№21-282/11 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций



РЕШЕНИЕ

Судья Нагибина Е.Л. Дело № 21-282/2011г.

Судья Верховного Суда Республики Коми Суслова Н.А.,

при секретаре Вакулинской М.Н.,

рассмотрев 24 августа 2011 года жалобу Гроссу В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 августа 2011 года, которым постановление должностного лица ИФНС России по г. Сыктывкару № ... от 28 июня 2011 года о привлечении к административной ответственности Гроссу В.В. по ст. 15.1 КоАП РФ, оставлено без изменения, жалоба Гроссу В.В. - без удовлетворения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением ИФНС России по г. Сыктывкару № ... от 28 июня 2011 года Гроссу В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Гроссу В.В. обратился в Сыктывкарский городской суд с жалобой на указанное постановление.

В судебном заседании Гроссу В.В. не участвовал, надлежащим образом извещен, его представители Ермаков Э.Г и Афонин Е.А. доводы, изложенные в жалобе, поддержали.

Представитель ИФНС России по г.Сыктывкару с жалобой не согласился.

Судьей постановлено приведенное выше решение.

В жалобе на указанное решение суда Гроссу В.В. просит его отменить в связи с неправильным применением судом материального права, в частности, Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации. Кроме того, по его мнению, судом не принято во внимание то обстоятельство, что в работе "С..." происходят сбои, платежи не всегда попадают в фискальную память, что не оспаривалось самим ООО "С...".

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, прихожу к выводу, что оснований для ее удовлетворения не имеется.

В соответствии с п. 12 ст. 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Требования к автоматическим устройствам для приема платежей физических лиц установлены ст. 6 Закона № 103-ФЗ, согласно которой применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных ст. 5 настоящего Федерального закона, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники. Контрольно-кассовая техника, входящая в состав платежного терминала, должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, использование платежного терминала без контрольно-кассовой техники (ККТ) в его составе - фискального регистратора, который фиксирует информацию обо всех операциях на электронную контрольную ленту защищенную (ЭКЛЗ) запрещено.

Согласно п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде. обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке-контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее - Порядок) утвержден решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 № 40.

В соответствии с пунктом 3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Согласно пунктам 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.

Из положений названных норм следует, что требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, установлена статьей 15.1 КоАП РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, должностным лицом ИФНС России по г.Сыктывкару в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчётов с использованием платежных карт" и п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" на основании поручения проведена проверка полноты учёта выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, принадлежащей Обществу с ограниченной ответственностью "..." в период с 01.04.2010 по 31.05.2011.

В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте проверки № ... и протоколе № ... от 22.06.2011, что в соответствии с пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 08.05.2010 №103-ФЗ ООО "..." 01.03.2010 с оператором по приему платежей ООО "С..." заключён договор о приеме Платежей Платежным субагентом № .... Для проверки были сняты показания денежных суммирующих счетчиков (фискальные отчеты) с контрольно-кассовой техники, принадлежащей Обществу.

ООО "С..." на требование Инспекции от 02.06.2011 № ... представила сведения о ежедневных отчетах по принимаемым платежам, представляемым платежным субагентом ООО "...", за период апрель - май 2011 года, с детализацией платежей по платежным терминалам: УРН ...; ...; ...; ....

28 июня 2011 года ИФНС России по г. Сыктывкару вынесено постановление № ... о привлечении Гроссу В.В. к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.

Принимая решение об отказе в удовлетворении жалобы Гроссу В.В., судья пришел к выводу о том, что в нарушение приведенных правовых норм ООО "..." эксплуатировало контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала не в фискальном режиме, вследствие чего Обществом за проверяемый период не оприходована выручка:

по ККТ Штрих-Комбо-ФР-К, заводской № 17062; ПТ УРН 1697 - в размере 108880 рублей. Платежный терминал УРН ... в проверяемом периоде работал 42 дня в не фискальном режиме.

по ККТ PayVKP-80K, заводской № 42438; ПТ УРН 1693 - в размере 176340 рублей. Платежный терминал УРН ... в проверяемом периоде работал 42 дня в не фискальном режиме.

по ККТ Штрих-Комбо-ФР-К, заводской № 22395; ПТ УРН 225930 - в размере 64670 рублей. Платежный терминал УРН ... в проверяемом периоде работал 27 дней в не фискальном режиме.

по ККТ PayVKP-80K, заводской № 547203; ПТ УРН 227770 - в размере 67226 рублей. Платежный терминал УРН ... в проверяемом периоде работал 34 дня в не фискальном режиме.

Согласно снятым фискальным отчётам выручка за проверяемый период по ККТ всего за проверяемый период составила 1 401 580 руб. Выручка предприятия за проверяемый период, подлежащая проверке на полноту учета, по ККТ за проверяемый период составила 3 175 151 руб. Сумма выручки, учтённая за проверяемый период в кассовой книге предприятия по дебету счёта 50 как выручка, полученная за наличный расчёт с применением ККТ. составила за проверяемый период 2 751 905 руб. Таким образом, ООО "..." в проверяемом периоде не оприходовало выручку в кассу организации в размере 423 246 руб.

29 апреля 2011 года Обществом получена выручка по фискальному отчету по ККТ № 17062 в размере 3560 руб., что соответствует сумме выручки по книге кассира-операциониста. Сумма выручки, оприходованной через кассу предприятия составила 3560 руб. Однако, согласно сведениям оператора ООО "С..." через данный терминал прошли платежи в размере 4180 руб. Таким образом, сумма неоприходованной выручки (неполностью оприходованной) составила 620 руб. (4180-3560).

Кроме того, за период с 02.05.2011 по 25.05.2011 по данному терминалу выручка по фискальному отчету, а также в книге кассира-операциониста вообще не была отражена, вместе с тем, по сведениям оператора ООО "С..." через данный терминал ежедневно поступали платежи.

Событие административного правонарушения и вина директора ООО "..." Гроссу В.В. в совершении правонарушения, выраженного в неоприходовании денежной наличности, судом установлены, подтверждены материалами дела.

С учетом изложенного суд сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в статье 15.1 КоАП Российской Федерации.

Доказательства собраны в установленном законом порядке, согласуются между собой, являются относимыми и допустимыми, оценка, данная им судом, соответствует требованиям статьи 26.11 КоАП Российской Федерации, основана на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

При рассмотрении данного дела судом не допущено неправильного применения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем доводы заявителя жалобы в этой части не могут быть приняты во внимание.

Существенные нарушения процессуальных требований, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлены.

Административное наказание наложено в установленный законом срок и в пределах санкции статьи 15.1 КоАП Российской Федерации.

При изложенных обстоятельствах, оспариваемое решение является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Решение судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 05 августа 2011 года оставить без изменения, жалобу Гроссу В.В. - без удовлетворения.

Судья