обжалование нормативно-правового акта



Дело № 3-41/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Старцевой Е.В.

с участием прокурора Ковригиной О.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «30» июня 2010 года дело по заявлению Короткова Игоря Федоровича к Правительству Республики Коми о признании незаконным и недействующим Постановление Правительства Республики Коми от 24.09.2008г.  № 260 «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы» в части установления в Приложении № 5 размеров должностных окладов муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов (муниципальных районов) по разделу «В администрации» по позициям 15, 19 должностей: «Руководитель (начальник, заведующий) сектора» и «Специалист» размеров должностных окладов в месяц – ... рублей и ... рублей, соответственно

УСТАНОВИЛ:

         Коротков И.Ф. обратился в Верховный суд Республики Коми с данным заявлением, в обоснование которого указал, что Дата обезличена он был принят на муниципальную службу в администрацию МО ГО ... по должности .... С Дата обезличена по настоящее время, ему установлен должностной оклад в размере ... рублей, предусмотрены выплаты за выслугу лет, особые условия, классный чин, премия, материальная помощь, единовременная выплата, районный коэффициент, северная надбавка.

  Правительством Республики Коми принято Постановление № 260 от 24.09.2008г.  «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы». Пунктом 1, подпунктом 1 пункта 1.2 Постановления № 260 установлено, что нормативы формирования в Республике Коми расходов на оплату труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, определяются с учетом вида муниципального образования, численности населения, проживающего на территории муниципального образования, а также исходя из расходов, направляемых на выплату должностных окладов (в расчете на финансовый год), в размерах согласно приложению N 5.

Приложением № 5 к Постановлению № 260 от 24.09.2008г. размер должностного оклада муниципального служащего в муниципальном образовании городского округа по разделу «В администрации» для ... установлен в фиксированном ежемесячном (календарном) размере ... рублей, для специалиста администрации в размере ... рубля. Поскольку оклад ... выше оклада специалиста, следовательно Постановлением № 260 учитывается квалификация служащего, сложность, количество, качество и условия выполняемой службы (работы), что отражается в установлении окладов по должностям служащих администрации, где оклад специалиста самый низший, а оклад ... выше оклада специалиста на коэффициент 2,42 (...).

Заявитель считает, что установление размера должностного оклада специалиста администрации в сумме, указанной в Приложении № 5 к Постановлению № 260 без учета положений ст. 133 ТК РФ не законно и нарушает его права в части оплаты труда. При применении положений ст. 133 ТК РФ к окладу специалиста, оклад ..., установленный Приложением № 5, не будет учитывать квалификацию служащего, сложность, количество, качество и условия выполняемой службы (работы), что, в свою очередь, ограничивает максимальный размер заработной платы, и ведет к дискриминации в праве его вознаграждения за труд. 

Поскольку Постановление Правительства Республики Коми № 260 в оспариваемой части не соответствует статье 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в редакции, действующей с 1 января 2009 года, предусматривающей установление минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц, частям 1 и 4 ст. 129, статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, заявитель просит признать его незаконным и недействующим.

В судебное заседание Коротков И.Ф. не явился, извещен о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в исковом заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. 

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие Короткова И.Ф.

Представители Правительства Республики Коми Тимофеева Т.В. и Бобрышева Н.А. с заявленными требованиями не согласны.

Выслушав пояснения явившейся стороны, заслушав заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:  

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в силу пункта 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не могут противоречить федеральному закону.

Оспаривая Постановление Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы» (далее по тексту Постановление Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г.), заявитель в обоснование своих требований указал, что фиксированный ежемесячный оклад специалиста администрации, исходя из положений ст. 133 ТК РФ и Федерального закона РФ № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», должен быть не ниже 4330 рублей. Соответственно соотношение оклада ... к окладу специалиста равняется коэффициенту 1,1, что не соответствует коэффициенту, установленному Постановлением № 260 (коэффициент 2,42), и влечет за собой нарушение выплаты вознаграждения за труд ... с учетом его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой им службы (работы) по отношению к квалификации, сложности, количеству и качеству выполняемой службы специалиста.

         Однако, с такой позицией, изложенной в заявлении, суд не может согласится, поскольку она основана на ошибочном толковании норм права. 

Так, согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, на своевременную и в полном объеме выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральном законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Установление минимального размера оплаты труда регламентировано статьей 133 ТК РФ, предусматривающей, в частности, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом (часть первая); месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (часть третья).

В силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.

Как следует из ст. 129 ТК РФ тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляют собой фиксированный размер оплаты труда работника. За выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих или должностям служащих, входящих в соответствующую профессиональную квалификационную группу, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. При этом закон не содержит запрета устанавливать должностной оклад менее минимального размера оплаты труда.

Из указанных выше норм закона следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст.1 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.2008г.) с 1 января 2009 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 4330 рублей.

Приложением № 5 оспариваемого постановления Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г., определены размеры должностных окладов муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов (муниципальных районов) в том числе по разделу «Администрация» по должности ...... рублей, специалист – ... рубля. Данные оклады указаны без учета надбавок, предусмотренных п.1.2 Постановления.

Согласно справке отдела финансов и бухгалтерского учета администрации муниципального образования городского округа «Инта», среднемесячная заработная плата Короткова И.Ф. за последние шесть месяцев составляет ... ... и состоит из: должностного оклада – ... рублей; надбавки за выслугу лет на муниципальной службе - ... рубля; надбавки за особые условия муниципальной службы – ... рубля; набавки за классный чин -... рублей; ежемесячной премии - ... рубля ... копеек; районного коэффициента -... рублей ... копеек; надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера – ... рублей ... копеек. Таким образом, заработная плата заявителя (без учета районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера) составляет ... рублей ... копеек, что превышает действующий минимальный размер оплаты труда и не свидетельствует о нарушении прав Короткова И.Ф.

Ссылка на Обзор законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного суда РФ от 10 марта 2010 года, не может быть принята во внимание, поскольку он основан на нормах ст. 129 ТК РФ в редакции, действовавшей до 01 сентября 2007 года.  

При таких обстоятельствах, доводы заявителя в части того, что обжалуемое постановление Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. незаконно и нарушает его права в части оплаты за труд в зависимости от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и ограничивают максимальный размер заработной платы, не могут быть приняты во внимание.

Наряду с этим, установленный постановлением Правительства Республики Коми № 260 размер оклада специалиста, никоим образом не нарушает права заявителя.   

Доводы заявления о соотношении оклада ... по отношению к окладу специалиста (приложение №5 Постановления), с учетом положений статей 129, 133 ТК РФ и необходимости применения к окладу заявителя повышающего коэффициента 2,42, не основаны на законе.

Пунктом 1 оспариваемого постановления Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. установлено, что нормативы формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы, определяются с учетом вида муниципального образования, численности населения, проживающего на территории муниципального образования, а также иных факторов.

Ежемесячные предельные нормативы размера оплаты труда лиц, замещающих должности муниципальных служащих, устанавливаются в твердом размере, согласно приложениям 5 - 8 к настоящему Постановлению (п. 1.1) и не содержат указаний на процентное соотношение (коэффициент) к ежемесячному денежному содержанию между должностными окладами муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов (муниципальных районов).

Коэффициенты соотношения должностных окладов муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов не установлены и иными нормативными актами, на которые ссылается заявитель.

Само же оспариваемое Приложение № 5 постановления Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральному закону № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона № 91-ФЗ от 24.06.2008г.). 

Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. установлены предельные значения расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих.

Согласно преамбуле оспариваемого Постановления Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г., последнее принято в соответствии с положениями части 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

По общему правилу, размер денежного содержания лиц, замещающих должности муниципальной службы, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".

Также, в  соответствии с ч. 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Аналогичная норма содержится в ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, содержащихся в ч. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В связи с этим муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы РФ (за исключением субвенций) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% собственных доходов, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ формулирует открытый перечень форм межбюджетных трансфертов: дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, субсидии, субвенции и иные межбюджетные трансферты. Следовательно, муниципальные образования, получающие в том числе межбюджетные трансферты в форме субсидий, могут быть ограничены в праве самостоятельного определения размера оплаты труда муниципальных служащих посредством нормативно-правового регулирования субъектов РФ, и не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Так, в силу п.1 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом ст. 139 Бюджетного Кодекса Российской Федерации определяет субсидии местным бюджетам как форму межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из бюджета субъекта РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления.

Учитывая норму п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под нормативом в данном случае может пониматься как абсолютная, так и относительная величина, характеризующая расходы на оплату труда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.

Порядок расчета, установления и величина указанных нормативов определяется органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно в рамках реализации их бюджетных полномочий в части установления условий предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, закрепленных ст. 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемое постановление Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008г. принято в рамках реализации полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, установленных частью 2 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Из анализа оспариваемого постановления Правительства Республики Коми следует, что нормативы установлены в целях определения условий предоставления межбюджетных трансфертов из Республиканского бюджета местным бюджетам, и, соответственно, предметом регулирования являются межбюджетные отношения, урегулированные нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, имеющие целевую направленность и определяющие взаимосвязь органов государственной власти различных уровней в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Указанное также свидетельствует, что предметом правового регулирования постановления Правительства Республики Коми 24.09.2008г. № 260 «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы» (в ред. Постановлений Правительства РК от 01.11.2008 N 307, от 16.02.2009 N 27, от 17.08.2009 N 248, от 23.12.2009 N 393, от 20.04.2010 N 105), являются не трудовые, а бюджетные отношения.

Учитывая указанные положения законов, суд приходит к выводу, что Правительство Республики Коми вправе было установить предельный норматив оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях Республики Коми.

Доводы заявителя о противоречии оспариваемого Постановления Правительства Республики Коми от 24.09.2008г. № 260 в части установления в Приложении № 5 размеров должностных окладов муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов (муниципальных районов) по разделу «В администрации» по позициям 15, 19 должностей: «Руководитель (начальник, заведующий) сектора» и «Специалист» размеров должностных окладов в месяц (в рублях) – ... и ..., статье 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» в редакции, действующей с 1 января 2009 года, предусматривающей установление минимального размера оплаты труда в сумме 4330 рублей в месяц, частям 1 и 4 ст. 129, статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации, части 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, являются несостоятельными. Оспариваемым Постановлением не регулируются трудовые отношения, поскольку последний определяет размеры предельных нормативов должностных окладов, которые непосредственно ориентируют органы муниципальных образований в вопросе установления должностных окладов лиц, замещающих муниципальные должности и муниципальных служащих.

При таких обстоятельствах оспариваемые заявителем нормы постановления Правительства Республики Коми № 260 от 24.09.2008 г. не противоречат федеральному законодательству, имеют целевую финансовую бюджетную направленность, приняты в рамках полномочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных статьей 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ и не нарушают прав заявителя.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу в отказе в удовлетворении заявленных требований Короткова И.Ф.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

         В удовлетворении заявления Короткова Игоря Федоровича к Правительству Республики Коми о признании незаконным и недействующим Постановление Правительства Республики Коми от 24.09.2008г.  № 260 «О нормативах формирования в Республике Коми расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы» (в ред. Постановления Правительства РК от 20.04.2010 N 105) в части установления в Приложении № 5 размеров должностных окладов муниципальных служащих в муниципальных образованиях городских округов (муниципальных районов) по разделу «В администрации» по позициям 15, 19 должностей: «Руководитель (начальник, заведующий) сектора» и «Специалист» размеров должностных окладов в месяц (в рублях) – ... и ..., соответственно – отказать.

На решение в течение 10 дней могут быть поданы кассационные жалобы и принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «05» июля 2010 года

Председательствующий А.В. Юдин