Судья Шишелова Т.Л. Дело № 33-3872 АП/2012 г. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Кореневой И.В., судей Машкиной И.М., Ушаковой Л.В., при секретаре Ронжиной А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе администрации сельского поселения «Чёрныш» на решение Прилузского районного суда Республики Коми от 27 июня 2012 года, по которому заявление Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора к администрации муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов удовлетворено. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение «Чёрныш», выразившееся в несоблюдении законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. Администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести лесоустройство, а именно проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель муниципального образования, на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда. Администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены леса. Администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» обязано в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах, в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом. Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения прокурора Шевелевой М.Г., судебная коллегия установила: Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к АМО СП «Чёрныш» о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к соблюдению законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. В обоснование заявления указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. В ходе проверки установлено, что администрацией МО СП «Чёрныш» не выполняется предусмотренная законом обязанность в отношении муниципальных лесов, отсутствуют материалы лесоустройства, не оформлено право собственности, границы земельных участков, занятых лесами поселения, не установлены, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами, не поставлены. Указанное бездействие ответчика создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды; приводит к невозможности осуществления надлежащего государственного и муниципального контроля; обеспечения рационального использования лесов; организации мер пожарной безопасности в муниципальных лесах. Представитель Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры в судебном заседании заявление поддержал. Представитель ответчика заявление не признала. Судом вынесено вышеприведенное решение. В апелляционной жалобе администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» просит решение отменить, указывая на его необоснованность, нарушение норм материального права. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы. Из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ и спутниковых снимков следует, что в границах сельских поселений Прилузского района расположены лесные насаждения. Границы, площадь, таксационные характеристики лесных насаждений могут быть определены при проведении лесоустроительных работ. По сообщению ..., которому в соответствии с п. 5 ст. 83 Лесного Кодекса Российской Федерации переданы полномочия по ведению государственного лесного реестра на территории Республики Коми, на территории СП «Чёрныш» расположены лесные насаждения, не входящие в состав лесного фонда Республики Коми. По указанным лесным насаждениям ... не располагает материалами лесоустройства. Таксационные показатели и границы выявленных насаждений могут быть определены только при проведении лесоустроительных работ. Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из установленных им обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере лесопользования, администрацией СП «Чёрныш» не проведено лесоустройство на землях поселения, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, что влечет невозможность осуществления мероприятий, направленных на охрану, защиту и воспроизводство лесов и рациональное использование лесных ресурсов, в том числе мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций на используемых лесных участках и ставит под угрозу экологическое благополучие общества, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду. В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Правовое регулирование лесных отношений на уровне Российской Федерации осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В силу части 5 статьи 2 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения. В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. Положениями ст. 84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими лесными участками (п. 1 ч. 1); органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1); органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2). Обязанность органов местного самоуправления по организации лесоустройства вытекает из части 2 статьи 70 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству в порядке, установленном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Согласно п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены: организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Данное положение федерального закона также закреплено и в ст. 7 Устава муниципального образования сельское поселение «Чёрныш», согласно которому к вопросам местного значения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; организация благоустройства и озеленение территории поселения, осуществление мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Согласно статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления. Согласно ст. 92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В ст. 1 указанного Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Из анализа норм Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ следует, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (п. 3 ст. 69, ст. 92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве"). При рассмотрении дела судом установлено, что администрацией сельского поселения «Чёрныш» лесоустройство на землях поселения не проведено, лесохозяйственный регламент не разработан, не оформлено право собственности, не установлены границы земельных участков, занятых лесами поселения, на кадастровый учет участки, занятые муниципальными лесами не поставлены, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленные требования. Учитывая приведенные нормы закона, довод представителя ответчика о том, что на администрацию сельского поселения «Чёрныш» не может быть возложена обязанность по установлению границ лесов, нельзя признать обоснованным, поскольку границы лесов могут быть определены только при проведении лесоустроительных работ. Доводы жалобы о том, что администрация муниципального образования сельское поселение «Чёрныш» принимало меры в области обеспечения пожарной безопасности в лесах, опровергаются материалами дела и не могут служить основанием для отмены решения суда. Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, заявление разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого судом решения. Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила: решение Прилузского районного суда от 27 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения «Чёрныш» - без удовлетворения. Председательствующий- Судьи-