33-3979АП/2012 право инвалида на жилищную субсидию



АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Патрушева А.Г. Дело №33-3979/2012г.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.

судей Голикова А.А., Смирновой Н.И.

при секретаре Глобу Н.В.

рассмотрела 10 сентября 2012 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2012 года, по которому исковые требования Викторовой А.Н. удовлетворены.

Признано за Викторовой А.Н. право на получение государственной жилищной субсидии в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", с датой постановки на учет 27.05.1997г.

Обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить Викторовой А.Н. на состав ее семьи в 2012 году государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., объяснения Зиновьевой О.А., Ярмолюка В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Викторова А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми о признании права на получение государственной жилищной субсидии в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ) с датой постановки на учет 27.05.1997 гола (в решении суда допущена описка в указании даты - 30.04.1994г.), обязании предоставить на состав семьи истца жилищную субсидию в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ.

В обоснование заявленных требований Викторова А.Н. указала, что родилась в г. ... ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в другие населенные пункты не выезжала, является инвалидом с детства, признана инвалидом ... группы. ... ее отец М. был поставлен на учет для переселения из районов Крайнего Севера по категории инвалиды с составом семьи ... человека, в том числе с учетом истца. В ... году М. умер, очередь была переведена на нее. Полагает, что она имеет право на получение субсидии в порядке Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, однако, ответчиком ей было необоснованно отказано в предоставлении жилищной субсидии, по причине отсутствия оснований состоять на получение субсидии с датой постановки на учет 27.05.1997г.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация МО ГО "Воркута", Мельникова В.И., Мельникова И.Н.

В судебном заседании представитель Викторовой А.Н. иск поддержал.

Представитель Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми с иском не согласилась.

Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, привлеченных к участию в деле, не явившихся в судебное заседание.

Суд вынес указанные выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик не согласен с решением суда и просит его отменить, указывая, что суд неправильно применил нормы материального права при разрешении спора, не учел отсутствие предусмотренных законом оснований для постановки истца на учет после смерти отца с датой постановки 27.05.1997 года, не учел положения нормативных актов, действовавших ранее, право истца состоять на учете не ранее 25.07.1998 года (дата вступления в силу Федерального закона №131-ФЗ) при наличии заявления о постановке на учет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что Викторова А.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ в пос...., является инвалидом с детства, по достижении совершеннолетия признана инвалидом ... группы.

Ее отец М. был включен в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 27.05.1997г. с составом семьи ... человека, включая Викторову А.Н. (с ДД.ММ.ГГГГ - с составом семьи ... человек)

ДД.ММ.ГГГГ М. умер.

Викторова А.Н. обратилась в Администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о переводе очереди в списке граждан, имеющих право на получение субсидий, с М. на нее.

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам при Администрации МО ГО "Воркута" от ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) рекомендовано перевести очередь на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с умершего М. на Викторову А.Н. согласно дате постановки 27.05.1997г. Распоряжением Главы Администрации МО ГО "Воркута" от ДД.ММ.ГГГГ указанный протокол общественной комиссии по жилищным вопросам утвержден.

Викторова А.Н. Администрацией МО ГО "Воркута" была включена в рабочий сводный список граждан - получателей сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством на 2012 год по Республике Коми по категории "инвалиды" с составом семьи ... человек, с датой постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми уведомило Администрацию МО ГО "Воркута" и Викторову А.Н. об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска 2012 года, поскольку по состоянию на 27.05.1997г. (дата постановки на учет) Викторова А.Н. не имела стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 10 лет.

Викторова А.Н. полагает указанный отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми не основанным на законе.

Разрешая спор, суд признал доводы ответчика о незаконности перевода очереди с М. на Викторову А.Н. с датой постановки на учет 27.05.1997г. необоснованными.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считая их основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах материального права.

Так, переселение жителей Республики Коми, состоящих на учете в органах местного самоуправления северных городов и районов за счет средств федерального бюджета, осуществляется в рамках реализации Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Подпрограмма) и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. № 153 (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи (ст. 1 Закона).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2011г.) инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, жилищные субсидии предоставляются во вторую очередь гражданам, с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяемого частями 2 и 3 ст. 5 указанного Федерального закона.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2011г.) при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения. Аналогичные положения содержатся в действующей редакции Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (ст. 1).

Суд правильно указал, что на момент постановки М. на учет Викторова А.Н. как член его семьи имела право состоять на учете на получение жилищной субсидии. По состоянию на 07.03.2008г. (дата перевода очереди) Викторова А.Н. являлась инвалидом с детства, родилась в г. ..., где прожила более 15 лет.

Признавая право истца на получение субсидии с 27.05.1997 года, суд правильно применил нормы материального права.

Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ (в редакции, действовавшей до 31.12.2011г.) право на получение гражданином, являющимся инвалидом с детства, было связано только с фактом рождения его в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и проживанием в указанных районах не менее 15 лет.

Доказательств принадлежности Викторовой А.Н. жилья в других регионах Российской Федерации не предоставлено.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище.

Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

Кроме того, в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Таким образом, право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на получение социальных гарантий в связи с инвалидностью, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (ч. 3 ст. 37; ст. 40; ч. 1 ст. 27; части 1 и 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите.

По изложенным основаниям суд признал неправомерным отказ Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми Викторовой А.Н. в выдаче государственного жилищного сертификата выпуска 2012 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о праве истца на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет с 27.05.1997 года, при этом учитывает то обстоятельство, что отец Викторовой А.Н. - М. был включен в общереспубликанские списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидий) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 27.05.1997г. с составом семьи ... человека, включая Викторову А.Н.; М. стоял с указанной даты на учете по категории "инвалиды"; имел место законный перевод 07.03.2008г. (протокол № 09) очереди на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г. Воркуты с умершего М. на Викторову А.Н. согласно дате постановки 27.05.1997г., а также факт проживания истца в г.... более 15 лет.

Учитывая, что в 2012 году будут выдаваться гражданам жилищные сертификаты по категории "инвалиды" с датами постановки на учет по 30 мая 1997 года, суд обоснованно признал право истца на получение государственной жилищной субсидии в 2012 году в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ с датой постановки на учет 27.05.1997г. и возложил на Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми обязанность предоставить Викторовой А.Н. на состав ее семьи в 2012 году государственную жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. №125-ФЗ.

По изложенным основаниям доводы жалобы об отсутствии у истца права на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет 27.05.1997 года, праве истца на получение указанной социальной выплаты с иной даты, неправильном применении судом норм материального права не могут быть признаны обоснованными, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 07 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи