Судья И.В. Пластинин Дело № 33 –1932АП/2012 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Юдина А.В., судей Архаровой Л.В., Машкиной И.М., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства энергетики Российской Федерации на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 марта 2012 года, которым на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» возложена обязанность включить Брюхова В.А. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с ликвидацией государственного предприятия «Шахта ...», в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли; Министерство энергетики Российской Федерации через администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» обязано выделить Брюхову В.А. жилищную субсидию для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с установленной очередностью и с учетом непрерывного стажа работы в организациях угольной отрасли. Заслушав доклад судьи Архаровой Л.В., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Брюхов В.А. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Воркута» и Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера. Ответчиками иск не признан. Суд постановил приведённое выше решение. В апелляционной жалобе Минэнерго РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на нарушение норм материального права. Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему. Установлено, что Брюхов В.А. с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. работал на шахте «...» ПО «...». Трудовой договор с истцом расторгнут по п.1 ст.33 КЗоТ РФ в связи с ликвидацией предприятия угольной промышленности, находящегося в районе Крайнего Севера. В списки высвобожденных работников с ликвидируемой шахты «...», в отношении которых ликвидационной комиссией и органом местного самоуправления г. Воркуты принято решение о предоставлении социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты, истец включён не был. Удовлетворяя заявленные Брюховым В.А. требования, суд исходил из того, что на дату увольнения у истца имелось право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи с наличием требуемого стажа и увольнением по предусмотренному законом основанию. Согласно заявленным исковым требованиям истец полагает возможным воспользоваться жилищной субсидией по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27.09.2005 года № 123-ФЗ, которым установлено, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005 года при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации. Из материалов дела усматривается, что Брюхов В.А. состоял в общереспубликанских списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами г. Воркуты в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002 года № 125 - ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «работающие» с датой подачи заявления ДД.ММ.ГГ.. Исключён из списка очерёдности ДД.ММ.ГГ. в связи с выбытием из г. Воркуты. Вышеназванный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счёт средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01.01.1992 года, то есть регулирует иные, нежели предусмотренные ФЗ от 27.09.2005 года № 123-ФЗ, правоотношения. Правовая природа субсидирования, предусмотренная указанными нормативными актами различна. Предоставление жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125 - ФЗ от 25.10.2002 года охватывает иной субъектный состав и осуществляется вне зависимости от работы гражданина в ликвидируемых организациях угольной промышленности. По смыслу Федерального закона от 27.09.2005 года № 123-Ф3 категории лиц, подпадающим под данное правовое регулирование оказывается содействие в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства, т.е. одним из условий предоставления субсидия является непосредственное проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Предоставляемые субсидии являются способом оказания помощи гражданам со стороны государства, а не обязанностью государства полной оплаты строительства либо покупки жилья по рыночным ценам по новому месту жительства. По данным миграционной службы с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. Брюхов В.А. был зарегистрирован по адресу: ..., снят с регистрационного учёта по запросу, в связи с выбытием из г. Воркуты. Данные обстоятельства не опровергнуты и самим Брюховым В.А., который в процессе рассмотрении дела по существу указал, что в ... году выехал за пределы Республики Коми: проживал у матери в ... области. Из материалов дел, в частности из заявления представителя истца, следует, что затем Брюхов В.А. проживал в квартире ... области, где и стоит на регистрационном учёте по месту жительства в настоящее время. Таким образом, истец, реализуя право на выбор места жительства, избрал местом проживания иной регион. Кроме того, судом не учтены следующие обстоятельства. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 года № 428 утверждены Правила, устанавливающие порядок и условия предоставления за счёт средств федерального бюджета субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков. Пунктом 11 Правил предусмотрено, что субсидии предоставляются, в том числе при условии, что: гражданин, проживающий по договору социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или в муниципальном жилищном фонде, принимает обязательство о расторжении указанного договора и освобождении занимаемого жилого помещения, его сдаче (передаче) по месту жительства органу местного самоуправления шахтерского города или поселка в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии; гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему субсидии. Таким образом, одним из обязательных условий предоставления субсидии является передача занимаемого жилого помещения органу местного самоуправления. Из материалов дела следует, что Брюхов В.А. жилья в г. Воркута не имеет. По указанному в исковом заявлении адресу: ..., истец не зарегистрирован, на время приезда в Воркуту останавливается у друга. В настоящее время проживает в доме жены брата – Б. В силу правовых норм, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения, для возникновения права на получение жилищной субсидии за счёт средств федерального бюджета необходима совокупность всех предусмотренных законом условий, в том числе передача жилого помещения органу местного самоуправления взамен указанного вида субсидирования. Ввиду отсутствия жилого помещения, подлежащего безвозмездной передаче органу местного самоуправления, Брюхов В.А. необходимой совокупностью условий, при наличии которых возможно выделение жилищной субсидии, не обладает. Поскольку отсутствует совокупность условий, необходимых для предоставления истцу социальной гарантии в виде выплаты денежной суммы на приобретение жилья за пределами г. Воркуты, исковые требования Брюхова В.А. удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции дана неправильная оценка фактических обстоятельств, решение суда подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в иске в полном объеме. Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 02 марта 2012 года отменить. Вынести по делу новое решение. Отказать Брюхову В.А. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования городского округа «Воркута», Министерству энергетики Российской Федерации о включении в список на получение жилищной субсидии, выделении жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 27.09.2005 года № 123-Ф3. Председательствующий: Судьи: