Дело № 3-73/2010г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В. при секретаре Воронцовой Н.Н., с участием прокурора Шевелевой М.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «14» января 2011 года дело по заявлению Павлова Н.Л. о признании Постановления Правительства Республики Коми от 09 декабря 2008 года № 342 в части предоставления проезда на возмездной основе недействующим со дня его принятия, УСТАНОВИЛ: Павлов Н.Л., имеющий статус реабилитированного лица, обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании Постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2008г. № 342 в части предоставления проезда на возмездной основе недействующим со дня его принятия. В судебном заседании Павлов Н.Л. поддержал заявленные требования. Представители Правительства Республики Коми Лукинa А.Н., Нихельман И.М. с заявленными требованиями не согласились. Выслушав пояснения сторон, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу частей 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. Вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в Республике Коми регулируются Законом Республики Коми N 55-РЗ от 12.11.2004г. (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010г. N 132-РЗ). В соответствии со статьей 21 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», и в целях обеспечения равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, Правительством Республики Коми 09.12.2008г. издано Постановление № 342 (в настоящее время действует в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 01.06.2010г. N 171) «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, на территории Республики Коми». Согласно пункту 1 Постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2008г. № 342 (в редакции Постановления Правительства Республики Коми от 01.06.2010г. N 171) обеспечение равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) на территории Республики Коми для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, осуществляется посредством предоставления гражданам права проезда по социальному проездному билету на календарный месяц (далее - социальный проездной билет) в соответствии с заключенными договорами между Правительством Республики Коми, органами местного самоуправления и автотранспортными организациями или индивидуальными предпринимателями (далее - перевозчик) на городских, пригородных внутрирайонных и междугородных внутрирайонных маршрутах (далее - договоры на внутрирайонных маршрутах) и заключенными договорами между Правительством Республики Коми и перевозчиками на пригородных межмуниципальных и междугородных межмуниципальных маршрутах (далее - договоры на межмуниципальных маршрутах) с использованием следующих видов социальных проездных билетов: 1) социальные проездные билеты стоимостью 250 рублей для проезда в автобусах городских маршрутов; 2) социальные проездные билеты с 40 отрывными талонами, каждый из которых дает право проезда на расстояние до 10 км включительно на внутрирайонном (пригородном и междугородном) маршруте и на межмуниципальном (пригородном и междугородном) маршруте, стоимостью 250 рублей. Пунктом 3 данного Постановления установлено, что граждане имеют право на приобретение не более одного социального проездного билета каждого вида, указанного в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящего постановления, по месту жительства (месту пребывания) при предъявлении ими (лицами, являющимися их представителями в соответствии с законодательством Российской Федерации) документа, подтверждающего право на меры социальной поддержки. Граждане, проживающие в населенных пунктах, удаленных от районного центра на расстояние свыше 125 км по существующей сети автомобильных дорог общего пользования, имеют право на приобретение двух социальных проездных билетов, указанных в подпункте 2 пункта 1 настоящего постановления, общей стоимостью 250 рублей. Оспаривая данное Постановление Правительства Республики Коми в части предоставления проезда на возмездной основе заявитель указал, что нормативный правовой акт полностью противоречит статье 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции, действовавшей до 01.01.2005г., согласно которой жертвам политических репрессий предоставляется право бесплатного проезда всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом в пределах административного района проживания; бесплатный проезд на железнодорожном, водном транспорте и автомобильном транспорте общего пользования. С данной позицией заявителя суд не может согласиться. Действительно, в соответствии с подпунктом «г» части 1 статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991г. № 1761-1 (в редакции Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1) лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания. Однако, статьей 6 Федерального закона от 22.08.2004г. N 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» N 1761-1 от 18.10.1991г., в том числе в статью 16 Закона. Согласно статье 16 указанного Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ перечень льгот, в том числе право на бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания, из статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьями 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются, а также не могут служить основанием для признания недействующими нормативных правовых актов, имеющих меньшую юридическую силу. Поскольку редакция статьи 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991г. № 1761-1 (в редакции Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1) утратила силу, требования заявителя о признании противоречащим данной норме Постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2008г.№ 342, в оспариваемой части, не могут быть признаны обоснованными. Не противоречат оспариваемые нормы Постановления Правительства Республики Коми и действующему федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Как следует из преамбулы Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», настоящим Законом был изменен принцип установления системы мер социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в том числе и принцип определения и предоставления системы мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. Согласно части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием названного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31.12.2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Таким образом, указанным Законом установлены как общие принципы перехода к новой системе обеспечения мерами социальной поддержки, так и гарантированный минимальный (базовый) уровень этих мер, и тем самым - пределы усмотрения субъекта Российской Федерации при решении вопросов об объеме мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий и условия их предоставления. Вместе с тем, переходя к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, данным федеральным законом не установлено никаких конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, либо о видах и размерах денежных компенсаций. Исходя из положений статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», принципов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных полномочий субъектов Российской Федерации, закрепленных в статьях 28, 30, 31 (в части права органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов), 31.1, 33, 35 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субъект Российской Федерации (Республика Коми) наделен полномочиями по самостоятельному определению видов, размеров и порядка предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. Из анализа указанных выше норм следует, что меры социальной поддержки граждан определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования. Как указывалось выше, вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанным пострадавшими от политических репрессий в Республике Коми регулируются Законом Республики Коми N 55-РЗ от 12.11.2004г. (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010г. N 132-РЗ). Статьей 14 названного Закона реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, установлены меры социальной поддержки: 1) оплата в размере 50 процентов указанным лицам и членам их семей за жилое помещение в пределах установленной социальной нормы площади жилого помещения; 2) оплата в размере 50 процентов указанным лицам коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; указанным лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива или компенсация в размере 50 процентов стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива; оплата в размере 50 процентов членам их семей коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, за исключением отопления (теплоснабжения), предоставляемого в пределах установленных нормативов потребления и установленной социальной нормы площади жилого помещения; (в ред. Законов РК от 04.05.2008 N 37-РЗ, от 18.11.2008 N 114-РЗ) 3) республиканская ежемесячная денежная выплата; 4) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы; 5) внеочередной прием в государственные учреждения социального обслуживания населения Республики Коми. Согласно подпункту «д» части 1 статьи 20 данного Закона реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, производится республиканская ежемесячная денежная выплата в размере 505 рублей 37 копеек (на январь 2011 года). При этом, на основании закона Республики Коми, ежемесячная денежная выплата подлежит индексации в целях компенсации роста потребительских цен на товары и услуги. Часть республиканской ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления соответствующей социальной услуги, в частности лицам, указанным в статье 14 настоящего Закона, - на лекарственное обеспечение, изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики). В этом случае, если гражданин пользуется социальными услугами в натуральном выражении, размер республиканской денежной выплаты на проезд (за минусом набора социальных услуг), составляет 247 рублей 81 копейку (на январь 2011г.). Как следует из представленных материалов в 2005-2010 годах совокупный объем финансирования мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий не был уменьшен. Так, в 2005 году расходы республиканского бюджета на эти цели составили 40887,5 тыс. руб., в 2006 году 51659,42 тыс.руб., в 2007 году 59 030, 66 тыс. руб., в 2008 году 68433,25 тыс. руб., 2009 году 78697 тыс. руб., 75411,54 тыс. руб., предусмотрено на 2011 год 95166 тыс. руб. Снижение объема оказанных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в 2010 году связано с принятием Закона Республики Коми от 23.12.2009 г. № 129-РЗ, внесшим изменения в статью 15 Закона Республики Коми от 12.11.2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». В соответствии с данными изменениями граждане, имеющие инвалидность и получавшие меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с республиканским законодательством, меры социальной поддержки с 01.01.2010г. предоставляются в соответствии с федеральным законодательством. За счет средств республиканского бюджета финансируется только содержание и ремонт жилого помещения инвалидам, проживающим в частном жилом фонде. Данные изменения привели к уменьшению численности получателей мер социальной поддержки по категории «Реабилитированные лица» на 710 человек за счет «перехода» граждан на получение мер социальной поддержки за счет средств федерального бюджета по категории «Инвалиды». При этом, непосредственные расходы на ежемесячную денежную выплату составили в 2005г. на 5596 реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - 10589,7 тыс. руб., в 2006 г на 5677 - 21859,47 тыс. руб., в 2007г. на 5670 – 20827,10 тыс. руб., в 2008г. на 5562 -25438,12 тыс.руб., в 2009 г. на 5436 – 27894,87 тыс.руб., в 2010 г. на 5240 – 26239,83 тыс. руб., предусмотрено на 2011 год – 32545,8 тыс. руб. На каждого гражданина, относящегося к категории, указанной в статье 14 Закона Республики Коми № 55-РЗ, размер ежемесячной денежной выплаты (включая социальный пакет в полном объеме составлял на 2005 г. – 330 рублей, на 2006 г. - 363 рубля, на 2007 г. – 395 рублей 67 копеек, на 2008 г. – 427 рублей 32 копейки, на 2009 г. – 465 рублей 78 копеек, на 01.12.2010 г. – 505 рублей 37 копеек. Таким образом, приведенные показатели свидетельствуют о последовательном увеличении в Республике Коми объема финансирования указанных мер социальной поддержки. При этом, поскольку федеральным законодательством не предусмотрен минимальный либо максимальный размер ежемесячной денежной выплаты, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить ее размер. Оспариваемым же Постановлением Правительства Республики Коми № 342 от 09.12. 2009 г. «Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, на территории Республики Коми» устанавливаются дополнительные меры социальной поддержки для указанной категорий граждан, в том числе и для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и осуществляются посредством предоставления гражданам права проезда по социальному проездному билету на календарный месяц. Статьей 21 Закона Республики Коми № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» Правительство Республики Коми наделено правом определять иные меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления. Принимая оспариваемое постановление, Правительство Республики Коми реализовало закрепленное вышеприведенными в данном решении нормами федерального законодательства право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. В соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета. Расходные обязательства субъекта Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия бюджета субъекта Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 18.10.1991г. N1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», в его действующей редакции, не предусмотрена такая мера социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, как бесплатный проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте. Меры социальной поддержки, вводимые с целью обеспечения равной доступности транспортных услуг для отдельных категорий граждан, к которым относятся реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, оказание которых относится к ведению Республики Коми, являются дополнительными мерами, следовательно, определение основания, порядка, размера и условий реализации установленных оспариваемым постановлением мер социальной поддержки, также относится к полномочиям Республики Коми. Таким образом, Постановление от 09.12.2008г. № 342 принято Правительством Республики Коми в пределах полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации и устанавливает дополнительные меры социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, что не противоречит действующему федеральному законодательству. Доводы заявителя в части того, что мера социальной поддержки на проезд в размере 248 рублей 31 копейка не компенсирует стоимости социального проездного билета (по постановлению Правительства Республики Коми 250 рублей), тогда как статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в редакции, действовавшей до 01.01.2005г. предусматривалось право бесплатного проезда, не могут быть признаны обоснованными. Федеральным законом от 22.08.2004г. N 122-ФЗ указанные льготы заменены мерами социальной поддержки, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а ежемесячная денежная компенсация не является компенсацией льгот, право на которые заявитель имел до 01.01.2005г. Поскольку федеральным законодательством не предусмотрен минимальный либо максимальный размер ежемесячной денежной выплаты, субъект Российской Федерации вправе самостоятельно установить ее размер. При этом необходимо учитывать, что ранее действующим законодательством социальные выплаты в денежной форме не предоставлялись. Определяя стоимость социального проездного билета, Правительство Республики Коми исходило из расчета среднего количества поездок, совершаемых одним лицом в месяц - 50 поездок и стоимости проезда в размере 5 рублей (для сравнения на январь 2011 года в г. Сыктывкаре проезд в общественном транспорте составляет 14 рублей). При этом само количество поездок на основании социального проездного билета какими-либо значениями не ограничивается. Из пояснений представителя Правительства Республики Коми следует, что при определении стоимости социальных проездных билетов учитывался рост тарифов на перевоз пассажиров примерно на 21, 6 процента. Кроме того, с 01.01.2010г. межбюджетные трансферты из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, не предоставляются. Вместе с тем, сохранен в полном объеме перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на проезд по социальным проездным билетам. Указанное подтверждается информацией по реализации Постановления Правительства Республики Коми № 342, предоставленной Агентством Республики Коми по социальному развитию. В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. При таких обстоятельствах, требования Павлова Н.Л. о признании Постановления Правительства Республики Коми от 09.12. 2008г. № 342 в части предоставления проезда на возмездной основе недействующим со дня его принятия удовлетворению не подлежат. Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Павлова Н.Л. о признании Постановления Правительства Республики Коми от 09.12.2008г. № 342 в части предоставления проезда на возмездной основе недействующим со дня его принятия - отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми. Председательствующий А.В. Юдин Мотивированное решение изготовлено «18» января 2011 года Председательствующий А.В. Юдин