3-11/2012 избирательное право



Дело г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Верховный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юдина А.В.

при секретаре Воронцовой Н.Н.,

с участием прокурора Шевелевой М.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре «20» февраля 2012 года дело по заявлению Попова В.В. о признании недействительным решения Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 по выборам в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва от 30 января 2012 года № 8/17

УСТАНОВИЛ:

Попов В.В. обратился в Верховный суд Республики Коми с данным заявлением, в обоснование которого указал, что 23 января 2012 года, он, являясь кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва, по одномандатному избирательному округу № 5, предоставил в ТИК г. Воркуты документы для регистрации кандидата на дополнительных выборах депутата Государственного Совета Республики Коми по одномандатному избирательному округу № 5.

30 января 2012 года комиссия, рассмотрев представленные документы, вынесла решение об отказе в регистрации его в качестве кандидата на основании подпунктов «в1», «д» пункта 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав». В обоснование принятого решения комиссией указано, что при проверке подписей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата было выявлено более 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей. Кроме того, им не заполнены поля «ФИО кандидата», «подпись» и «расшифровка подписи» в списках лиц, уполномоченных осуществлять сбор подписей в пользу выдвижения кандидата.

С указанным решением избирательной комиссии заявитель не согласен, в связи с чем просит решение ТИК г.Воркуты от 30 января 2012 года № 8/17 признать незаконным. В обоснование заявления указано, что ошибки при заполнении подписных листов стали следствием очень сжатых сроков сбора подписей, которые, в свою очередь, были вызваны ошибками ТИК г. Воркуты и фирмы, изготовившей по его заказу, бланки подписных листов. Кроме того, комиссией проверены не те подписи, которые были отобраны для проверки способом жеребьевки. Не согласен также с тем, что список лиц, уполномоченных осуществлять сбор, составлен ненадлежащим образом, поскольку избирательная комиссия не предоставила ему возможности устранить выявленные недостатки до заседания комиссии. В нарушение пункта 1.1 статьи 38, пунктов 2 и 3 статьи 33 Закона № 68-ФЗ комиссия о времени и месте заседания, при решении вопроса о регистрации кандидата, его не известила, не сообщила в срок о выявленных в его документах недостатках, тем самым нарушила порядок принятия решения.

В судебное заседание Попов В.В. и его представитель не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя и его представителя.

Представители окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 Жилионис Д.С. и Митюшев Д.И. с заявленными требованиями не согласились.

Выслушав пояснения представителей Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 24 ноября 2011г. № V-2/111 на 04 марта 2012 года назначены дополнительные выборы депутата Государственного Совета Республики Коми V созыва.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 09 декабря 2011г. № 34/171-5 полномочия Окружной избирательных комиссий Северного одномандатного избирательного округа № 5 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Воркуты.

16 января 2012 года Попов В.В. обратился в Окружную избирательную комиссию Северного избирательного округа № 5 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва.

Для регистрации кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва по Северному избирательному округу № 5, исходя из числа избирателей – 38871, необходимое для регистрации кандидата количество подписей должно составлять не менее 788.

Поповым В.В. в Окружную избирательную комиссию Северного одномандатного избирательного округа № 5 представлено 856 подписей избирателей.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010г. «О выборах и референдумах в Республике Коми» (в редакции Законов Республики Коми от 17.11.2010 № 118-РЗ, от 27.06.2011 № 63-РЗ, от 07.12.2011 № 148-РЗ) (далее - Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2010г.) проверку соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей осуществляют соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума, которые вправе создать рабочую группу из числа членов комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов.

Постановлением 1/2 от 21 декабря 2011г. Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 создана рабочая группа по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей.

С учетом положений пунктов 4 и 5 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27 сентября 2011г., рабочей группой при Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, представленных в избирательную комиссию кандидатом Поповым В.В. посредством случайной выборки подписей определен номер подписного листа, с которого будет осуществляться проверка подписей избирателей, а именно с 94 подписного листа, при этом проверке подлежало 156 подписей избирателей. Данное обстоятельство подтверждается актом случайной выборки от 23 января 2012 года. В этой связи, суд не может согласится с доводами заявителя в части того, что рабочей группой были проверены иные подписи, чем отобраны для проверки при жеребьевке, поскольку они противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Согласно протоколу от 27 января 2012г. об итогах проверки подписных листов, с подписями избирателей, собранных в поддержку выдвижения Попова В.В., количество подписей, признанных недействительными, с указанием оснований признания их недействительными, составило 19.

Постановлением Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 по выборам в депутаты Государственного совета Республики Коми V созыва от 30 января 2012г. № 8/17 Попову В.В. в регистрации кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Государственного Совета Республики Коми V созыва, по Северному избирательному округу № 5 отказано, на основании подпунктов «в1» и «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Не согласившись с данным решением, Попов В.В. обратился в суд с заявлением, однако в качестве органа, чье решение он оспаривает, им указана Территориальная избирательная комиссия г. Воркуты.

Как указано выше, Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты переданы полномочия Окружной избирательной комиссии.

Исходя из существа заявления, принимая во внимание уровень законодательного органа, куда баллотируется Попов В.В. в качестве кандидата в депутаты, уровня избирательной комиссии принявшей решение, суд приходит к выводу, что указание в нем на оспаривание решения Территориальной избирательной комиссии г. Воркуты, учитывая то, что Попов В.В. не выдвигал своей кандидатуры на выборах депутатов местного законодательного собрания, является ошибочным в связи с чем подлежит проверке законность и обоснованность решения Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5.

Согласно пункту 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами.

Согласно подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.

Применительно к данной норме, количество достоверных подписей избирателей необходимых для регистрации в качестве кандидата в депутаты Попова В.В., от количества проверяемых, должно составлять 141 и более подписей.

Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставят собственноручно.

В силу пункта 6.4 статья 38 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ недействительными признаются:

подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (подпункт «б»);

подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (подпункт в»).

В соответствии с частью 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г., недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Перечень оснований признания недействительными подписей избирателей также содержится в указанной части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г., в числе которых такие основания, как: подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме (пункт 2); подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с частью 2 настоящей статьи (пункт 3).

Проверив доводы сторон, а также исследовав представленные ими в ходе рассмотрения дела доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты у избирательной комиссии не имелось, поскольку количество недействительных подписей составляет более 10 процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Так, из общего количества проверенных подписных листов, рабочей группой по проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей правильно признаны недействительными 19 подписей, поскольку они не отвечали требованиям норм законодательства, указанным выше.

Так, в частности недействительными являются подписи избирателей:

подписной лист , строка 1 и 2 (номера 189 и 190) – неверно указаны адреса места жительства избирателей А.Т. и А.И.., а именно указан адрес ..., тогда как действительный адрес избирателей ...;

подписной лист , строка 1 (номер 201) – неверно указан адрес места жительства избирателя К.., указан адрес ..., тогда как действительный адрес избирателя ...;

подписной лист , строка 1 (номер 217) – неверно указан адрес места жительства избирателя Ж.., указан адрес ..., тогда как действительный адрес избирателя ул. ...;

подписной лист , строка 1 (номер 223) – неверно указано ФИО избирателя, в частности записано ..., тогда как в действительности избиратель - ...;

подписной лист , строка 1 (номер 245) – неверно указан адрес места жительства избирателя К.И.., указан адрес ..., тогда как действительный адрес избирателя ...;

подписной лист , строка 1 (номер 249) – неверно указаны паспортные данные избирателя Б.., вместо серии и номера ... указано ...;

подписной лист , строка 2 (номер 256) – неверно указан адрес места жительства избирателя Б.А.., указан адрес ул. ..., тогда как действительный адрес избирателя ул. ...;

подписной лист , строка 1 (номер 270) – неверно указана фамилия избирателя и год рождения, вместо ..., внесена запись ...:

подписной лист , строка 2 (номер 270) – неверно указана фамилия избирателя и данные паспорта, вместо Ш.. паспорт ..., внесена запись .... паспорт ...;

подписной лист , строка 1 (номер 271) – неверно указано отчество избирателя и год рождения, вместо ..., внесена запись ...;

подписной лист , строка 2 (номер 280) – неверно указаны паспортные данные избирателя Савинова Н.А., вместо серии и номера ... указано ...;

подписной лист , строка 2 (номер 292) – неверно указана фамилия избирателя, вместо Ч.О.В.. в строке записано ....;

подписной лист , строка 2 (номер 296) – избиратель К.Р.. временно зарегистрирована г. Воркуте, однако постоянной регистрации на территории Республики Коми не имеет;

подписной лист , строка 2 (номер 300) – избиратель Р.О.. временно зарегистрирована г. Воркуте, постоянной регистрации на территории Республики Коми не имеет;

подписной лист , строка 1 (номер 319) – избиратель С. временно зарегистрирован г. Воркуте, не имеет постоянной регистрации на территории Республики Коми;

подписной лист , строка 1 (номер 321) – избиратель А.Н. временно зарегистрирована в г. Воркуте, на территории Республики Коми постоянной регистрации нет;

подписной лист , строка 2 (номер 324) – неверно указаны паспортные данные избирателя С.И.., вместо серии и номера ... указано ...;

подписной лист , строка 1 (номер 333) – избиратель К.И.Е не имеет постоянной регистрации как в г. Воркуте так и на территории Республики Коми.

Указанные несоответствия в подписных листах подтверждаются данными отдела УФМС России по Республике Коми в г. Воркуте, не доверять которым у суда нет оснований.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона Республики Коми 88-РЗ от 27.09.2010г. активным избирательным правом при проведении выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми по мажоритарной избирательной системе обладает гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа, а также гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, место жительства которого расположено на территории Республики Коми.

Таким образом, в результате проведенной проверки 165 подписей, выявлено, что сведения о 14 избирателях не соответствуют действительности, что дает возможность признать недействительными их подписи на основании пункта 3 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. (подпункта «в» 6.4 статья 38 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ), а 5 избирателей не обладают активным избирательным правом, что также влечет недействительность их подписей в силу пункта 2 части 9 статьи 37 Закона Республики Коми № 88-РЗ от 27.09.2010г. (подпункта «б» 6.4 статья 38 Федерального Закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ).

С учетом общего количества подписей, признанных недействительными рабочей группой избирательной комиссии, постановление Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 по дополнительным выборам в депутата Государственного совета Республики Коми V созыва от 30 января 2012г. № 8/17 об отказе в регистрации заявителя в качестве кандидата в депутаты, в связи с выявлением более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, является законным.

Из заявления Попова В.В. следует, что он не отрицает факт наличия в подписных листах недостатков, однако указывает, что сбор подписей производился дважды. При этом, первоначально форма подписных листов была изготовлена ООО «...» на основании консультации, полученной из избирательной комиссии. После сбора подписей избирателей, а именно 23 января 2012 года, им была обнаружена ошибка в форме подписного листа. Поскольку 23 января 2012 года истекал срок подачи подписных листов, он за один день повторно собрал подписи избирателей, что привело, в связи с отсутствием достаточного времени, к наличию недостатков в подписных листах. Таким образом, по мнению заявителя, отсутствие достаточного времени для сбора подписей стало возможным в результате ошибки ТИК г. Воркуты и фирмы, изготовившей бланки подписных листов.

Данные доводы заявителя не могут служить основанием к отмене постановления Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5, поскольку в силу норм избирательного законодательства ответственность за соблюдение правильности формы подписного листа несет сам кандидат, на которому также лежит обязанность по предоставлению надлежащим образом оформленных документов в избирательную комиссию.

Доводы заявления о нарушении избирательной комиссией положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, выразившимся в том числе и в неизвещении его о месте и времени заседания на котором рассматривались вопросы регистрации кандидатов, не может служить основанием для отмены обжалуемого постановления.

Так, из пояснений представителя избирательной комиссии следует, что при проведении рабочей группой проверки подписных листов, представленных заявителем, присутствовало доверенное лицо Попова В.В. – Димова Л.Д., которая была извещена об итоговом заседании избирательной комиссии при разрешении вопроса о регистрации кандидата. Более того, сам Попов В.В. присутствовал на итоговом заседании избирательной комиссии.

В то же время, само по себе неучастие заявителя на заседании окружной избирательной комиссии никак не повлияло на существо принятого решения, поскольку каких-либо устранимых нарушений в поданных заявителем в избирательную комиссию документов установлено не было, а все выявленные комиссией нарушения, явившиеся основанием для отказа в регистрации кандидата Попова В.В., связаны с наличием недействительных и недостоверных подписей избирателей в проверенных подписных листах. Указанные нарушения, в силу положений статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ, не могли быть устранены кандидатом в период проведения проверки и принятия решения относительно регистрации, а потому непосредственное его участие на заседании комиссии не могло как-либо повлиять на обстоятельства, послужившие основанием для отказа в регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Иные доводы заявителя основаны на неправильном толковании норм федерального законодательства и не имеют правового значения для разрешения вопроса о правомерности принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.

При установленных обстоятельствах, учитывая также то, что нарушений порядка принятия оспариваемого постановления избирательной комиссией допущено не было, само постановление принято в установленные законом сроки и правомочным составом, заявленные требования Попова В.В. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Попова Владислава Владимировича о признании недействительным решения Окружной избирательной комиссии Северного избирательного округа № 5 по выборам в депутаты Государственного Совета Республики Коми V созыва от 30 января 2012 года № 8/17 - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение пяти дней со дня принятия решения в Верховный Суд Российской Федерации с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий А.В. Юдин

Мотивированное решение изготовлено «22» февраля 2012 года

Председательствующий А.В. Юдин

Копия верна

Судья А.В. Юдин