Жилищный сертификат 33-2123АП/2012



Судья: Дульцева Ю.А. № 33-2123/2012 АП

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего: Ивановой Е.А.

судей: Жуковской С.В., Харманюк Н.В.,

при секретаре Красавцевой Т.Л.

рассмотрела в судебном заседании 31 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 марта 2012 года, которым постановлено:

"Исковые требования прокурора Республики Коми в интересах Матвеева Н.Н. к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанности по включению в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата - удовлетворить.

Обязать Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми включить Матвеева Н.Н. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата."

Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми- Свиридовой Е.Л., прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Республики Коми обратился в суд в интересах Матвеева Н.Н. с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о возложении обязанности по включению Матвеева Н.Н. в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата.

Матвеев Н.Н. иск поддержал, пояснив, что, не смотря на то, что с 2004 года состоит в Администрации МО ГО "Сыктывкар" в льготной очереди граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, под № 1, его жилищные права не восстановлены, семья проживает в однокомнатной квартире родителей, своего жилого помещения не имеет.

Представитель ответчика с иском не согласился, указав, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация, в результате которой истец лишился имеющегося жилья, исходя из ее масштаба, является чрезвычайной ситуацией муниципального характера, соответственно, восстановление жилищных прав истца не может производиться путем предоставления государственного жилищного сертификата.

Представитель Администрации МО ГО "Сыктывкар", привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, пояснил, что истец состоит под № 1 в очереди граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания. Жилое помещение истцу не предоставлено и объективной возможности его предоставления не имеется, в связи с отсутствием средств муниципального бюджета на эти цели.

Судом принято вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми просит об отмене решения по мотиву его незаконности, настаивая на изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции позиции об отсутствии оснований для предоставления истцу средств федерального бюджета, поскольку чрезвычайная ситуация, повлекшая утрату истцом жилья, не является чрезвычайной ситуацией федерального характера, а ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В возражениях на жалобу Прокуратура Республики Коми указывает на несостоятельность доводов ответчика, полагая, что вопрос о праве истца на предоставление государственного жилищного сертификата должен решаться в соответствии с вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02.11.2003.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены решения.

Из обстоятельств дела следует, что семья Матвеева Н.Н. составом 4 человека на основании договора социального найма проживала в жилом помещении муниципального жилищного фонда, расположенном по адресу: ..., уничтоженном 18.05.1998 в результате обвала берега реки Вычегда.

Вступившим в законную силу решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 02.10.2003 по делу по иску Матвеева Н.Н. к Администрации МО "Город Сыктывкар" на ответчика возложена обязанность поставить Матвеева Н.Н. на учет граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета в связи с уничтожением жилья в результате стихийного бедствия, произошедшего 18.05.1998 в п. Седкыркещ г. Сыктывкара, с составом семьи 4 человека и определить размер подлежащей выплате Матвееву Н.Н. субсидии, исходя из размера 100% средней рыночной стоимости строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого дома, соответствующих типовым потребительским качествам жилья в г. Сыктывкаре по социальной норме площади жилья для семьи в размере 72 кв.м. общей площади жилья на день предоставления субсидии.

На основании выданного в соответствии с указанным решением исполнительного листа ПСП по г. Сыктывкару 14.01.2004 возбуждено исполнительное производство в отношении Администрации МО "Город Сыктывкар", которое в процессе исполнения передано в МПСП по особым исполнительным производствам Республики Коми и было окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа, поскольку протоколом № 45 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 08.12.2004, утвержденным Постановлением АМО "г. Сыктывкар" № 12\4111 от 16.12.2004, принято решение о включении Матвеева Н.Н. с составом семьи 4 человека в льготную очередь граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания, представлен расчет размера субсидии, причитающейся семье Матвеева Н.Н. в сумме ... рублей.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что жилое помещение за счет средств федерального бюджета Матвееву Н.Н. фактически предоставлено не было, истец более 7 лет состоит под № 1 в льготной очереди граждан, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания в Администрации МО ГО "Сыктывкар".

Согласно пункту "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктами 1 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 07.06.1995 № 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" государственные жилищные сертификаты выдаются на основании решения Правительства Российской Федерации. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить предоставление жилых помещений гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, в 3-х месячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата.

09.10.1995 Правительством Российской Федерации принято Постановление "Об утверждении Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", которым на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложены обязанности по представлению данных о количестве семей, лишившихся жилья, и их численном составе (пункт 5), принятию решений о поименной выдаче сертификатов и направлении запроса в Министерство финансов РФ о требующемся количестве сертификатов (пункт 9, приему и ведению работы с гражданами по предоставлению им муниципального жилья на основании государственных жилищных сертификатов либо приобретению для них жилья на вторичном рынке (пункт 12) и другие обязанности.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что общественные отношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, урегулированы федеральным законодателем таким образом, что на органы местного самоуправления возложена лишь одна обязанность - выдать справку в подтверждение факта утраты гражданином жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, остальную работу в этой сфере обязаны проводить органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо самостоятельно, либо совместно с федеральными органами, для чего в бюджете Российской Федерации и субъектах Российской Федерации ежегодно предусматривается соответствующее финансирование.

В соответствии с п.12 Указа Главы РК от 02.02.2010 года № 16 "О Министерстве архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми" на Министерство возложена обязанность обеспечить в установленном порядке формирование списков граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата, а также формирование заявок на социальную выплату на оплату жилого помещения ( части жилого помещения), приобретаемого владельцем сертификата по договору купли-продажи.

Учитывая, что вступившим в законную силу решением признано право Матвеева Н.Н. на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья за счет средств федерального бюджета, руководствуясь приведенными нормативными актами, суд пришел к правильному выводу о правомерности заявленных требований. При этом суд обоснованно указал в решении, что право на получение государственного жилищного сертификата лиц, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций, не ставится в зависимость от классификации чрезвычайной ситуации, исходя из ее масштаба (локального, муниципального, или иного характера), так как при решении вопроса о восстановлении конституционного права личности на жилище, указанное обстоятельство не может иметь какого-либо правового значения, через призму законных интересов конкретного лица, пострадавшего от чрезвычайной ситуации.

Ссылки в жалобе на необходимость привлечения к участию в деле Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не влияют на законность оспариваемого решения, поскольку сторонами такого ходатайства не заявлялось, а привлечение третьих лиц к участию в деле по своей инициативе является правом, а не обязанностью суда.

Таким образом, решение суда вынесено в соответствии с нормами материального права, правильно примененными и истолкованными судом, оснований для его отмены в апелляционном порядке по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: