связи с заменой паспорта, был снят с регистрационного учета по месту пребывания, и, учитывая наличии достоверных сведений в подписных листах о его паспортных данных и месте пребывания, исключение его из списка по пункту 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» не может быть признано обоснованным.

Ошибочным также является вывод избирательной комиссии о признании недействительными подписей избирателей Тимушевой Н.А. и Тимушева А.Н. (папка 5, подписной лист 17, строки 4,5), поскольку адрес места жительства, внесенный в подписной лист, соответствует информации УФМС по Республике Коми о месте жительстве данных лиц.

Согласно справке главного эксперта ЭКО по г. Сыктывкару ЭКЦ МВД по Республике Коми Выборовой М.Е., привлеченной в качестве специалиста в рабочую группу избирательной комиссии, подписной почерк в подписи Вусатой С.П. в пункте по порядку 8 подписного листа 20 совпадают по общим и частным признакам с почерком, которым заполнены столбцы «фамилия, имя, отчество», «адрес места жительства».

В ходе рассмотрения дела, допрошенная в качестве специалиста Выборова М.Е. подтвердила выводы, изложенные в справке, указала, что было выявлено 7 положительных признаков между подписным почерком в подписи Вусатой С.П. и почерком, которым заполнены графы 2 и 5 подписного листа.

После исследования подписи и цифровых записей, выполненных Вусатой С.П. в ходе судебного заседания, специалист пояснил, что в образцах имеются признаки необычного исполнения, а именно медленный темп и остановки при воспроизведении штрихов, образец не пригоден для исследования.

Наряду с этим, из пояснений представителя избирательной комиссии было установлено, что после подписания итогового протокола проверки и до принятия решения избирательной комиссией по вопросу регистрации кандидата в депутаты Колегова А.О. было выявлено еще пять недостоверных подписей. Кроме того, 17.02.2011г. в адрес комиссии поступили материалы проверки, проводимой правоохранительными органами по факту сбора подписей в поддержку выдвижения Колегова А.О. кандидатом в депутаты по месту учебы студентов Коми государственного педагогического института.

Указанные обстоятельства послужили основанием для проведения судом повторной выборочной проверки подписных листов, на основании части 18 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми», пункта 7 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в том числе и подписи Вусатой С.П.

Из пояснений эксперта ЭКЦ МВД по Республике Коми Ефремовой Л.С., привлеченного судом в качестве специалиста, следует, что подпись в подписном листе, вероятно, исполнена самой Вусатой С.П.

Учитывая то, что отсутствуют выводы специалистов об исполнении подписи Вусатой С.П. иным лицом, а также ее показания, полученные в ходе рассмотрения дела, суд находит обоснованными доводы заявителя об исполнении подписи в подписном листе самой Вусатой С.П.

Однако, как следует из показаний Вусатой С.П. подпись в подписном листе ею была поставлена по месту ее работы. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля Колеговой Н.В., являющейся сборщиком подписей.

В соответствии с частью 10 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» недействительными являются подписи избирателей, участников референдума, собранные на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи.

При таких обстоятельствах подпись Вусатой С.П. в строке 8 подписного листа 20 (папка 5) подлежит признанию недействительной.

По этому же основанию подлежат признанию недействительными подписи избирателей Юриной А.В. (папка 5, подписной лист 14, строка 2) и Осташевой А.И. (папка 5, лист 14, строка 3), поскольку они были собраны по месту учебы последних. Данное обстоятельство подтверждается показаниями свидетелей Юриной А.В., Осташевой А.И., Колеговой Н.В., а также материалами проверки УВД по г. Сыктывкару.

Из справки от 07.02.2011г. главного эксперта ЭКО по г. Сыктывкару ЭКЦ МВД по Республике Коми следует, что подписной подчерк в подписи Артеевой В.Е. в пункте по порядку 8 на листе 4 (папка 6) совпадают по общим и частным признакам с подчерком, которым заполнены столбцы «фамилия, имя, отчество», «Адрес места жительства».

На основании указанной справки избирательной комиссией, в соответствии с часть 8 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» подпись указанного избирателя признана недостоверной.

Для проверки доводов сторон, судом была назначена судебно-почерковедческая экспертиза.

Согласно заключению эксперта от 26.02.2011г. запись (подпись) в папке 6 в подписном листе № 4 в строке № 8 в графе 7 «подпись» и запись в строке 8 в графах 2 (фамилия, имя, отчество), 5 (адрес места жительства), а также в строке «Подписной лист удостоверяю», вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представилось возможным по причинам, изложенным в исследовательской части заключения эксперта.

Заключение эксперта полно, объективно и сомнений у суда не вызывает, не оспаривают заключение и стороны.

Совокупность имеющихся в деле доказательств позволяет суду сделать вывод, что подпись в строке 8 подписного листа 4 (папка 6) исполнена не избирателем Артеевой В.Е., что влечет признание такой подписи недостоверной.

Недостоверной является и подпись избирателя в строке 4 подписного листа 15 (папка 5), поскольку цифровые записи в строках 4 и 5 в графе 6 (дата внесения подписи) в подписном листе 15 (папка 5) выполнены одним лицом. Данное обстоятельство подтверждается справкой эксперта ЭКО по г. Сыктывкару ЭКЦ МВД по Республике Коми, показаниями в суде специалистов Выборовой М.Е. и Ефремовой Л.С., заключением эксперта от 26.02.2011г.

Согласно справке главного эксперта ЭКО по г. Сыктывкару ЭКЦ МВД по Республике Коми Выборовой М.Е. цифровые записи в строках 1 и 2 на листе 6 (папка 6) выполнены, вероятно, одним лицом. В ходе рассмотрения дела были допрошены в качестве свидетелей Габов В.А. и Габов Д.А., которые подтвердили, что подписи в графе 1 и 2 подписного листа 6 (папка 6) поставлены ими. Также свидетели пояснили, что подписные листы домой принесла их мама Габова З.В. и попросила их расписаться. В тот момент они находились дома вчетвером, их двое, мама и дядя. Они расписались в подписных листах, при этом Габов В.А. в подписном листе поставил только подпись, без даты. Куда делся впоследствии подписной лист, они не знают, возможно его отнесла обратно мама.

В соответствии с частью 10 статьи 36 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов по единому избирательному округу, инициативная группа по проведению референдума обязаны составить список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума, по форме, утверждаемой соответствующей комиссией, а также нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей (фамилия, имя, отчество; дата рождения; место жительства; серия и номер паспорта или заменяющего его документа), и подписи этих лиц.

Как следует из списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения Колегова А.О. кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Академического избирательного округа № 2, среди лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей Габова Зоя Васильевна не значится.

В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» признаются недействительными подписи избирателей, участников референдума, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, иных лиц, не имеющих право собирать подписи избирателей, участников референдума в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом.

С учетом данных норм, подписи избирателей в строках 1 и 2 на листе 6 (папка 6) являются недействительными.

Неверно указаны данные паспорта избирателя Кабатовой Ж.В. (строка 1, подписной лист 13, папка 5), вместо серии ... номера ... в подписной лист внесена серия ... номер .... В силу пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» данная подпись признается недостоверной.

Избиратель Одинцова Г.П. имеет временную регистрацию в г.Сыктывкаре по адресу ..., согласно сведениям УФМС по Республике Коми на территории Республики Коми данный избиратель не имеет постоянного места жительства. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона 88-РЗ, данный избиратель не обладает активным избирательным правом по Академическому избирательному округу № 2. В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» данная подпись ( папка 6, лист 5, строка 4) подлежит признанию недействительной.

Сведения о месте жительства и данные паспорта избирателя Голованова Р.И., указанные в подписном листе (папка 5, подписной лист 13, строка 3), соответствуют сведениям УФМС по Республике Коми, оснований для признания данной подписи недействительной не имеется.

Нет оснований для признания недействительной подписи избирателя Лоновой Н.Н. (папка 6, подписной лист, 3 строка 5), поскольку из представленных сведений следует, что Леонова Н.Н. имеет постоянное место жительства по адресу ....

Также Флорова А.С. (папка 6, подписной лист 5, строка 3), согласно представленным документам, имеет постоянное место жительства в г. ... по адресу ул. ..., что свидетельствует о наличии у нее активного избирательного права.

Таким образом, с учетом общего количества подписей, признанных недостоверными и недействительными как избирательной комиссией, так и установленных в ходе судебного заседания, постановление окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва от 09.02.2011г. № 6/8 об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является законным.

Ссылку представителя заявителя на незаконность проведения избирательной комиссией повторной проверки, суд не может признать обоснованной, поскольку из материалов дела не следует, что избирательной комиссией, после вынесения оспариваемого постановления, проводилась повторная проверка. Доводы представителя избирательной комиссии о том, что имелись иные факты нарушений заполнения подписных листах, которые были известны до принятия решения, стороной заявителя не опровергнуты. Кроме того, из выступления Колегова А.О. в прениях следует, что при оглашении оспариваемого постановления, ему было сообщено о том, что имеются иные нарушения, допущенные при сборе подписей.

При установленных обстоятельствах, учитывая то, что нарушений порядка принятия оспариваемого постановления избирательной комиссией допущено не было, само постановление принято в установленные законом сроки, заявленные требования Колегова А.О. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Колегова Алексея Олеговича о признании незаконным и необоснованным Постановления окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва № 6/8 от 09.02.2011г., обязании окружной избирательной комиссии Академического избирательного округа № 2 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми V созыва зарегистрировать Колегова А.О. в качестве кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Академическому избирательному округу № 2 – отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «28» февраля 2011 года

Председательствующий А.В. Юдин

...

...