Дело № 3 - 1/2012г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В. при секретаре Воронцовой Н.Н., с участием прокурора Чершкуте Я.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 января 2012 года дело по заявлению Денисенко В.Ф. о признании недействительным и незаконным пункта ... Приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...) УСТАНОВИЛ: Денисенко В.Ф. обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным и незаконным приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...). В обоснование заявления указано, что он является арендатором земельных участков на основании договоров, заключенных с Администрацией МО ГО «Сыктывкар» в 2004 и 2006 годах, размер арендной платы по которым, в связи с принятием оспариваемого Приказа № 705, возрос более чем в 10 раз. Согласно положениям договора аренды от 21 сентября 2006 года №, земельный участок предоставлен ему для завершения строительства гаража. Сам участок располагается в районе радиоцентра и находится в лесу, при этом на основной площади земельного участка растут дикорастущие деревья и кустарники, в то же время площадь земли, на которой непосредственно располагается гараж, составляет 20 процентов от всей площади земельного участка. Указанный земельный участок не может приносить прибыль, аналогичную с прибылью от недвижимости, расположенной в более оживленной части города. Вследствие чего оспариваемый Приказ, которым утверждена кадастровая оценка земли, является незаконным и недействительным, нарушает его права, поскольку последовавшее увеличение арендной платы, рассчитанное с учетом кадастровой оценки земли, неподъемно для семейного бюджета его многодетной семьи. В судебном заседании Денисенко В.Ф. и его представитель Сансиева Е.О. заявленные требованиям уточнили, просили признать недействительным и незаконным пункт ... Приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...). Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми Быкова Н.А. с заявленными требованиями не согласилась. Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшей, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствии с положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, Постановления Правительства Республики Коми от 13 июня 2002 г. N 76 «О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми» и на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми 29 декабря 2008 года издан Приказ № 705, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми (приложение N 1). Приказ Министерства Природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» (далее Приказ № 705) является нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа исполнительной власти Республики Коми, опубликованным (в полном объеме) в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» 13.02.2008, N 1(1)-1(9), ст. 1. Оспариваемым пунктом ... Приложения № 1 к Приказу № 705 определена кадастровая стоимость земельного участка площадью ... квадратных метра, имеющий кадастровый номер ..., расположенного на территории г. ... и находящегося в аренде заявителя. При этом, кадастровая стоимость указанного участка определена в ... рублей ... копеек. В соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11). Из материалов дела следует, что актуализация государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в 2007 году в Республике Коми проводилась на основании Закона Республики Коми от 01 декабря 2003 года № 75-РЗ «О целевой республиканской программе «Участие в создании автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра 2004-2007 годы». На реализацию указанной целевой программы из республиканского бюджета Республики Коми было выделено 17891,1 тыс. руб. Подпунктом 5 пункта 7 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 13 июня 2002 года № 76 (действовавшего на момент издания Приказа № 705), предусматривалось, что Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми осуществляет в порядке, установленном законодательством, функции государственного заказчика по формированию, размещению государственного заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в области изучения, воспроизводства, рационального использования и охраны природных объектов и ресурсов, охраны окружающей среды на территории Республики Коми. Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми в адрес Министерства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Коми направлена конкурсная документация по проведению торгов (открытого конкурса) на выполнение работ по теме: «Проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Коми» за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на выполнение данных работ. Вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд урегулированы Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В силу статьи 10 указанного Закона размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями данного Закона. В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 55 упомянутого Закона заказчик вправе осуществлять размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями. В срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта заказчик обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта. Поскольку подготовительные работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов были начаты с 2006 года Пермским филиалом ФГУП ФКЦ «Земля», являющимся подразделением ФГУП Федеральный кадастровый центр (ФКЦ) «Земля», который определен основным разработчиком и головным исполнителем работ по линии Роснедвижимости по государственной кадастровой оценке земли, по предложению Министерства финансов Республики Коми и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми, на основании части 2 статьи 55 Федеральным законом N 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», 18 июля 2007 года между Министерства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды Республики Коми и ФГУ «ФКЦ «Земля» был заключен государственный контракт № 1-ЦПЗ на проведение работ по теме: «Проведение работ по государственной оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Республике Коми. Техническое задание, являющееся неотъемлемой частью конкурсной документации на проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в Республике Коми, согласовано с Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми. В ходе исполнения условий контракта ФГУП «ФКЦ «Земля» была проведена работа по государственной кадастровой оценке земель, по результатам которой был представлен отчет об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Республике Коми. Непосредственно при проведении кадастровой оценки земель поселений республики учитывались сведения о стоимости объектов недвижимого имущества за период с 2004 по 2006 годы, содержащиеся в базе данных Единого государственного реестра прав. В соответствии с методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, ФГУП «ФКЦ «Земля», на основе представленных документов и оценке рынка, разработан перечень обязательных факторов стоимости, в котором учитывались физические характеристики земельного участка, характеристики месторасположения и окружения, схемы районов и список населенных пунктов Республики Коми, социальная и коммунальные инфраструктуры, экология, градостроительная информация. Указанный перечень обязательных факторов стоимости земельных участков в резерве видов разрешенного использования согласован с Управлением федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми. 21 декабря 2007 года между сторонами государственного контракта №1-ЦПЗ от 18 июля 2007 года подписан акт сдачи – приемки работ. Приказом Минэкономразвития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, приказом от 28 июня 2007 года N 215 - Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель». Согласно пункту 4 Административного регламента исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает, в частности, следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Пунктами 9.4, 9.8, 9.9 Административного регламента определено, что после получения от Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации отчета Роснедвижимость проводит его проверку на соответствие методическим указаниям и принимает решение, которое оформляется актом проверки. В случае принятия решения о соответствии отчета методическим указаниям Роснедвижимость направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации вместе с актом проверки. После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение в виде проекта акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Руководитель Управления Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации обеспечивает соответствие представленных на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, согласованным Роснедвижимостью, после чего происходит утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Из системного анализа положений Административного регламента следует, что только при условии соблюдения всех административных процедур государственная кадастровая оценка земель может быть признана проведенной. Согласно акта проверки отчета ФГУП «ФКЦ «Земля» об определении кадастровой стоимости земельных участков, проведенной Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) 26-27 декабря 2007 года, отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми соответствует Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39. Акт проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Коми, а также сведения о согласованных результатах государственной кадастровой оценки Роснедвижимостью Управлением Роснедвижимости по Республике Коми направлен в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Постановлением Правительства Республики Коми от 10 августа 2005 года № 217 (действовавшим на момент издания Приказа № 705) Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми предоставлено право утверждать по согласованию с Агентством Республики Коми по управлению имуществом результаты государственной кадастровой оценки земель на территории Республики Коми. 29 декабря 2007 года письмом № Агентство Республики Коми по управлению имуществом согласовало результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, проведенной в 2007 году в Республике Коми. На основании этого, 29 декабря 2007 года Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми был принят приказ № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» и 25 января 2008 года зарегистрирован Администрацией Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми за № 393-2008г. Исходя из анализа приведенных выше норм законодательства, учитывая, что работы по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе населенных пунктов в Республике Коми проведены ФГУП «ФКЦ «Земля» в соответствии с заключенным контрактом, что отчет по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельских населенных пунктов на территории Республики Коми проверен Роснедвижимостью и актом проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков признан соответствующим Методическим указаниям. Принимая во внимание также и то, что Приказ № 705 принят Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в пределах предоставленных полномочий, суд приходит к выводу, что государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Республики Коми, в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...) произведена в соответствии с требованиями федерального законодательства и с соблюдением установленной законом процедуры. При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействительным и незаконным пункта ... Приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...) не могут быть признаны обоснованными и подлежат отклонению. Доводы Денисенко В.Ф. и его представителя о необоснованном увеличении кадастровой стоимости земельного участка и, как следствие, увеличение размера арендной платы, о различной стоимости участков земли в одном и том же населенном пункте, о недостоверности информации о земельных участках, о недостаточном изучении факторов, влияющих на стоимость земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку ничем не обоснованны. Кроме того, отчет ФГУП «ФКЦ «Земля» являлся предметом проверки Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; отчет и его составляющие показатели прошли проверку на предмет соответствия требованиям Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, в последующем установленные в отчете показатели были представлены на утверждение Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми и утверждены оспариваемым Приказом. Поскольку противоречий нормам федерального законодательства пункта 10366 Приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...), в том числе приведенным заявителем в обоснование требований, не установлено, требования Денисенко В.Ф. удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении требований Денисенко В.Ф. о признании недействительным и незаконным пункта ... Приложения № 1 к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29 декабря 2008 года № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» в части определения кадастровой стоимости земельного участка площадью ... кв. м., расположенного по адресу: ... (кадастровый номер ...) – отказать. На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий А.В. Юдин Мотивированное решение изготовлено «16» января 2012 года Председательствующий А.В. Юдин ... ...