33-1503/2012 о предоставлении жилья дети-сироты



Судья Соболев В.М. Дело № 33-1503АП/2012 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,

судей Алексеевой С.Ф., Захваткина И.В.,

при секретаре Шелеповой Н.В.,

рассмотрев в судебном заседании 14 мая 2012 года дело по апелляционной и частной жалобам Бойко А.М. на решение и определение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 февраля 2012 года, которыми в иске Бойко А.М. к администрации МОГО «Сыктывкар» и администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» о предоставлении жилого помещения отказано; прекращено производство по требованиям о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и об обязании поставить на данный учет,

заслушав доклад судьи Захваткина И.В., объяснения истицы Бойко А.М., представителя администрации Эжвинского района Брызгуновой О.Ф., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Бойко А.М. обратилась в суд с иском к администрации МОГО «Сыктывкар», администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, об обязании поставить на данный учет и предоставить жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям на территории г. Сыктывкара по договору социального найма.

В судебном заседании истица отказалась от требований о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении и об обязании поставить на данный учет.

Иск в части предоставления жилого помещения поддержала.

Представитель ответчика администрации Эжвинского района МОГО «Сыктывкар» иск не признала, указав, что не являются надлежащим ответчиком, так как жилые помещения предоставляются администрацией МОГО «Сыктывкар».

Представитель администрации МОГО "Сыктывкар" в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие данного представителя.

Суд постановил приведенные выше определение и решение.

В апелляционной и частной жалобах истица просит решение и определение суда отменить, указав об их незаконности и необоснованности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит, что при вынесении решения судом неправильно дана оценка обстоятельствам, изложенным в решении суда.

Из материалов дела следует, что на основании решения Эжвинского районного суда г. Сыктывкара от ДД.ММ.ГГГГ года родители истицы ДД.ММ.ГГГГ года рождения были лишены родительских прав.

До 2002 года истица находилась в ... детском доме , после чего обучалась в профучилище . Зарегистрирована в жилом доме по адресу: .... Фактически проживает в общежитии по адресу: .... Жилых помещений на праве собственности либо занятых по договору социального найма не имеет.

26 апреля 2006 года администрация МОГО «Сыктывкар» отказала в требованиях истицы о предоставлении жилого помещения с указанием, что жилыми помещениями обеспечиваются малоимущие граждане, состоящие на учете нуждающихся в получении жилого помещения в администрации города.

Согласно ст. 57 ч. 1 и ч. 2 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, а детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди.

В силу ст. 8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с преамбулой и ст. 1 указанного Закона № 159-ФЗ право на предоставление мер социальной поддержке в виде обеспечения жилыми помещениями имеют лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также лица, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Учитывая указанные нормы, суд пришел к выводу, что истица не имеет право на получение жилого помещения по указанным основаниям, так как не выразила своего желания на реализацию предоставленных ей по закону прав до достижения 23 летнего возраста.

Факт обращения истицы к администрации МОГО «Сыктывкар» в апреле 2006 года о предоставлении жилого помещения суд признал ненадлежащим и не принял во внимание.

Судебная коллегия не соглашается с данными выводами суда.

Несмотря на прекращение производства по делу в части требований о постановке на учет и обязании поставить на данный учет, разрешение оставшегося требования о предоставлении жилого помещения невозможно без проверки законности отказа в принятии истицы на учет.

На момент обращения истицы к ответчику о предоставлении жилого помещения постановка на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа осуществлялась администрацией МОГО «Сыктывкар».

Из норм статей 1 и 5 Закона Республики Коми от 26 декабря 2005 года № 160-РЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми государственными полномочиями в области социального обслуживания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах-интернатах на 2006 год» следует, что органы местного самоуправления, перечисленные в приложении 1 к настоящему Закону, где указано учреждение «Эжвинский детский дом № 1», в котором содержалась истица, были наделены на 2006 год государственными полномочиями в области социального обслуживания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по вопросам обеспечения жилья.

На момент обращения истицы к ответчику, порядок принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не регулировался.

Таким образом, для постановки на учет гражданину необходимо было письменно выразить свое право о получении жилого помещения, что в свою очередь требовало безусловного рассмотрения вопроса о постановке на учет.

Следовательно, обращение истицы с заявлением о предоставлении жилого помещения, а не о постановке на учет, не имеет правового значения.

Учитывая, что в 2006 году истица обратилась с заявлением к надлежащему лицу - администрации МОГО «Сыктывкар», которое и осуществляло в тот момент постановку на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, отказ в принятии истицы на учет от 26 апреля 2006 года являлся необоснованным.

Истица подлежала принятию на учет с предоставлением в последующем жилого помещения.

В настоящее время государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа также наделены органы местного самоуправления, в соответствии с Законом Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».

Установив, что истица подлежала постановке на учет, она имеет право на предоставление ей администрацией МОГО «Сыктывкар» жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

При определении площади жилого помещения, подлежащего предоставлению, подлежат применению действовавшие в тот период нормы статьи 10 Закона Республики Коми от 04 июля 2006 года № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма», предусматривающие предоставление жилого помещения общей площадью 33 кв.м. на одинокого гражданина.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 февраля 2012 года отменить.

Принять новое решение, которым обязать администрацию МОГО «Сыктывкар» предоставить Бойко А.М. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, находящееся в черте г. Сыктывкара, размером не менее 33 кв.м. общей жилой площади.

Определение Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми от 21 февраля 2012 года оставить без изменения, а частную жалобу Бойко А.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи