Административное правонарушение в области обеспечения режима пребывания на территории РФ



Р Е Ш Е Н И Е

Судья Суворова Н.А. дело №12-160/10

Судья Верховного Суда Республики Коми Теплякова Е.Л.,

при секретаре Старцевой Е.В.,

рассмотрев 25 августа 2010 года жалобу адвоката Ковязина И.Ю. в интересах Нариманова Л.Х.о. на постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 5 августа 2010 года, по которому

Нариманов Л.Х.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в  размере 2 000 рублей с  административным выдворением за пределы Российской Федерации;

постановлено на основании ч.5 ст.34 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ Нариманова Л.Х.о. содержать в специально отведенном помещении УВД по г.Воркуте до исполнения решения об административном выдворении с возложением контроля за ним на органы внутренних дел.

У С Т А Н О В И Л :

5 августа 2010 года инспектором ОУФМС РФ по РК в г.Воркуте в отношении Нариманова Л.Х.о. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, за нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в  уклонении от выезда за пределы Российской Федерации после освобождения 24 апреля 2009 года из ФБУ ИК-22, при отсутствии документов, подтверждающих его право на пребывание в Российской Федерации, и при наличии распоряжения Минюста России о нежелательности его пребывания в Российской Федерации сроком до 13 июля 2016 года.

По результатам рассмотрения дела судьей Воркутинского городского суда Республики Коми вынесено постановление о назначении Нариманову Л. Х.о. административного наказания, приведенное выше.

Не согласившись с постановлением судьи, защитник Нариманова Л.Х.о. в порядке ст.30.1 КоАП РФ обратился в Верховный суд Республики Коми с жалобой, в которой просит постановление судьи отменить как незаконное и производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с  действием Нариманова Л.Х.о. в состоянии крайней необходимости и истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Заслушав объяснения представителей УФМС РФ по РК Зверева Н.П. и Яганова Н.Н., проверив материалы дела, считаю, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

   Статьей 18.8 КоАП установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов, в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, а равно в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

 В соответствии с п. 1 ст.2 ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Согласно п.1 ст.5 ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года №115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы; срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ст.5 указанного Федерального закона временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 25.10 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, а также уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, является незаконно находящимся на территории Российской Федерации и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Так как Нариманов Л.Х.о., являясь лицом без гражданства, после освобождения 24 апреля 2009 года из ФБУ ИК-22 уклоняется от выезда из Российской Федерации, не имеет документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, то вывод судьи о наличии в действиях Нариманова Л.Х.о. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, является правильным.

Вместе с тем, из мотивировочной части постановления подлежит исключению суждение судьи о том, что Нариманов Л.Х.о. является гражданином иностранного государства. В соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В постановлении судьи не указано, гражданином какого иностранного государства является Нариманов Л.Х.о.; в материалах дела отсутствуют доказательства наличия у Нариманова Л.Х.о. гражданства какого-либо иностранного государства; документом, удостоверяющим его личность, является паспорт гражданина СССР, выданный отделом внутренних дел Дивичинского райисполкома Азербайджанской ССР по месту рождения Нариманова Л.Х.о., срок действия которого истек л.д.4); гражданства Российской Федерации Нариманов Л.Х.о. не имеет. Следовательно, Нариманов Л.Х.о. является лицом без гражданства. Как лицо без гражданства Нариманов Л.Х.о. значится и в распоряжении Минюста России от 24 декабря 2009 года №5645-р о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации л.д.9).

   Исключение данного суждения не влияет на законность постановления, так как в соответствии с п.2 ст.2 ФЗ от 25 июля 2002 года №115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона понятие  «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Порядок привлечения Нариманова Л.Х.о. к административной ответственности по ч.3 ст.23.1 КоАП РФ).

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.4.5 КоАП РФ. Так как совершенное Наримовым Л.Х.о. правонарушение является длящимся, то срок давности по нему исчисляется со дня обнаружения правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Доводы жалобы об исчислении срока давности с 2005 года, года ПВО МВД РК отклонило заявление Нариманова Л.Х.о. о приеме в гражданство Российской Федерации, несостоятельны и не могут быть приняты во внимание.

Факт пребывания Нариманова Л.Х.о. на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его право на пребывание (проживание) в Российской Федерации после освобождения из мест лишения свободы, обнаружен должностным лицом 5 августа 2010 года, и именно с этого времени в силу ч.1 ч.1 ст.18.8 КоАП РФ, который по данному делу не нарушен.

Возможность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ.

Дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено Нариманову Л.Х.о. обоснованно, так как он находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих его законное право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не принимая мер к легализации своего пребывания на территории Российской Федерации, при этом совершил на территории Российской Федерации преступление, предусмотренное ст.228 УК РФ, в связи с чем распоряжением Минюста России от 24 декабря 2009 года №5645-р его пребывание (проживание) в Российской Федерации признано нежелательным сроком до 13 июля 2016 года, так как создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации, и он обязан покинуть территорию Российской Федерации л.д.9)

          Ссылка в жалобе на его семейное положение не может служить основанием к отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

           Нариманов Л.Х.о. в браке не состоит, его близкие родственники (мать, братья и сестра) проживают в Республике Азербайджан, на что им указано в объяснениях от 5 августа 2010 года л.д.2);  его проживание с  П., наличие ребенка, 8 августа 2006 года рождения, отцовство в отношении которого установлено в судебном порядке лишь 19 августа 2010 года, то есть после возбуждения дела об административном правонарушении, не может быть расценено как наличие устойчивых семейных связей на территории России, не позволяющих применить к нему такую дополнительную меру наказания как административное выдворение.

Таким образом, назначение Нариманову Л.Х.о. дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности, а также ее соразмерность предусмотренным ч.1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

            Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л  :

Постановление судьи Воркутинского городского суда Республики Коми от 5 августа 2010 года оставить без изменения, исключив из мотивировочной части суждение судьи о том, что Нариманов Л.Х.о. является гражданином иностранного государства.

Жалобу адвоката Ковязина И.Ю. в интересах Нариманова Л.Х.о. оставить без удовлетворения.

Судья Теплякова Е.Л.