33-4249/2012 установление пандуса



Судья Хазиева С.М. Дело № 33-4249 АП/2012 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Ауловой Т.С., Орловой И.А.,

при секретаре Глобу Н.В.,

рассмотрела в судебном заседании 20 сентября 2012 г. дело по апелляционной жалобе Администрации МО ГО «Ухта» на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 июля 2012 г., которым заявленные требования и.о. прокурора города Ухты в интересах неопределённого круга лиц, несовершеннолетних к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15», Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о возложении обязанности по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» удовлетворены.

Обязано Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15» и Муниципальное образование городского округа «Ухта» в лице Администрации в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: ..., специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения - пандусом.

Заслушав доклад судьи Ауловой Т.С., заключение прокурора Чершкуте Я.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора г. Ухты обратился в суд с заявлением к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 15» (далее МОУ «СОШ № 15»), Администрации муниципального образования городского округа «Ухта» (далее Администрации МОГО «Ухта»), в котором просил суд обязать МОУ «СОШ № 15», Администрацию МОГО «Ухта» создать условия для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенное по адресу: ..., в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», расположенного по адресу: ..., установлено, что в МОУ «СОШ № 15» не созданы условия для беспрепятственного доступа в здание образовательного учреждения маломобильных групп населения, в том числе детей-инвалидов. Вход в здание школы осуществляется по ступеням, специальные приспособления для беспрепятственного доступа в учреждение маломобильных групп населения отсутствуют. Здание МОУ «СОШ № 15» является муниципальной собственностью, на праве оперативного управления принадлежит образовательному учреждению.

Впоследствии и.о. прокурора уточнил исковые требования и просил суд обязать МОУ «СОШ № 15» и Администрацию МО ГО «Ухта» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание МОУ «СОШ №15», расположенное по адресу: ..., специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения – пандусом.

В судебном заседании помощник прокурора г. Ухты Коснырева О.Н. на заявленных требованиях и.о. прокурора г. Ухты настаивала.

В судебном заседании представитель МОУ «СОШ № 15» гр. Каторгина Т.А. (...), заявленные и.о. прокурора г. Ухты требования не признала.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации МОГО «Ухта» гр. Гайдучек Т.А., действующая на основании доверенности, заявленные и.о. прокурора г. Ухты требования не признала.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования городского округа «Ухта» просит об отмене решения суда как необоснованного, постановленного без учета требований закона и фактических обстоятельств дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч.1 ст.130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст.132).

Реабилитация инвалидов является одним из приоритетных направлений социальной политики Российской Федерации. Государство должно обеспечивать инвалидам технические средства реабилитации, создавать необходимые условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, условия пользования средствами транспорта, связи и информации.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Постановлением Госстроя Российской Федерации от 16.07.2001 № 73, который Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047 включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно – правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно указанным нормам действующего законодательства к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым относятся и помещения МОУ «СОШ № 15», поскольку в соответствии с Уставом МОУ «СОШ № 15» (п. п. 2.2, 2.3) к основным целям деятельности школы относится создание условий для реализации гарантированного гражданам РФ права на получение общедоступного и бесплатного образования.

Санитарные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости другими средствами подъема.

Изложенное свидетельствует о том, что выводы суда относительно необходимости обеспечивать доступ инвалидов в здание МОУ «СОШ № 15» являются верными, основанными на правильном толковании норм материального права, подлежащих применению.

При этом обязанность по соблюдению гарантий прав инвалидов на обеспечение им доступа и необходимых условий для пользования объектами социальной инфраструктуры на территории МО ГО «Ухта» возложена законом на администрацию МО ГО «Ухта». Несоблюдение ответчиком требований указанных правовых актов нарушает конституционные права и свободы инвалидов, лишая их равных возможностей с другими гражданами к беспрепятственному доступу к пользованию объектами социальной инфраструктуры.

Довод апелляционной жалобы о введении в эксплуатацию здания МОУ «СОШ №15» до принятия ФЗ «О социальной защите инвалидов», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и положений ст.ст. 2 и 8 Градостроительного кодекса РФ, несостоятелен, т.к. данное обстоятельство не освобождает собственника имущества от обязанности обеспечить надлежащие условия жизнедеятельности инвалидов при посещении образовательного учреждения.

Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 закреплено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Поскольку неисполнение требований Федерального Закона № 181-ФЗ по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, особо нуждающихся в правовой и социальной защите, число которых невозможно точно установить и персонифицировать, прокурор вправе в порядке гражданского судопроизводства обратиться в суд с настоящим заявлением.

Вместе с тем, такой способ защиты предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса РФ и соответствует характеру допущенного нарушения.

Таким образом, приведенный в жалобе довод о том, что прокурором г.Ухты неправильно избран способ защиты нарушенных прав, несостоятелен.

Не может быть принят во внимание довод жалобы о том, что прокурором не учтены положения п.1.4 СНиП 35-01-2001, из которых усматривается, что для проведения мероприятий необходимо проведение определенных работ, в том числе и проведение проектных работ, а также решить вопрос о необходимости реконструкции здания. При этом принять такое решение может только собственник здания.

СНиП содержит требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды. Данный нормативный документ разработан и предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления.

Поскольку данные требования обязательны, направлены на обеспечение безопасности, жизни и здоровья людей, приведенные в жалобе доводы являются несостоятельными.

При таких обстоятельствах несостоятелен и довод жалобы о понуждении Администрации к выделению денежных средств на проведение реконструкций зданий для их переоборудования из бюджета МО ГО.

Таким образом, приведенные в жалобе доводы не влияют на правильность выводов суда и не освобождают ответчика от исполнения требований законодательства.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 25 июля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации МО ГО «Ухта» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: