Судья Бочарова С.В. Дело № 33-2081/2012 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего судьи Юдина А.В. судей Жуковской С.В., Смирновой Н.И., при секретаре Старцевой Е.В., рассмотрев в судебном заседании 7 июня 2012 года дело по апелляционной жалобе Кондратюк Н.И. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 6 февраля 2012 года, по которому в удовлетворении исковых требований Кондратюк Н.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Воркуте о назначении социальной доплаты к пенсии, взыскании недополученных сумм с учетом индексации отказано. Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И., судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Кондратюк Н.И. обратилась в суд с иском к УПФР в г. Воркуте Республики Коми об обязании назначить социальную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании недополученных сумм с учетом индексации всего в размере ... рублей ... копейки. В обоснование иска указала, что ежемесячный размер ее пенсии менее прожиточного минимума пенсионера, в связи с чем ей должна производиться региональная социальная доплата с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании Кондратюк Н.И. участия не принимала, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель истца на удовлетворении требований настаивал. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Судом постановлено вышеуказанное решение. В апелляционной жалобе Кондратюк Н.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что Кондратюк Н.И. не имеет права на получение региональной социальной доплаты к пенсии. С учетом сумм, ежемесячно выплачиваемых Кондратюк Н.И. УПФР в г. Воркуте Республики Коми и ГБУ « ...», обшая сумма ее материального обеспечения превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми. Данный вывод суда первой инстанции соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах. В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопроса социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ). В силу статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ государственной социальной помошью является предоставление социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ получателями государственной социальной помоши могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения. Размер государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджетов субьектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субьектов Российской Федерации (статья 11 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ). Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. Пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 данной статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации. Из правового анализа указанных выше положений Федерального законодательства следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно решать вопросы по оказанию государственной социальной помощи, в том числе устанавливать региональную социальную доплату к пенсии, и исполнять указанные расходные обязательства за счет средств собственного бюджета с условием соблюдения требования федерального законодательства об установлении ее в размере, обеспечивающем доход не меньше прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. В соответствии с Законами Республики Коми № 69-РЗ от 30 сентября 2009 года, №90-РЗ от 28 сентября 2010 года и № 70-РЗ от 28 сентября 2011 года величина прожиточного минимума пенсионера в Республике Коми установлена, соответственно, на 2010 год в размере 5 435 рублей, на 2011 год в размере 5 909 рублей, на 2012 год в размере 6 616 рублей. При подсчете обшей суммы материального обеспечения пенсионера в соответствии со ст. 12. ч. 2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"); 2) дополнительного материального (социального) обеспечения; 3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг); 4) иных мер социальной поддержки (помоши), установленных законодательством субьектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно). Не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг ( ч.3 ст. 12.1 Закона). Перечень не учитываемых мер социальной поддержки не содержит обязанность исключения из состава пенсии доплату на 2-х иждивенцев, как ошибочно полагает истец в своей апелляционной жалобе. Основанием для включения в состав общей суммы материального обеспечения пенсионера конкретных выплат, установленных законодательством субъекта РФ, является наличие у выплаты одновременно трех характерных признаков: - принадлежности к мерам социальной поддержки; -регулярности; -денежной формы, включая денежный эквивалент натуральной формы. Из материалов дела следует, что в оспариваемой истцом период она являлась получателем пенсии, ежемесячной денежной выплаты, ежемесячных мер социальной поддержки по оплате жилья и. коммунальных услуг по категории «инвалид». Все вышеперечисленные выплаты должны включаться в размер материального обеспечения пенсионера при определении права на получепне социальной доплаты, поскольку обладают вышеприведенными признаками. При суммировании получаемых истцом выплат общий размер материального обеспечения Кондратюк Н.И. превышает величину прожиточного минимума. Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств и иное применение норм материального права, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Воркутинского городского суда от 6 февраля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кондратюк Н.И. - без удовлетворения. Председательствующий Судьи
17.07.1999 года учитываются суммы денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в том числе