Судья Олейник И.И. Дело № 33-3571 АП/2012 г. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сажина А.В., судей Костенко Е.Л., Смирновой Н.И., при секретаре Забоевой Н.Ю., с участием прокурора Чершкуте Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании 23 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2012 года, по которому удовлетворено заявление Прокурора г.Сыктывкара. Обязано Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» в течение ... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании общежития, расположенном по адресу: ... а именно: - оборудовать здание общежития автоматической системой пожарной сигнализации (с установкой в помещениях квартир (комнат) автономных оптико-электронных дымовых пожарных извещателей); - оборудовать здание общежития системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 3-му типу (речевой с передачей специальных текстов); - оборудовать административно-бытовые помещения 1-го этажа системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 2-му типу; - в административно бытовых помещениях 1-го этажа части помещений различных классов функциональной опасности (офисные помещения, класса Ф 4.3 от помещения электрощитовой, класса Ф 5.1) разделить между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (противопожарными дверями); - оборудовать эвакуационные выходы в здании общежития световыми оповещателями «Выход» (эвакуационные выходы, ведущие непосредственно на улицу и выходы, ведущие из секций на общую лестничную площадку); - исключить применение горючих материалов (деревянная доска, линолеум) на путях эвакуации (общие коридоры административных помещений на 1-м этаже, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития) с более высокой пожарной опасностью, чем: В2, РП2, ДЗ, Т2; - обеспечить открывание в здании общежития дверей на путях эвакуации по направлению выхода из здания (двери секций со 2-го по 5-й этажи); - оборудовать этажи общежития класса функциональной пожарной опасности Ф 1.2 2-мя эвакуационными выходами (2-й, 3-й, 4-й, 5-й этажи здания общежития); - оборудовать двери лестничных клеток (с 1-го по 5-й этажи) устройствами для самозакрывания и с уплотнениями в притворах; - укомплектовать пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода рукавами и стволами (административные помещения 1-го этажа, 2-й этаж общежития); - обеспечить недопущение в здании общежития изменения объемно-планировочных решений (допущено устройство деревянных перегородок в общих коридорах на путях эвакуации 2-го, 3-го, 4-го этажей), в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей; - обеспечить недопущение в лестничной клетке 1-го этажа устройства кладовой; - обеспечить помещения общежития первичными средствами пожаротушения, огнетушителями в соответствии с приложением № 3 ППП-М-03 в РФ; - оборудовать здание общежития индивидуальными спасательными устройствами (комплексом спасательного снаряжения или лестницей навесной спасательной) из расчета одного устройства на 30 человек, находящихся на этаже здания; - провести проверку сети внутреннего противопожарного водопровода на требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения; - провести эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы и ограждения на крыше; - обеспечить при эксплуатации эвакуационных путей и выходов соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности; - осуществить контроль за техническим состоянием электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.12.17 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства энергетики от 13.01.2003 года № 6 (не проведен замер сопротивления изоляции электропроводки и электрооборудования); - осуществить эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике, в соответствии с п.2.1.21 Правил устройства электроустановок (издание № 6) (допускается эксплуатация соединений электропроводов в распределительных коробках, выполненных при помощи скруток); - установить для здания общежития распорядительным документом соответствующий пожарной опасности противопожарный режим, где необходимо: определить и оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня, регламентировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончанию работы, регламентировать порядок действий работников в случае пожара, определить порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, а также назначить ответственных за их проведение; - вывесить в здании общежития планы эвакуации людей на случай пожара, выполненные в соответствии с ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные. Эвакуационные. Требования и методы контроля». Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя ответчика Полищук Э.О., представителя Министерства образования Республики Коми Рочеву Е.М., представителя Агентства Республики Коми по управлению имуществом Данилову Ю.А., представителя ГУ МЧС РФ по Республике Коми Лескова В.С., заключение прокурора Чершкуте Я.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия, У С Т А Н О В И Л А: Прокурор г.Сыктывкара обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Государственному автономному учреждению Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» о возложении обязанности в течение ... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании общежития, расположенного по адресу: .... В обоснование иска указал, что ответчик является юридическим лицом в оперативном управлении которого находится здание общежития, расположенного по адресу: ..., Данное здание является государственным имуществом Республики Коми. По результатам проведенной ДД.ММ.ГГГГ года главным специалистом отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Коми проверки ответчика на предмет соблюдения правил пожарной безопасности были выявлены нарушения пунктов 3, 4.1, 5.1, 15, 40, 41, 51, 57, 89, 91, 108, 125, 129 Правил пожарной безопасности, а также пунктов 6.13, 6.17, 6.18, 6.25, 7.4, СНиП 21-01-97. Указанные нарушения препятствуют предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации в случае возникновения пожара, что при неблагоприятном стечении обстоятельств ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и других участников образовательного процесса, тем самым нарушает конституционные права граждан на жизнь и охрану здоровья. Определением суда от 18.05.2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство образования Республики Коми и Агентство Республики Коми по управлению имуществом. В судебном заседании представитель прокуратуры требования поддержал, приведя в обоснование, изложенные в иске доводы. Представитель ответчика, представитель Министерства образования РК в судебном заседании иск не признали, однако не отрицали необходимость выполнения требований пожарной безопасности. Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены. Из материалов дела следует, что ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми полномочий органов государственной власти Республики Коми в сфере образования, путем обеспечения условий для развития личности обучающихся через реализацию дополнительных образовательных программ, а также эффективного решения вопросов в сфере детского и юношеского отдыха и туризма. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество в оперативном управлении, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, исполняет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с действующим законодательством. Решением Агентства Республики Коми по управлению имуществом от ДД.ММ.ГГГГ года № в оперативное управление ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» передано здание общежития, расположенного по адресу: ..., являющееся государственным имуществом Республики Коми. ДД.ММ.ГГГГ года отделом надзорной деятельности г.Сыктывкара УНД ГУ МЧС России по РК проведена проверка соблюдений требований и норм пожарной безопасности в общежитии ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма», расположенном по адресу: ..., в ходе которой были выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года № 313 (далее- ППБ01-03), а также строительных норм и правил Российской Федерации «СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 года № 18-7. По результатам проверки в адрес ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» ДД.ММ.ГГГГ года вынесено предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Исходя из деятельности учреждения, а так же выявленных нарушений Правил пожарной безопасности и СНиП 21-01-97*, суд обоснованно пришел к выводу о том, что указанные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью гражданам, а также имуществу физических лиц, проживающих в общежитии ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма». Факт нарушений правил пожарной безопасности в общежитии, находящемся в оперативном управлении учреждения, и необходимость их устранения ответчиком не оспаривался. При рассмотрении дела, суд правильно руководствовался положениями статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в соответствии с которыми руководители организации имеют право, в том числе, вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности, а также обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Аналогичные обязанности на собственников имущества, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей и должностных лиц организаций, лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности, возложены пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, согласно которому указанные выше лица должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. Кроме того, частью 1 статьи 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана соответствующая оценка. По существу данные доводы сводятся к позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств. Они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения. Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, судом правильно применены нормы материального и процессуального права. Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 01 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГАУ РК ДОД «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма» – без удовлетворения. Председательствующий Судьи