об отмене акта проверки и предписания об устранении нарушений трудового законодательства



Судья Дульцева Ю.А. Дело № 33- 3798 АП/2012г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ауловой Т.С., Орловой И.А.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 30 августа 2012 года дело по апелляционной жалобе ТСЖ «Перекресток» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2012 года, по которому

в удовлетворении заявления ТСЖ «Перекресток» о признании незаконной проверки, проведенной Сыктывкарским отделом Государственной инспекции труда в Республике Коми, отмене акта проверки от .... №......, предписания об устранении нарушений трудового законодательства от .... №... отказано;

Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения Крылова А.Н. и Некрасовой А.Я. – представителей ТСЖ «Перекресток», судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ТСЖ «Перекресток» обратилось в суд с заявлением о признании незаконной плановой документарной проверки, проведенной с ... по ... года должностными лицами Государственной инспекции труда в Республике Коми, об отмене акта проверки от ... года №... и предписания об устранении нарушений трудового законодательства от ... года №..., указав в обоснование требований, что проверка ТСЖ «Перекресток» проведена с нарушением норм Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», так как ТСЖ «Перекресток» не относится к субъектам предпринимательской деятельности и не могло быть включено в план проведения плановых проверок, соответственно, составленный в ходе проверки акт и выданное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений подлежат отмене.

В судебном заседании представитель ТСЖ «Перекресток» на удовлетворении заявленных требований настаивала.

Представитель заинтересованного лица - Государственной инспекцией труда в Республике Коми – в суд не явился, и дело рассмотрено в его отсутствие согласно заявлению об этом; в письменном отзыве редставитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявления.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ТСЖ «Перекресток» не согласно с решением суда и просит его отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены правильного по существу решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании распоряжения на проверку руководителя государственной инспекции труда-главного государственного инспектора труда в Республике Коми от ... года №... в период с ... по ... года государственным инспектором труда (правовым) в отношении ТСЖ «Перекресток» была проведена плановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в ходе которой выявлено нарушение ТСЖ «Перекресток» норм трудового законодательства.

По итогам проверки государственным инспектором труда (правовым) составлен акт проверки от ... года №..., содержащий описание выявленных нарушений, и управляющей ТСЖ «Перекресток» выдано предписание №... от ... года об устранении нарушений трудового законодательства РФ (л.д.6-10).

Разрешая заявленные требования, суд правильно руководствовался положениями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ, регулирующего отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Указанный Федеральный закон устанавливает, среди прочего, порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (п.1 ч.2 ст.1 Закона); дает определение государственного контроля (надзора) как деятельности уполномоченных органов государственной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельности указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (п.1 ст.2 Закона); определяет проверку как совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами (п.6 ст.2 Закона).

Из анализа приведенных положений Закона следует, что его действие распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, чья деятельность является предметом проверки уполномоченных государственных органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц ( ч.5 ст.135, ч.3 ст.136 ЖК РФ).

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Частью 4 статьи 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Компетенция федеральной инспекции труда, обеспечивающая реализацию стоящих перед ней задач, определена в статье 356 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой федеральная инспекция труда, среди прочего, осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций; предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (статья 357 Трудового кодекса РФ).

Порядок организации и проведения проверок работодателей определен в статье 360 Трудового кодекса РФ: государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей; предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ТСЖ «Перекресток» с ... года является юридическим лицом (л.д.51, 76 оборот) и выступает в качестве работодателя в отношениях с гражданами, выполняющими для товарищества различные работы по трудовым договорам.

С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений закона суд сделал правильный вывод о том, что ТСЖ «Перекресток» как работодатель могло являться субъектом проверки со стороны Государственной инспекции труда в Республике Коми.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ТСЖ «Перекресток» как некоммерческая организация не занимается предпринимательской деятельностью и поэтому не может быть субъектом проверки, не основаны на законе и не могут повлечь отмены решения суда. Ни Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ни Трудовой кодекс РФ не связывают возможность проведения федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства с обязательным осуществлением юридическим лицом предпринимательской деятельности. Такой надзор осуществляется в отношении работодателей, которыми являются физические лица либо юридические лица (организации), вступившие в трудовые отношения с работником.

Вывод о распространении действия Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на товарищества собственников жилья подтверждается и приказом Минрегиона России от 9 апреля 2012 года №162 «Об утверждении Порядка осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Согласно положениям Порядка, утвержденного названным приказом Минрегиона России, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в форме проведения плановых и внеплановых проверок осуществляют контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами; при этом плановые и внеплановые документарные и выездные проверки проводятся в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (пункты 2, 4,7 Порядка).

Из материалов настоящего дела также усматривается, что плановая проверка в отношении ТСЖ «Перекресток» проведена уполномоченным должностным лицом в форме документарной проверки, что предусмотрено частью 11 статьи 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на основании распоряжения о проверке и утвержденного плана проверок на 2011 год, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 8 статьи 9 указанного Федерального закона, то есть с соблюдением положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом РФ.

Название плана проверок «Сводный план проверки субъектов предпринимательства на 2011 год» никак не нарушает прав ТСЖ «Перекресток» и само по себе не свидетельствует о незаконности проверки.

Выявленные в ходе проверки нарушения отражены в акте проверки №... от ... года; по её результатам ... года управляющей ТСЖ «Перекресток» выдано предписание №... об устранении допущенных нарушений трудового законодательства.

Поскольку проведение проверки по соблюдению ТСЖ «Перекресток» норм трудового законодательства было законным, а составление акта проверки и выдача по её результатам обязательного для исполнения предписания предусмотрено действующим законодательством, нормы которого приведены выше, то суд правильно отказал и в требовании об отмене акта проверки и предписания, которое заявителем обосновано только незаконностью самой проверки.

Наличие указанных в акте проверки и предписании нарушений трудового законодательства было предметом судебного исследования по делу об административном правонарушении, возбужденном в отношении управляющей ТСЖ «Перекресток» по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в рамках настоящего дела не оспаривалось.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу частей 3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены судебного решения.

Ошибочная ссылка суда на часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса РФ при определении преюдициального значения для данного дела постановления государственного инспектора труда от 25 ноября 2011 года о назначении административного наказания управляющей ТСЖ «Перекресток» по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и решения судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ... года по жалобе Некрасовой А.Я. на указанное постановление не привела к неправильному разрешению спора и не может повлечь отмены оспариваемого решения суда.

С учетом изложенных обстоятельств принятое по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, - необоснованными.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 июня 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ «Перекресток» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи