Дело № 3-18/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2011 года г.Сыктывкар
Верховный суд Республики Коми, в составе председательствующего судьи Головкова В.Л.,
при секретаре Коданевой И.Н.,
с участием прокурора Ковригиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело заявлению Несветаевой И.А. о признании проверки подписных листов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. проведенной с нарушением норм действующего избирательного законодательства, о признании незаконным и отмене постановления Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 09.02.2011г. № 11/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. и возложении на Окружную избирательную комиссии Интинского избирательного округа № 7 обязанности по регистрации Несветаевой И.А, кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7,
У С Т А Н О В И Л:
Несветаева И.А. обратилась в Верховный суд Республики Коми с заявлением об оспаривании Постановления окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 09.02.2011г. № 11/21 по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7, при этом просит: признать, что проверка подписных листов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. проведена с нарушением закона; признать незаконным и отменить Постановление окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 09.02.2011г. № 11/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. и обязать Окружную избирательную комиссии Интинского избирательного округа № 7 зарегистрировать Несветаеву И.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7. В обоснование заявленных требований заявитель указала, что окружной избирательной комиссией были допущены в отношении неё следующие нарушения: принятие подписных листов производилось председателем ТИК Кудашевым Р.А., а не председателем рабочей группы; при проведении выборки подписных листов количество жетонов, предъявленных для участия в выборке, не соответствовало количеству подписных листов. После проведения выборки председатель ТИК Кудашев Р.А. произвел расшивку сброшюрованной папки с подписными листами, что не соответствует требованиям методического пособия «По организации работы по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей на региональных и муниципальных выборах». При проведении проверки подписных листов был нарушен порядок привлечения эксперта, а также не обеспечено участие заявителя в исследовании экспертом подписей избирателей. В справке эксперта сделаны выводы относительно подписей, расположенных в подписном листе № 1, который не входит в перечень подписей, отобранных для проверки. Кроме того, по результатам проверки подписных листов не была оформлена ведомость проверки подписных листов. В справке эксперта не указаны номера листов, строк, количество подписей, подлежащих исследованию. Выводы эксперта носят предположительный характер, и не могут служить основанием для признания подписей недостоверными. В протоколах проверки документов окружной избирательной комиссии в заголовке указано на выборы депутатов Совета муниципального образования городского округа «Инта», в связи с чем не понятно рабочая группа, какой комиссии делала выводы, указанные в протоколах. Кроме того, протоколы проверки документов ею были получены с нарушением установленного законом срока. 09.02.2011 г. она была извещена о том, что заседание комиссии должно состояться в 17 часов, однако в назначенное время заседание комиссии не состоялось, а было начато в 18 часов 30 минут во внерабочее время, что является неправомерным. Неправомерные действия Окружной избирательной комиссии привели к принятию незаконного решения об отказе заявителю в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета 5 созыва по Интинскому избирательному округу № 7.
В судебное заседание заявитель Несветаева И.А. не явилась, в ходе судебного заседания 22.02.2011г. требования поддержала в полном объеме.
Представитель заявителя Однорог Г.И. в настоящее судебное заседание не явился, в ходе судебного заседания 22.02.2011 г. заявленные требования поддержал в полном объеме.
В адрес заявителя Несветаевой И.А. и её представителя Однорог Г.И. было направлено судебное извещение о месте и времени рассмотрения дела.
В адрес указанных лиц также была направлена срочная телеграмма с указанием сведений о месте и времени рассмотрения дела.
По адресу электронной почты, указанному в частной жалобе Несветаевой И.А., поступившей в электронном варианте в Верховный суд Республики Коми, также было направлено судебное извещение.
На домашний и мобильные номера телефонов Несветаевой И.А. и Однорог Г.И., по которым они принимали телефонограммы об извещении на первое судебное заседание, также неоднократно производились телефонные звонки, на которые указанные лица не ответили.
На основании письменного сообщения об оказании содействия в извещении заявителя и её представителя сотрудниками Интинского городского суда производился выезд по месту проживания указанных лиц, при этом дверь квартиры никто не открыл. Вместе с тем, в адрес суда поступили две частные жалобы и заявление об отводе эксперта, подписанные Несветаевой И.А. и отправленные именно с адреса заявителя 25.02.2011 г. и 26.02.2011 г., что свидетельствует о нахождении заявителя и её представителя по адресу, в который направляются судебные извещения.
Таким образом, судом были приняты все возможные и исчерпывающие меры по извещению заявителя и её представителя о времени и месте судебного заседания.
На основании изложенных обстоятельств в совокупности с тем фактом, что заявителю, подавшему рассматриваемое заявление достоверно известно относительно установленного законом сокращенного срока рассмотрения данной категории дел, а также принимая во внимание, что указанные лица от получения судебных извещений как на 28.02.2011 г., так и на 02.03.2011 г. уклонялись, о перемене места своего нахождения каких-либо сведений суду не сообщили, суд приходит к выводу об отказе заявителя и её представителя от получения судебного извещения, что на основании ч.2 ст.117 ГПК РФ свидетельствует о надлежащем извещении заявителя Несветаевой И.А. и её представителя Однорог Г.И. о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая, что в соответствии со ст.260.1 ГПК РФ неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя Несветаевой И.А. и Однорог Г.И.
Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Республики Коми, будучи надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст.260.1 ГПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 Готье А.И. пояснил, что заявленные требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, выслушав показания эксперта ..., а также заслушав заключение прокурора, полагавшей заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 09.12.2010г. № IV-8/77 на 13 марта 2011 года назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми V созыва.
В соответствии с пп.1 п.1 Постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 15.12.2010г. № 110/592-4 полномочия окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа №7 возложены на Территориальную избирательную комиссию г.Инты.
Для регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу № 7 требовалось представить в окружную избирательную комиссию подписные листы, содержащие 732 достоверных подписей.
31.01.2011г. в 23 часа 55 минут Несветаевой И.А. предоставлено в окружную избирательную комиссию 92 подписных листа с 801 подписью избирателей. При этом прием документов осуществлялся членом Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 с правом решающего голоса Кудашевым Р.А.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ) проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.
С учетом положений пунктов 4 и 5 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), рабочей группой Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателей и их подписей, представленных в избирательную комиссию кандидатом Несветаевой И.А. посредством случайной выборки подписей определены номера подлежащих проверке подписных листов: №№2,7,8,9,20,31,40,42,68,72,73,76,77,79,87,88, содержащие 146 подписей избирателей. Выборка производилась руководителем рабочей группы ... в присутствии кандидата Несветаевой И.А., что подтверждается актом случайной выборки от 01.02.2011 г., подписанным указанными лицами.
05.02.2011 г. рабочей группой окружной избирательной комиссии принято решение о рекомендации Территориальной избирательной комиссии г.Инты в соответствии со ст.38 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» запросить сведения в УФМС РФ по г.Инте и привлечь к проверке подлинности подписей в подписных листах эксперта из числа сотрудников органов внутренних дел.
05.02.2011 г. председатель Территориальной избирательной комиссии г.Инты Кудашев Р.А. обратился в Отделение УФМС России по г.Инте с письменным запросом о проверки достоверности сведений, содержащихся в подписных листах.
06.02.2011 г. председатель Территориальной избирательной комиссии г.Инты Кудашев Р.А. обратился к начальнику ОВД по г.Инте с письменным запросом о направлении в избирательную комиссию эксперта для проведения почерковедческого исследования.
07.02.2011 г. по результатам проведенного исследования подписей в подписных листах кандидата Несветаевой И.А. составлена справка старшего эксперта межрайонного ЭКО ЭКЦ МВД РК с дислокацией в г.Инта ...., согласно которой экспертом сделан вероятный вывод о том, что рукописный текст в представленных на исследование подписных листах имеет совпадения признаков почерка в графах 6 и 7 в строках с порядковыми номерами 1,2,35,6,7,8,10, 4 и 9 – листа 2; 6,8- листа 20; 7,8 - листа 31; 5,6- листа 42; 3,9- листа 42; 7,10- листа 42; 5,8 – листа 73, 6,7,8 – листа 79.
08.02.2011г. из ОУФМС РФ по г.Инте поступили сведения о несоответствии сведений о девяти избирателях в проверенных подписных листах, а именно:
- в строке 7 подписного листа 2 – не соответствуют действительности данные паспорта избирателя .... (вместо ... № ... указано ... № ...);
- в строке 8 подписного листа 2 – не соответствуют данные паспорта и адрес избирателя ....(вместо паспортных данных ... № ... указано ... ...; вместо адреса: ... указан адрес ...);
- в строке 8 подписного листа 68 указан адрес избирателя Беденкова В.А., в то время как по данным ОУФМС РФ он месте регистрации не имеет;
- в строке 7 подписного листа 68 неверно указана фамилия и паспортные данные избирателя (вместо ..., указано ..., вместо паспорта ... № ... указано ... № ...);
- в строке 4 подписного листа 76 неверно указан адрес избирателя ...., которая по данным УФМС места регистрации не имеет, так как была снята с регистрационного учета на основании решения суда;
- в строке 10 подписного листа 73 неверно указан адрес избирателя (вместо адреса: ... указан адрес: ...);
- в строке 9 подписного листа 72 неверно указан адрес избирателя (вместо адреса: ... указан адрес: ...);
- в строке 4 подписного листа 72 неверно указан адрес избирателя (вместо адреса: ... указан адрес: ...);
- в строке 2 подписного листа 72 неверно указан адрес избирателя (вместо адреса: ... указан адрес: ...).
Результаты проверки подписных листов отражены рабочей группой в протоколе об итогах проверки подписных листов от 08.02.2011 г., при этом комиссией установлено, что из проверенных 146 подписей избирателей установлено, что 9 подписей являются недействительными в соответствии с данными ОУФМС, и 25 подписей являются недействительными и недостоверными в соответствии со справкой эксперта ОВД.
Постановлением Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 по выборам в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва от 09.02.2011г. № 11/21 в связи с превышением суммарного количества недостоверных и недействительных подписей в проверенных подписных листах, равного 34 подписям, 10% от общего количества проверенных подписей, на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Несветаевой И.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва на выборах, назначенных на 13 марта 2011 года.
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренныхпунктами 24-26статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, инымзаконом.
Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
Применительно к данной норме, количество достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Несветаевой И.А., от количества проверяемых, должно составлять 132 и более подписей. Соответственно, максимально допустимое количество подписей, признанных по результатам проверки недействительными и недостоверными, не должно превышать 14.
Согласно п.8 ст. 37 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
В соответствии с ч.8 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Подпись, выполненная указанным образом, признается недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.9 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Закона Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ), недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа. Далее законодателем установлен перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными, в числе которых указаны такие основания, как: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт 2); подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист (пункт 3); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых не внесены ими собственноручно, - на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 5); подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществлявшими сбор подписей избирателей, участников референдума (пункт 6).
Проверив доводы участвующих в деле лиц, а также исследовав представленные ими в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку количество недостоверных и недействительных подписей составляет более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.
При этом, на основании пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» подлежали признанию недействительными 9 подписей избирателей, как содержащие в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. К таковым относятся следующие подписи: в строках 7 и 8 подписного листа 2; в строке 8 подписного листа 68; в строке 7 подписного листа 87, в строке 4 подписного листа 76; в строке 10 подписного листа 73; в строке 9 подписного листа 72; в строках 2 и 4 подписного листа 72.
Указанный вывод следует из сведений, представленных ОУФМС РФ по г.Инте в адрес окружной избирательной комиссии, а также сведений, представленных УФМС РФ по РК в ходе рассмотрения настоящего дела в суде. При этом каких-либо доказательств, опровергающих доводы о недействительности сведений в вышеперечисленных подписных листах, суду не представлено.
Кроме того, из представленных в суд доказательств следует, что 25 подписей избирателей окружной избирательной комиссией были признаны недостоверными и недействительными на основании письменного заключения старшего эксперта Межрайонного ЭКО ЭКЦ МВД по РК с дислокацией в г.Инта .... Оценивая в этой связи представленную в суд справку эксперта ...., необходимо отметить, что она имеет исправление в указании номера подписного листа, при этом номер 1 исправлен на номер 2, что оговорено подписью эксперта ...., поставленной 19.02.2011 г.. По мнению суда, указанные исправления не влекут недостоверности выводов эксперта, но обуславливают необходимость проведения их дополнительной проверки.
Довод жалобы о нарушении прав заявителя тем, что она не была приглашена для участия в исследовании подписных листов экспертом, нельзя признать обоснованным, поскольку законом не предусмотрено право кандидата на участие в экспертном исследовании подписей избирателей.
Относительно действий избирательной комиссии по привлечению к проверке специалиста .... необходимо отметить, что они были совершены в точном соответствии с требованиями закона.
Так, положениями ч.2 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» предусмотрено, что для осуществления проверки соответствующая избирательная комиссия, комиссия референдума вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов. Руководителем рабочей группы назначается член соответствующей комиссии с правом решающего голоса. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума, специалисты (в том числе эксперты) из числа работников органов внутренних дел, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов по согласованию с руководителями этих органов.
Как следует из представленных в суд доказательств, порядок привлечения к проверке специалиста органа внутренних дел – эксперта ... был полностью соблюден, при этом доводы заявителя о том, что председатель Территориальной избирательной комиссии г.Инты Кудашев Р.А. не имел полномочий на привлечение специалиста, являются необоснованными, поскольку законом не регламентировано, кто вправе обращаться в органы внутренних дел с просьбой о направлении специалиста. Более того, Кудашев Р.А., являясь председателем Окружной избирательной комиссии, осуществляет общее руководство деятельностью, как комиссии, так и её рабочих групп, по организации и подготовке выборов, и, поскольку процедура проверки подписных листов входит в перечень мероприятий, проводимых в ходе подготовки выборов, представляется, что необходимыми полномочиями по вышеуказанному обращению Кудашев Р.А. располагал. При этом необходимо отметить, что факт создания рабочей группы не исключает право председателя окружной комиссии на участие в процедуре проверки. Более того, важно отметить, что нормами Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» обязанность по проведению проверки подписей возложены на соответствующие избирательные комиссии, которые, в свою очередь, определяют порядок проведения проверки. С учетом этого следует признать, что председатель окружной комиссии не только обладает правом, но и наделен обязанностью по осуществлению контроля за надлежащей проверкой подписных листов.
Кроме того, необходимо также отметить, что назначенные на 13 марта 2011 года выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми 5 созыва осуществляются в пределах 15 избирательных округов, и с этой целью были созданы временные государственные органы по выборам - окружные избирательные комиссии, полномочия которых осуществляются территориальными избирательными комиссиями, что полностью соответствует положениям республиканского и федерального избирательного законодательства.
В этой связи Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 15.12.2010г. № 110/592-4 на Территориальную избирательную комиссию г.Инты были возложены полномочия окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7. Из этого следует, что председатель и другие члены Территориальной избирательной комиссии г.Инты имеют необходимые полномочия по организации и проведению выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми 5 созыва по Интинскому избирательному округу № 7. При этом, учитывая, что при проведении выборов депутатов Государственного Совета полномочия окружной избирательной комиссии возложены на территориальную избирательную комиссию, использование в работе реквизитов и печатей постоянно действующего государственного органа - Территориальной избирательной комиссии г.Инты является правомерным и закону не противоречит.
С учетом изложенного, суд не может признать состоятельными доводы заявителя о незаконности действий Кудашова Р.А., указывающего себя в официальных запросах в качестве председателя Территориальной избирательной комиссии г.Инты, а не председателя Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа №7.
Также является несостоятельным довод заявителя Несветаевой И.А. о нарушении закона, допущенном при принятии её подписных листов, поскольку нарушений закона в том, что прием документов кандидата в депутаты, в том числе и подписных листов, осуществлялся председателем комиссии, не имеется. Так, в соответствии с нормами Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» документы, необходимые для прохождения процедуры регистрации, кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию, а потому Кудашев Р.А., являясь председателем окружной избирательной комиссии и её членом с правом решающего голоса, располагал необходимыми полномочиями для принятия документов заявителя. В этой связи ссылка в заявлении на то, что прием подписных листов должен осуществляться председателем рабочей группы, не основана на законе, а потому не может быть признана судом состоятельной.
Доводы заявителя о нарушении порядка отбора подписей также являются необоснованными, поскольку из представленных в суд доказательств: акта случайной выборки и акта проверки, подписанных Несветаевой И.А. и членами рабочей группы, следует, что указанная процедура была проведена в полном соответствии с требованиями Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» и Постановления Окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа №7 от 14.01.2011г. № 04/09 «О процедуре проведения случайной выборки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Государственного Совета Республики Коми 5 созыва по Интинскому избирательному округу №7, представленных в Окружную избирательную комиссию Интинского избирательного округа №7». В этой связи необходимо отметить, что нормы республиканского и федерального избирательного законодательства не содержат запрета на расшивку папки с подписными листами для их последующей проверки членами рабочей группы. Более того, из представленных в суд материалов избирательной комиссии видно, что после расшивки папки с подписными листами заявителя была сформирована папка с подписными листами, подлежащими проверке, и папка с подписными листами, не участвующими в проверке. При этом обе папки были сброшюрованы и заверены подписью кандидата Несветаевой И.А., чем была в полной мере исключена возможность каких-либо манипуляций с подписными листами.
Доводы заявителя о недействительности протоколов об итогах проверки от 05.02.2011г. и 08.02.2011 г. по основанию несоответствия бланков, на которых изготовлены протоколы, нельзя признать состоятельными, поскольку в суде установлено, что указание в бланке протоколов на выборы в органы местного самоуправления является технической ошибкой, которая не влияет на фактическое содержание и существо принятых рабочей группой решений. Более того, из наименования и содержания указанных протоколов однозначно следует, что изложенные в них выводы сформулированы именно рабочей группой Окружной избирательной комиссии, а отраженные в протоколах обстоятельства касаются непосредственно проверки документов, предоставленных кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу № 7 Несветаевой И.А. При этом из объяснений Несветаевой И.А. также следует, что она ясно понимала существо принятых решений, и оспаривает она их именно применительно к выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми 5 созыва.
С учетом этого, следует признать, что формальное несоответствие бланков, на которых изготовлены протоколы, не может являться основанием для признания протоколов недействительными.
Кроме того, судом установлено, что в ходе проведения проверки рабочей группой не были составлены ведомости проверки подписных листов, а результаты проверки были оформлены протоколом об итогах проверки документов. В этой связи следует отметить, что данный протокол составлен и подписан членами рабочей группы, при этом в протоколе содержатся все необходимые сведения о результатах проверки с указанием количества подписей признанных недостоверными и недействительными, а также содержатся указания на нарушения и основания, по которым сделаны указанные выводы.
При таких обстоятельствах следует признать, что факт несоставления рабочей группой ведомости проверки подписных листов, не свидетельствует о недействительности результатов проверки, которые основаны на достоверных сведениях, полученных из ОУФМС в г.Инте и из справки старшего эксперта Межрайонного ЭКО ЭКЦ МВД по РК с дислокацией в г.Инте .....
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлены некоторые упущения в работе Окружной избирательной комиссией, допущенные при рассмотрении вопроса об отказе в регистрации кандидата в депутаты Несветаевой И.А., а именно: комиссией не соблюдены установленные частями 16 и 17 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» требования о том, что проверка подписных листов должна быть завершена составлением итогового протокола рабочей группы не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата; копия итогового протокола рабочей группы передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума не позднее, чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата.
В данном случае итоговый протокол рабочей группы составлен за сутки до заседания комиссии, а вручен представителю заявителя в день заседания комиссии, чем было ограничено право заявителя на представление своих письменных возражений относительно выводов рабочей группы.
Вместе с тем, указанные упущения не повлияли и не могли повлиять на существо принятых решений и сделанных комиссией выводов о наличии в подписных листах недостоверных и недействительных подписей избирателей.
Относительно довода заявителя о том, что она не была извещена о месте заседания избирательной комиссии необходимо отметить, что она действительно была приглашена на заседание комиссии, назначенное на 17 часов 09.02.2011 г. в помещении по адресу: г.Инта, ул.Горького, 16, в кабинет № 104, а фактически заседание комиссии состоялось в кабинете № 102.
Вместе с тем, из объяснений представителя заинтересованного лица следует, что помещение Территориальной избирательной комиссии г.Инты располагается на первом этаже здания Администрации МОГО «Инта», при этом оно состоит из одного кабинета № 102, включающего в себя приемную и рабочее место председателя комиссии. Иных кабинетов и помещений, занимаемых Территориальной избирательной комиссией, в здании не имеется. При этом прием документов для регистрации кандидатов в депутаты, проверка документов и заседания комиссии производится именно в помещении ТИК г.Инты – в кабинете № 102. Кабинет № 104 в данном случае является помещением актового зала Администрации МОГО «Инта», он располагается рядом с кабинетом № 102.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявитель Несветаева И.А., ранее подавшая документы на регистрацию в качестве кандидата в депутаты Совета муниципального образования и Государственного Совета Республики Коми, и участвующая в дальнейшей процедуре отбора подписей, не могла не располагать сведениями о месте нахождения Территориальной избирательной комиссии г.Инты, и в случае явки на заседание комиссии в назначенное время располагала необходимыми сведениями о месте заседания комиссии, и, соответственно, имела возможность на нем присутствовать.
Кроме того, из объяснений представителя заинтересованного лица Готье А.И. следует, что комиссия длительное время ожидала прихода Несветаевой И.А. на заседание, а председатель и секретарь комиссии неоднократно выходили в коридор, чтобы пригласить кандидата на заседание, но Несветаева И.А. в назначенное время не явился, равно как и не явилась в более позднее время 09.02.2011 г.. Также членами комиссии был опрошен сотрудник охраны администрации, обеспечивающий пропускной режим в помещении администрации города, который пояснил, что Несветаева И.А. в указанное время в здание администрации не заходила.
Таким образом, совокупность указанных обстоятельств позволяет суду сделать вывод о том, что окружной избирательной комиссией были приняты все необходимые и достаточные меры по оповещению Несветаевой И.А. о заседании избирательной комиссии и по обеспечению участия последней в данном заседании.
Кроме того, само по себе неучастие заявителя на заседании окружной избирательной комиссии никак не повлияло на существо принятого решения, поскольку каких-либо устранимых нарушений в поданных заявителем в избирательную комиссию документов установлено не было, а все выявленные комиссией нарушения, явившиеся основанием для отказа в регистрации кандидата Несветаевой И.А., связаны с наличием недействительных и недостоверных подписей избирателей в проверенных подписных листах. Указанные нарушения, в силу положений ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не могли быть устранены кандидатом в период проведения проверки и принятия решения относительно регистрации, а потому непосредственное его участие на заседании комиссии не могло как-либо повлиять на обстоятельства, послужившие основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Более того, предусмотренное законом право на обжалование постановления окружной избирательной комиссии, в полной мере обеспечивает право заявителя на повторное исследование в судебном порядке доказательств, послуживших основанием для принятия оспариваемого постановления, а также является для кандидата возможностью реализовать право на представление своих доводов и возражений относительно установленных комиссией обстоятельств, и получение соответствующей судебной оценки.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также установленный судом факт несвоевременного получения заявителем итогового протокола проверки, и отсутствие ведомости проверки подписных листов, суд, руководствуясь целью обеспечения объективной, всесторонней и полной проверки доводов заявителей, а также обоснованности сделанных комиссией выводов, основываясь на положениях ст.246 ГПК РФ, а также нормах ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливающих право суда на проведение повторной проверки подписных листов кандидата в депутаты, принял решение о необходимости проведения в ходе судебного рассмотрения повторной проверки подписных листов заявителя в пределах проверенных подписных листов Несветаевой И.А., в которых были выявлены недействительные и недостоверные подписи.
В ходе указанной проверки судом были истребованы из УФМС по РК соответствующие сведения, при поступлении которых были полностью подтверждены ранее полученные комиссией из органов миграционного учета сведения, а также признаны обоснованными выводы комиссии о наличии оснований для признания 9 подписей избирателей в подписных листах заявителя недействительными на основании пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми», как содержащие в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Кроме того, ввиду наличия в справке эксперта от 07.02.2011г. исправлений, в ходе повторной проверки судом была назначена судебная почерковедческая экспертиза.
Оценивая заключение эксперта № от 28.02.2011 г., суд отмечает, что экспертное заключение соответствует требованиям, предъявляемым ст.86 ГПК РФ, исследование проведено экспертом, имеющим соответствующее образование, необходимую квалификацию и значительный стаж экспертной деятельности в области проведения почерковедческих экспертиз. При этом у суда не имеется оснований сомневаться в объективности и достоверности выводов эксперта, а тот факт, что исследование проводилось в экспертном учреждении, являющимся вышестоящим по отношению к старшему эксперту ...., проводившей исследование подписей в ходе их проверки избирательной комиссией, не свидетельствует о наличии какой-либо заинтересованности экспертного учреждения в исходе дела и в результатах проводимого исследования.
При таких обстоятельствах, доводы заявителя, изложенные в заявлении об отводе экспертного учреждения, относительно недоверия экспертам ЭКЦ МВД по РК не могут быть признаны состоятельными, а потому судом отклоняются.
Выводами судебной почерковедческой экспертизы установлено следующее:
Подписной лист №2: Рукописные буквенно-цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 7-10 подписного листа №2 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. выполнены одним лицом. Рукописные буквенно-цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 2-6 подписного листа №2, кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за краткости и простоты строения записей. Подписи в графе №7 «Подпись» строк 1-4, 6-10 подписного листа №2 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за выполнения подписей от имени разных лиц. Ответить на поставленный вопрос о том, не выполнена ли подпись в графе №7 «Подпись» сроки 5 подписного листа №2 и остальные подписи в графе №7 подписного листа №2 одним лицом, не представляется возможным из-за полной несопоставимости подписей между собой по транскрипции.
Подписной лист №20: Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 6 и 8 подписного листа №20 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за краткости и простоты строения записей. Подписи в графе №7 «Подпись» строк 6 и 8 подписного листа №20 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за выполнения подписей от имени разных лиц.
Подписной лист №31: Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 7 и 8 подписного листа №31 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой Ирины Алексеевны, вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за краткости и простоты строения записей. Подписи в графе №7 «Подпись» строк 7 и 8 подписного листа №20 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой Ирины Алексеевны, вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за выполнения подписей от имени разных лиц.
Подписной лист № 42: Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 5 и 6 и 8 и 9 подписного листа №42 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., выполнены одним лицом. Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 3 и 10, в строке 7 с записями 8,9 подписного листа №42 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за краткости и простоты строения записей. Подписи в графе №7 «Подпись» строк 3,5-7,9,10 подписного листа №42 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за выполнения подписей от имени разных лиц.
Подписной лист № 73: Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 5 и 8 подписного листа №73 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., вероятно выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос в категорической форме не представляется возможным из-за краткости и простоты строения записей. Ответить на поставленный вопрос о том, не выполнены ли подписи в графе № 7 «Подпись» строк 5 и 8 подписного листа № 73 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. одним лицом, не представляется возможным из-за полной несопоставимости подписей между собой по транскрипции.
Подписной лист № 79: Рукописные цифровые записи в графе №6 «Дата внесения подписи» строк 7 и 8 подписного листа №79 кандидата в депутаты 5 созыва Государственного совета Республики Коми по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А., выполнены одним лицом. Ответить на поставленный вопрос о том, не выполнены ли рукописные цифровые записи в графе № 6 «Дата внесения подписи» строки 6 с записями в строках 7 и 8 подписного листа № 79, одним лицом, не представляется возможным из-за малого количества сравниваемого почеркового материала. Ответить на поставленный вопрос о том, не выполнены ли подписи в графе № 7 «Подпись» строк 6,7, и 8 подписного листа № 79 одним лицом, не представляется возможным из-за полной несопоставимости подписей между собой по транскрипции.
Из содержания заключения эксперта следует, что в 10 абзаце резолютивной части им допущена описка в выводах, касающихся подписного листа №31, и ошибочно указана ссылка на подписной лист № 20. При этом из исследовательской части заключения эксперта однозначно следует, что выводы эксперта в данном случае сделаны именно относительно подписного листа № 31, поскольку предметом его исследования в данном конкретном случае являлся лист № 31. Указанное обстоятельство также нашло свое подтверждение в ходе допроса в судебном заседании эксперта ... С учетом приведенных обстоятельств судом и была произведена оценка выводов судебной почерковедческой экспертизы.
Оценивая приведенные выводы эксперта, суд исходит из того, что в соответствии с ч.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно, то есть, графы 6 и 7 в подписных листах заполняются избирателями собственноручно.
В этой связи, законом установлено самостоятельное основание для признания подписи недействительной, и таковым является случай, когда дата внесения в подписной лист подписи не выполнена избирателем собственноручно (п.5 ч.9 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми»).
Данное условие о собственноручном внесении даты внесения подписи установлено в связи с тем, что избирательная комиссия должна учитывать подпись конкретного избирателя, что при несобственноручном выполнении даты и подписи, или выполнении их иными лицами, при проверки подписных листов сделать невозможно, поскольку невозможно определить, какая из одинаковых записей выполнена избирателем, а какая иным лицом. Кроме того, нельзя исключать, что одинаковые записи выполнены от имени избирателей другими лицами.
В данном случае из заключения эксперта следует, что вышеуказанное условие не соблюдено в отношении записей в строках №№ 2,3,4,5,6,7,8,9,10 подписного листа №2, строках №№ 6 и 8 подписного листа 20, строках № 7 и 9 подписного листа № 31, строках №№5,6,8,9 подписного листа № 42, строках №№ 5 и 8 подписного листа № 73, строках №№7 и 8 подписного листа № 79. Общее количество таковых подписей составляет 21. При этом две из указанных подписей (строки 7 и 8 подписной лист 2) уже учтены, как недействительные, на основании справки УФМС в связи с недостоверностью паспортных данных и адреса избирателей.
Учитывая, что судом установлен факт нарушения предусмотренного законом императивного правила о собственноручном внесении избирателями в подписной лист даты, в соответствии с п.5 ч.9 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» дополнительно к ранее признанным недействительными признанию недействительными подлежат 19 подписей.
При этом необходимо отметить, что признание недействительными всех вышеуказанных подписей способствует предотвращению нарушений избирательного законодательства, допускаемых сборщиками подписей.
Кроме того, ряд подписей подлежат признанию недостоверными по основанию, предусмотренному ч.8 ст.37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми».
Так, в соответствии с приведенной нормой недостоверной считается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом.
В данном случае, из заключения эксперта следует, что к таковым подписям относятся подписи в строках №№ 1,2,3,4,6,7,8,9,10 подписного листа № 2, в строках №№ 6 и 8 подписного листа 20, строках № 6 и 8 подписного листа 31, строках 3,5,6,7,9,10 подписного листа № 42. Общее количество перечисленных недостоверных подписей составляет 19, при этом 16 из указанных подписей уже учтены, как недействительные по причине выполнения даты подписей одними и теми же лицами. С учетом этого, помимо вышеуказанных недействительных подписей, из числа достоверных подписей кандидата Несветаевой И.А. подлежит исключению еще 3 недостоверных подписи. Всего на основании заключения эксперта признано недействительными и недостоверными 22 подписи избирателей, которые и подлежат исключению из числа достоверных подписей кандидата Несветаевой И.А.
Таким образом, в результате повторной проверки судом подписных листов заявителя установлено, что 9 подписей избирателей являются недействительными на основании пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми», и дополнительно к ним 22 подписи на основании ч.8 ст.37 и пункта 5 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми». Всего являются недостоверными и недействительными 31 подпись избирателей, при максимально допустимых 14 подписях избирателей. При исключении вышеуказанного количества недействительных и недостоверных подписей из общего числа отобранных для проверки подписей, число достоверных подписей при требуемых 132, составляет 115.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в ходе судебного разбирательства выводы комиссии о наличии в подписных листах кандидата в депутаты Несветаевой И.А. более 10 процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, нашли своё полное подтверждение, а потому являются обоснованными.
Учитывая, что выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты, следует признать, что выводы окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа №7 от 09.02.2011 г. № 11/21 о наличии предусмотренных законом оснований для отказа в регистрации кандидата в депутаты Несветаевой И.А. являются обоснованным, а принятое избирательной комиссией Постановление от 09.02.2011 г. № 11/21 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Несветаевой Ирины Алексеевны является законным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявленные Несветаевой И.А. требования о признании проверки подписных листов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. проведенной с нарушением норм действующего избирательного законодательства, о признании незаконным и отмене Постановления окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 09.02.2011г. № 11/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. и возложении на Окружную избирательную комиссии Интинского избирательного округа № 7 обязанности по регистрации Несветаевой И.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление Несветаевой И.А. о признании проверки подписных листов кандидата в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. проведенной с нарушением норм действующего избирательного законодательства, о признании незаконным и отмене Постановления окружной избирательной комиссии Интинского избирательного округа № 7 от 09.02.2011г. № 11/21 об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7 Несветаевой И.А. и возложении на Окружную избирательную комиссии Интинского избирательного округа № 7 обязанности по регистрации Несветаевой И.А. кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва по Интинскому избирательному округу №7, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 5 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Верховный суд Республики Коми.
Председательствующий судья Головков В.Л.
Копия верна: Головков В.Л.