ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судья Шахтарова С.Н. Дело №33-1491/2012 г. СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А. судей Голикова А.А., Жуковской С.В. при секретаре Глобу Н.В. рассмотрела в судебном заседании 21 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Ратиева В.В. на решение Печорского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2012 года, по которому в иске Ратиева В.В. к администрации муниципального района "Печора" о признании права на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в Ростовской области отказано. Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Ратиев В.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Печора" о признании незаконными действий, выразившихся в требовании оформить обязательство о сдаче жилья для получения единовременной денежной выплаты в целях приобретения жилья в Республике Коми, возложении обязанности оформить обязательство о сдаче жилья для приобретения жилья в Ростовской области за счет единовременной денежной выплаты, указывая, что проходил службу в ОВД по ... с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ.. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГ. составила в календарном исчислении ..., в льготном исчислении - ... Он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации муниципального района "Печора", считает, что согласно п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы имеет право на участие в указанной подпрограмме. Решением Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. было удовлетворено его требование о признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состав семьи четыре человека. При этом было установлено, что Ратиев В.В. избрал льготное основание для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в Ростовской области. Однако, ДД.ММ.ГГ., при обращении в администрацию муниципального района "Печора" с заявлением о включении в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, ответчик предложил оформить обязательство о сдаче жилого помещения, в котором указано, что единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения предоставляется на территории Республики Коми. ДД.ММ.ГГ. истец уточнил требования, просил признать право с учетом членов семьи на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения в Ростовской области (л.д.53-56). В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, третьих лиц: Ратиевой Л.Н. , Ногиной Е.Н. , Ногина В.А. , Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, Министерства регионального развития Российской Федерации. В предыдущих судебных заседаниях представитель ответчика Гамлий О.С. иск не признала. Суд вынес указанное выше решение. В апелляционной жалобе Ратиев В.В. не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора, не учел его право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации, полагает, что изменения в законодательстве не могут ухудшать его положение, ссылается на несоблюдение судом норм процессуального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения. Из обстоятельств дела следует, что истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно выписке из приказа ОВД ... от ДД.ММ.ГГ. № л/с ... Ратиев В.В., ... отдела внутренних дел ..., с ДД.ММ.ГГ. уволен по ст.58 пункту "З" Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по ограниченному состоянию здоровья). Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГ. составила: в календарном исчислении ..., в льготном исчислении ... В период с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. истец проживал и был зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: ... На основании постановления главы муниципального образования "... и подчиненная ему территория" от ДД.ММ.ГГ. № истец был поставлен на учет на получение жилья с ДД.ММ.ГГ. под № в общей очереди и под № в льготной очереди как уволенный в запас офицер. ДД.ММ.ГГ. истцу был выдан ордер № на состав семьи три человека, включая ... - Ратиеву Е.В., ... года рождения, и внука - Р. года рождения, на право занятия жилого помещения, жилой площадью ... кв.м, состоящего из трех комнат в отдельной квартире по адресу: .... После этого истец продолжал состоять на учете нуждающихся в получении жилых помещений граждан в администрации муниципального образования. С 2004 года Ратиев В.В. является участником подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы", что подтверждается его заявлением от ДД.ММ.ГГ.. Распоряжением главы муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. №-р истец исключен из списка граждан, состоящих на учете в администрации муниципального района "Печора" на получение жилого помещения по договору социального найма составом семьи четыре человека в связи с улучшением жилищных условий, со ссылкой на ст.56 Жилищного кодекса РФ. Из письменного ответа истцу от ДД.ММ.ГГ. следует, что он был снят с учета в связи с тем, что общая площадь занимаемого им жилого помещения на каждого члена семьи превышает учетную норму жилого помещения, установленную решением Совета муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. № из расчета 10 кв.м и менее общей площади на одного человека. Решением Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. распоряжение главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации от ДД.ММ.ГГ. №-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Ратиева В.В. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района "Печора". Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2005 года № 865 утверждена подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В соответствии с подпунктом "г" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. № 153, право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года: граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Согласно п.10 Правил в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета. На основании решения Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. в иске Ратиева В.В. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми, администрации муниципального района "Печора" о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат было отказано. Основанием для отказа в иске явилось то, что период службы Ратиева В.В., финансировавшийся за счет средств федерального бюджета, составляет ..., что менее требуемого по закону. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. решение Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. Судебной коллегией было установлено, что суммарная продолжительность службы истца в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, составляет свыше ... лет (....). Соответственно, у истца определяется право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153. Распоряжением главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации от ДД.ММ.ГГ. №-р истец снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ). Решением Печорского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГ. распоряжение главы муниципального района "Печора" - руководителя администрации от ДД.ММ.ГГ. №-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" в части снятия Ратиева Владимира Вячеславовича с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении признано незаконным и отменено. Ратиев В.В. восстановлен в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состоящих на учете в администрации муниципального района "Печора". Признано право Ратиева В.В. на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения с учетом состава семьи четыре человека. Решение суда вступило в законную силу ДД.ММ.ГГ.. Однако, после данного решения состав семьи истца изменился в сторону увеличения, что подтверждено материалами дела, в том числе состоявшимися судебными решениями. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ. истец подал в администрацию муниципального района "Печора" заявление о включении в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, с приложением требуемых документов. При этом обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения было оформлено Ратиевым В.В. с нарушением требований к его заполнению, слова "Республики Коми" исправлены им на предоставление выплаты на территории ... (л.д.28). Применительно к обстоятельствам рассматриваемого дела суд обоснованно признал, что истец не имеет право на получение единовременной денежной выплаты для приобретения жилья на территории .... Так, с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 08.12.2010 № 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", согласно которому статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнена пунктом 2.1, из которого следует, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Таким образом, с 1 января 2011 года военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не выдаются государственные жилищные сертификаты. Согласно статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В части 1 статьи 3 указанного Федерального закона установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц жилыми помещениями. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий производится за счет субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Контроль за их исполнением возложен на Росфиннадзор и Минрегион России. Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации. С 23 марта 2011 года вступил в силу Закон Республики Коми от 1 марта 2011 года № 19-РЗ, который устанавливает порядок предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или жилых помещений по договору социального найма и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения гражданам Российской Федерации. Согласно ст.1 Закона Республики Коми предоставление гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения осуществляется органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми. Порядок и условия предоставления гражданам, нуждающимся в обеспечении жилыми помещениями, и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения утверждаются Правительством Республики Коми. Постановлением Правительства Республики Коми от 29 апреля 2011г. № 182 утверждены Порядок и условия предоставления гражданам Российской Федерации, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления в Республике Коми на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, относящимся к категориям, установленным пунктом 2.1 статьи 15, пунктом 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих", статьей 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", и совместно проживающим с ними членам их семей единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Порядок). Данным постановлением также определено, что Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по предоставлению указанной категории граждан единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в порядке, определенном настоящим постановлением. Согласно абз.2 ч.1 ст.3 Закона Республики Коми от 1 марта 2011г. № 19-РЗ включение гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, в список граждан, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, выбравших обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляется органом местного самоуправления, в котором гражданин принят на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, на основании запроса гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, поданного им по форме согласно приложению № 2 к настоящему Закону в соответствующий орган местного самоуправления. Согласно п.18 ч.2 Закона к запросу о включении в список на предоставление единовременной денежной выплаты прилагается письменное обязательство гражданина, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, и совершеннолетних членов его семьи об отчуждении в установленном порядке жилого помещения, находящегося в собственности, либо о расторжении в установленном порядке договора социального найма жилого помещения по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону. Форма обязательства утверждена Законом Республики Коми от 1 марта 2011г. № 19-РЗ. Согласно утвержденной форме обязательства предусматривается предоставление гражданам единовременной денежной выплаты на территории Республики Коми. Не допускается внесение изменений (исправлений) в утвержденную форму. Ратиев В.В. с 2001г. состоит на учете граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, подлежащих обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в муниципальном районе "Печора". Истец подтвердил в суде апелляционной инстанции, что других заявлений о постановке на учет по избранному месту жительства в ... он не подавал, в МВД РК до 2005 года он также не вставал на учет. Указание в его заявлении, поданном в администрацию МО "... и подчиненная территория" в 2001 году, об избрании им места жительства в ... без подачи соответствующего заявления в установленном законом порядке по избранному месту жительства не влечет обязанность ответчика по предоставлению жилья на территории другого субъекта Российской Федерации в рамках действующей программы. Право истца на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Коми ответчиком не оспаривается. При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что требование Ратиева В.В. о признании права на использование единовременной денежной выплаты для приобретения жилья в ... не подлежит удовлетворению. По изложенным выше основаниям доводы жалобы о неправильном применении норм материального права при разрешении спора являются необоснованными. Доводы жалобы о праве истца на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации не могут быть приняты во внимание в качестве обстоятельства, влекущего отмену решения суда, поскольку реализация данного права возможна только при соблюдении установленного порядка постановки на учет в избранном месте жительства. По рассмотренному делу указанное условие истцом соблюдено не было. Доводы жалобы о нарушении судом норм процессуального права являются необоснованными. Решение судом принято с соблюдением действующих процессуальных норм. Довод жалобы о том, что принятые изменения в законодательстве не могут ухудшать положение истца, является верным, но применительно к обстоятельствам дела действующее на момент рассмотрения дела законодательство никоим образом не ухудшает положение истца, поскольку как ранее, так и сейчас истец имеет право по своему усмотрению на получение за счет средств федерального бюджета либо жилого помещения, либо единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих отмену решения суда по доводам апелляционной жалобы. Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Печорского городского суда Республики Коми от 13 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ратиева В.В. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи