33-3415/2012 предоставление жилья -сирота



Судья Ланшаков С.В. Дело № 33-3415 АП/2012 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Белова Н.Е.,

судей Костенко Е.Л., Сироткиной Е.М.,

при секретаре Ронжиной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 13 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе Юговой А.И. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 апреля 2012 года, по которому

в удовлетворении исковых требований Юговой А.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о возложении обязанности по постановке на учет в льготные списки сирот, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлении жилого помещения по договору социального найма отказано.

Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения Юговой А.И., представителя АМО ГО «Сыктывкар» Попова М.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Югова А.И. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО « Сыктывкар» об обязании поставить ее в очередь детей сирот, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий и обязать предоставить ей благоустроенное жилое помещение в соответствии с действующим законодательством площадью не менее ... кв.м. в черте города ... по договору социального найма.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика требования не признал, указав, что истец право на постановку на учет в льготный список сирот не имеет, поскольку она утратила статус лица, имеющего право на внеочередное получение жилья.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Югова А.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены правильного судебного решения.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ст. 49 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Абзац четвертый статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

В силу п. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Судом установлено, что Югова А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относилась к числу лиц, оставшихся без попечения родителей. Указанный статус истца подтверждается письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Решением Сыктывкарского городского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года за «Об установлении опеки над несовершеннолетними Зарубиной Е.А, Юговой А.И., Юговой О.И. была закреплена жилая площадь по адресу ... и опекунами над несовершеннолетними согласно данному постановлению стали Баженов Н.С. и Баженова Н.Г. Это жилое помещение было в муниципальной собственности и на тот период в квартире были зарегистрированы: отец истица - Югов И.П., тетя Югова А.Н. и брат Зарубин В.А. Сама Югова А.И. после смерти матери воспитывалась в семье Баженовой Н.Г.

Решением Сыктывкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года Югов И.П. был лишен родительских прав в отношении детей Юговой О.И. и Юговой А.И. и с него были взысканы алименты в пользу опекуна Баженовой Н.Г. Постановлением главы Администрации МО «Усть-Вымский район» за от ДД.ММ.ГГГГ года Баженова Н.Г. была освобождена от обязанности попечителя над Юговой О.И. и Юговой А.И.

В период с ДД.ММ.ГГГГ год Югова А.И. воспитывалась в детском доме города .... С ... год обучалась в ..., но продолжала проживать в Детском доме . С ДД.ММ.ГГГГ года она проживала на съемных квартирах и в настоящее время живет по адресу ....

Также судом установлено, и не оспаривалось истцом то обстоятельство, что до достижения возраста 23 лет она за постановкой на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась.

Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания.

Указанное обстоятельство связано и с тем, что осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты своих граждан должно согласовываться, в том числе, и с имеющимися у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовыми и иными средствами и возможностями.

На необходимость учета имеющихся у государства ресурсов при оказании помощи детям указывает и Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года.

Статья 27 Конвенции признает право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, и закрепляет, что государства - участники принимают необходимые меры по оказанию помощи в соответствии с национальными условиями и в пределах своих возможностей.

Таким образом, исходя из положения ч. 3, 4 ст. 49, ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, а также статуса лица, оставшегося без попечения родителей, следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

По смыслу перечисленных выше правовых норм, только до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При таких обстоятельствах, правовых оснований для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не поставленным на учет до достижения ими возраста 23 лет, не имеется.

Следовательно, суд правильно указал, что статус лица, оставшегося без попечения родителей, истец, достигшая 25 лет, утратила и положения ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на нее не распространяются.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия считает, что исковые требования Юговой А.И. обоснованно оставлены судом без удовлетворения.

Доводы жалобы Юговой А.И. о том, что она не знала о праве на обеспечение жильем во внеочередном порядке как ребенка, оставшегося без попечения родителей, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения, так как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе и обеспечение во внеочередном порядке жилыми помещениями, носят заявительный характер.

Все юридически значимые обстоятельства определены судом правильно, оценка доказательств произведена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, материальный закон применен и истолкован судом верно, нормы процессуального права соблюдены.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы - несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 апреля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Юговой А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи