№ 33-2193АП/2012 постановка на учет для получения социальной выплаты на приобретение жилья



Судья Круковская А.В. Дело № 33-2193/2012г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего судьи Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Ошманкевича Р.А.,

при секретаре Александрийской Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 14 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе представителя Горбенко Руслана Эльшановича Махмудовой Жанны Ивановны на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 марта 2012 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Горбенко Руслана Эльшановича к Администрации МО ГО «Воркута» об отмене решения комиссии по жилищным вопросам МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ г. №... об отказе на постановку на учет, обязании поставить на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера отказано.

Заслушав доклад материалов дела судьи Голикова А.А., объяснения представителя Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Кононовой О.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Горбенко Р.Э. обратился в суд с иском об отмене решения комиссии по жилищным вопросам МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ... об отказе в постановке на учет, обязании поставить на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. В обоснование исковых требований указал, что он является инвалидом ... группы. В ДД.ММ.ГГГГ году он обратился в администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» с заявлением о постановке на учёт на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. ДД.ММ.ГГГГ получил письмо, в котором комиссия по жилищным вопросам городского округа «Воркута» отказала ему в постановке в очередь на основании статьи 1 Федерального Закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Считает решение комиссии не законным и не обоснованным.

Определением суда от 16.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми.

Истец в судебное заседание не явился.

Представитель истца исковые требования поддержала.

Ответчик администрация МО ГО «Воркута» своего представителя в суд не направила.

Третье лицо Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми представило отзыв на исковое заявление, в котором просили в удовлетворении требований отказать по доводам, изложенным в отзыве.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Махмудова Ж.И. просит отменить решение суда, по мотивам его незаконности и необоснованности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены по существу правильного решения суда.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Горбенко Р.Э. обратился с письменным заявлением к руководителю администрации МО ГО «Воркута», в котором просил включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» составом семьи 4 человека, в том числе: мать-Махмудова Ж.И., отчим- М.Б..оглы, брат- М.Б.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ, Горбенко Р.Э. было отказано во включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи 4 человека, так как отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 1 Федерального Закона № 125-ФЗ(получено жилье в составе семьи матери Махмудовой Ж.И. в г....).

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ... Горбенко Р.Э. был уведомлен о принятом решении общественной комиссией по жилищным вопросам администрации МО ГО «Воркута».

ДД.ММ.ГГГГ между Махмудовой Ж.И. и администрацией МО «Город Воркута» был заключен Договор на предоставление финансовой помощи за счет средств государственной поддержки угольной промышленности переселяемому гражданину из числа высвобождаемых или высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности, по условиям которого МО «Город Воркута» обязуется за счет средств государственной поддержки угольной промышленности, направляемых на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости города Воркуты, предоставить Махмудовой Ж.И. и на всех ее членов семьи: муж - ФИО16., сын-М.Г.., сын- Горбенко Р.Э., денежные средства в размере ... рублей на приобретение жилого помещения (квартиры) общей площадью ... кв.м. в городе ....

Со своей стороны Махмудова Ж.И. обязалась в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего договора осуществить самостоятельный поиск подходящего жилья, заключить договор купли-продажи жилья с любым физическим или юридическим лицом и предъявить его в администрацию города Воркуты, самостоятельно проверить наличие у продавца прав застройщика и собственника продаваемого жилья.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «...» и Махмудовой Ж.И. был заключен договор № ... долевого участия в строительстве жилья, предметом которого являлось строительство трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: город ..., МКР «...», улица ..., строение ..., квартира ....

ДД.ММ.ГГГГ Горбенко Р.Э., М.Б..о., М.Г. и Махмудова Ж.И. зарегистрировали право долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: город ..., улица ..., дом № ..., квартира ..., по 1/4 доли за каждым.

Установив изложенное, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований истца о возложении на ответчика обязанности поставить на учет для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера в связи с тем, что он утратил право на получение государственного жилищного сертификата, поскольку ранее свое право реализовал, ему была предоставлена государством безвозмездная жилищная субсидия на приобретение жилья по выбранному месту жительства – город ... за счет средств государственной поддержки угольной промышленности в составе семьи получателя субсидии Махмудовой Ж.И.

Вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, примененных судом в соответствии с их содержанием и толкованием.

Предоставление субсидий (сертификатов) гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, и Правилами выпуска и реализации государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 – 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона РФ № 81-ФЗ от 20.06.1996 «О государственном регулировании в области добычи и использования угля об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», работникам, высвобождаемым при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), имеющим стаж подземной работы не менее чем десять лет и достигшим пенсионного возраста, предоставляется жилье по новому месту жительства в соответствии с законодательством Российской Федерации (в редакции ФЗ №122-ФЗ от 07.08.2000).

Федеральным законом № 123-Ф3 от 27.09.2005 «О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...» статья 154 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 была дополнена частью 15 следующего содержания: «установить, что работникам, высвобожденным до 01.01.2005 при ликвидации расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей организаций угольной промышленности и имеющим стаж работы не менее чем десять лет в организациях угольной промышленности, предоставляются жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства в соответствии с законодательством РФ в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ».

В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Содействие выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления субсидий. Субсидии предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством Энергетики РФ.

Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели.

В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно пункту 21 вышеуказанного Положения определены случаи, при которых граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; приобретения (строительства) жилья в других субъектах РФ (кроме случае приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам).

Доводы заявителя в апелляционной жалобе о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что при предоставлении денежной суммы на приобретение жилья Горбенко Р.Э. был несовершеннолетним, в связи с чем он не имел возможности защитить свои права, несостоятельны. Из представленного договора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что права Горбенко Р.Э. не нарушены, ему предоставлена государством безвозмездная жилищная субсидия на приобретение жилья по выбранному месту жительства за счет средств государственной поддержки угольной промышленности в составе семьи получателя субсидии Махмудовой Ж.И., за ним было зарегистрировано право долевой собственности в размере 1/4 доли на жилое помещение, расположенное по адресу: город ..., улица ..., дом № ..., квартира .... Представленный суду договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеуказанное жилое помещение продано, правового значения для дела не имеет, поскольку на дату продажи квартиры истец являлся совершеннолетним и самостоятельно распоряжался принадлежащей ему долей в квартире.

Доводы жалобы о том, что судом не были проверены обстоятельства пропуска срока для обращения с указанным заявлением в суд, опровергаются материалами дела.

Статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» предусмотрено, что принимая во внимание положения статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку из материалов дела следует, что о принятом ДД.ММ.ГГГГ решении Администрацией МО ГО «Воркута» истцу стало известно ДД.ММ.ГГГГ, с требованиями об отмене решения комиссии по жилищным спорам администрации МО ГО «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ Горбенко Р.Э. обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом трехмесячного срока, при этом, не просил восстановить пропущенный процессуальный срок, доказательств уважительности пропуска срока не представил, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Значимые обстоятельства по делу суд определил верно, исследованным доказательствам дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуального закона. Решение суда подробно мотивировано, в том числе и по доводам апелляционной жалобы, не опровергающим и не ставившим под сомнение правильность сделанных судом выводов.

С учётом изложенного, решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 28 марта 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Махмудовой Жанны Ивановны в интересах Горбенко Руслана Эльшановича – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-