ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 апреля 2011 года г. Сыктывкар
Заместитель председателя Верховного суда Республики Коми Боковикова Н.В.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу Государственного учреждения Республики Коми "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных" на постановление мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка РК от 14 декабря 2010 года и на решение судьи Усть-Цилемского районного суда РК от 19 января 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения Республики Коми "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка РК от 14 декабря 2010 года ГУ РК "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных" привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа в размере ... рублей.
Решением судьи Усть-Цилемского районного суда РК от 19 января 2011 года постановление мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка от 14 декабря 2010 года оставлено без изменения.
В жалобе ГУ РК "Ижемская СББЖ" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и производство по делу прекратить.
Проверив доводы жалобы с истребованием дела, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.
Виновность ГУ РК "Ижемская СББЖ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ, установлена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании: протоколом об административном правонарушении от 16.11.2010г., распоряжением органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой документарной проверки №615 от 11.10.2010г. с приложением о предоставлении необходимых документов, почтовым уведомлением о вручении, ответом юридического лица об отказе в выполнении распоряжения, рапортом Д., уведомлением о явке к месту составления протокола, сведениями о регистрации, поручением министра сельского хозяйства С., и другими доказательствами по делу.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 16 ноября 2010 года ГУ РК "Ижемская СББЖ" не предоставило в адрес Россельхознадзора по РК в установленный законом срок запрашиваемые документы (информацию) в связи с проведением документарной проверки.
Статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Доводы жалобы о том, что оснований для проведения внеплановой проверки не имелось, являются необоснованными. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Как следует из материалов дела 04.10.2010г. в Управление Россельхознадзора по РК поступила информация Россельхознадзора от 30.09.10 года №ФС-СД-2/12213 о том, что в ... выявлено массовое заболевание сибирской язвой крупного рогатого скота на молочно-товарной ферме № 2 ООО .... В связи с чем Министерством сельского хозяйства РФ было дано поручение о проведении внеплановых проверок. Заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми К. 11 октября 2010 года издано распоряжение № 615 о проведении внеплановой документарной проверки ГУ РК "Ижемская СББЖ". В распоряжении указано, что настоящая проверка проводится с целью проверки выполнения плана противоэпизоотических мероприятий, в частности профилактики сибирской язвы, а также проведения учета и периодичность проверок скотомогильников, захоронения животных, биотермических ям, обеспеченность ветстанции биопрепаратами, состояния учета, хранения и использования препаратов, поставленных за счет средств федерального бюджета.
Указание в жалобе на то, что в нормативно-правовых актах РФ не установлена обязанность учреждения по составлению документов, в частности планов противоэпизоотических мероприятий, актов проверок скотомогильников и т.д., а также, что административный орган в распоряжении №615 запрашивает у учреждения документы, которых у него нет, не может быть принято во внимание. Согласно Типового положения о станции по борьбе с болезнями животных, утвержденного Минсельхозом СССР 20.05.1985г., для выполнения возложенных задач станция организует и проводит ветеринарные мероприятия по предупреждению и ликвидации заболеваний животных; изучает и обобщает эпизоотическую обстановку и ветеринарно-санитарное состояние хозяйств и предприятий в городе и на их основе планирует профилактические, противоэпизоотические и лечебные мероприятия, а при необходимости разрабатывает и выполняет годовые перспективные планы по ликвидации заразных болезней животных в целом по городу и по отдельным хозяйствам и др. (п. 3.1 "Функции станции"). Из Устава ГУ РК "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных" (новая редакция), утвержденного Службой РК по ветеринарному надзору следует, что Учреждение осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной и иной деятельности, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность, отчитывается о результатах деятельности в порядки и сроки, установленные действующим законодательством (п. 4.4.5); представляет уполномоченным государственным органам запрашиваемую ими (в пределах их компетенции) информацию и документы (п. 4.4.9).
Ссылка в жалобе на то, что распоряжение о проведении внеплановой проверки издано неполномочным лицом, является необоснованной. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 года №201 Россельхознадзору предоставлено право осуществления контроля деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в закрепленной сфере деятельности. Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 327, установлено, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим отнесенные к ее ведению функции, в том числе функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии (п. 1). Согласно п. 2.1.6 Соглашения по координации деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РК и Службы РК по ветеринарному надзору по вопросам осуществления ветеринарного надзора, Управление Россельхознадзора по РК осуществляет надзор за организацией и проведением Службой РК по ветеринарному надзору и подведомственных ей государственных учреждений противоэпизоотических мероприятий.
Доводы жалобы о том, что не установлена вина учреждения в нарушении конкретного требования закона, отсутствует норма закона, предусматривающая обязанность предоставить указанные в распоряжении административного органа документы, не могут быть приняты во внимание. Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы. Кроме того, сам факт непредоставления запрашиваемых документов ГУ РК "СББЖ" не оспаривают.
Указание в жалобе на то, что распоряжение Управления Россельхознадзора по РК было получено ГУ РК "СББЖ" только 25.10.2010г., в то время как срок для проведения проверки установлен не более десяти дней (не позднее 22.10.2010г.), в связи с чем, учреждение не имело возможности выполнить требование, является несостоятельным. Из материалов дела следует, что ГУ РК "СББЖ" направило в адрес Управления Россельхознадзора по РК письмо, в котором просили уточнить основания для проведения внеплановой документарной проверки учреждения 18.10.2010г. за №187, то есть за четыре дня до окончания проверки.
Вопреки доводам жалобы, основанием для организации проверки послужило массовое заболевание сибирской язвой крупного рогатого скота на молочно-товарной ферме №2 .... При этом, из п. 2.1. Устава ГУ РК "Ижемская СББЖ" следует, что Учреждение осуществляет деятельность, определенную Уставом, в целях осуществления профилактики болезней и лечения животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский". Задачами Учреждения являются: организация ветеринарного дела; предупреждение и ликвидация массовых заразных и не заразных болезней животных; защита населения от болезней общих для человека и животных; охрана территории МО МР "Ижемский" от заноса заразных болезней животных из других регионов; организация и проведение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, направленных на сохранение поголовья животных, его ветеринарно-санитарное благополучие и др. (п. 2.2).
Отсутствие угрозы заболевания сибирской язвы в Ижемском районе РК материалами дела не подтверждается.
Доводы жалобы о том, что суд не дал оценку и не запросил поручение Министра сельского хозяйства от 28.10.2010г., являются необоснованными. Согласно ч. 1 ст. 24.4. КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей. При этом из материалов дела усматривается, что ГУ РК "Ижемская СББЖ" данным правом не воспользовалась, письменного ходатайства о запросе поручения Министра не заявляла. Кроме того, судами обеих инстанции доказательства оценены с учетом требований ст. 26.11 КоАП РФ
Указание в жалобе на то, что Управление Россельхознадзора по РК назначило внеплановую документарную проверку без привлечения Службы РК по ветеринарному надзору, не свидетельствует о недопустимости собранных по делу доказательств. В силу ч. 1 ст. 1.1. КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, производство по делу об административном правонарушении регламентируется нормами КоАП, а не ведомственными соглашениями Служб и Учреждений.
Вопреки доводам жалобы, Управление Россельхознадзора по РК и Служба РК по ветеринарному надзору осуществляют взаимодействие, в частности: совместное выполнение задач в области ветеринарного надзора, вытекающих из установленных законодательством РФ полномочий органов исполнительной власти (п.п. "а" п. 1.1); реализацию федеральных программ, планов и отдельных мероприятий, предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства сельского хозяйства РФ (п.п. "б" п. 1.1 Соглашения по координации деятельности Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РК и Службы РК по ветеринарному надзору по вопросам осуществления ветеринарного надзора.). Из п.п. "в" п. 1.2 Соглашения также следует, что взаимодействие указанных органов осуществляется в форме обмена информацией, необходимой для реализации полномочий Управления Россельхознадзора по РК и Службы РК по ветеринарному надзору. Пунктом 2.1.1. Соглашения предусмотрено, что Управление Россельхознадзора по РК выполняет задачи и функции Россельхознадзора по осуществлению ветеринарного надзора за следующими объектами: животные, продукция животного происхождения, корма, ввозимые в РФ и вывозимые из РФ; юридические и физические лица и др.
В связи с этим в действиях ГУ РК "СББЖ" правильно установлено наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ.
Все собранные по делу доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушений процессуальных норм, при производстве по делу, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции ст. 19.7 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения.
С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты являются обоснованными и законными, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи Усть-Цилемского судебного участка РК от 14 декабря 2010 года и решение судьи Усть-Цилемского районного суда РК от 19 января 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, в отношении Государственного учреждения Республика Коми "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных" оставить без изменения, жалобу Государственного учреждения Республика Коми "Ижемская станция по борьбе с болезнями животных" без удовлетворения.
Заместитель председателя Н.В. Боковикова
Верховного суда Республики Коми