Нарушение правил пожарной безопасности



Судья Веселкова Т.А.                                                                    № 12-174/10

Р Е Ш Е Н И Е

8 сентября 2010 года г. Сыктывкар

Судья Верховного суда Республики Коми Сажин А.В.,

при секретаре Козловой С.Н.

рассмотрев жалобу представителя Администрации Главы РК и Правительства РК на постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 13 августа 2010 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, заслушав объяснения представителя Администрации Главы РК и Правительства РК Кутузова М.К.,

установил:

Постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Администрация Главы РК и Правительства РК признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе представителем Администрации Главы РК и Правительства РК ставится вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене.

Частью 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, для юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По результатам плановой выездной проверки УГПН ГУ МЧС России по РК 22.07.2010 г. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, где указано, что 22.07.2010 г. в 15 час. 00 мин. Администрация Главы РК и Правительства РК, расположенной по адресу: г. ..., ул. ..., ..., нарушено требование «Правил пожарной безопасности в РФ» - ППБ 01-03 (утверждены приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003г., зарегистрированы в Минюсте России 27.06.2003г., регистрационный № 4838) (далее – ППБ 01-03); СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (приняты и введены постановлением Минстроя России от 02.08.1995 г. № 18-78) (далее - СНиП 23-05-95); СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование» (приняты и введены в действие с 01.01.2004 г. постановлением Госстроя России от 26.06.2003 г. № 115) (далее СНиП 41-01-2003); СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» (утверждены постановлением Госстроя СССР от 28.11.1991 г. № 20,с изме­нением утвержденным постановлением Минстроя России от 11.07.1996 г. № 18-46) (далее - СНиП 2.04.01-85*); СНиП П-26-76 «Кровли» (Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 31.12.1976 г. № 226) (далее - СНиП П-26-76); СНиП3_1-05-2003 «Общественные здания административного назначения» (приняты и введены в действие с 01.09.2003г. постановлением Госстроя России от 23.06.2003 г. № 108) (далее - СНиП 31- 05-2003); СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания сооружения» (принято постановлением Гос­строя России от 23.06.2003г. № 98) (далее - СНиП 2.08.02-89*); СНиП 21-01-97* «Пожарная без­опасность зданий и сооружений» (принято постановлением Госстроя России от 03.06.1999г. №41) (далее - СНиП 21-01-97*); НПБ 151-2000 «Шкафы пожарные. Технические требования пожарной безопасности. Методы испытаний» (Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 27.12.2000 г. №79) (далее - НПБ 151-2000); НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (Утверждены приказом ГУГПС МВД России от 04.06.2001 г. № 31) (далее - НПБ 88-2001); «Правил устройства электрооборудования» (ПУЭ) (Утверждены приказом Мини­стерства энергетики Российской Федерации от 08.07.02 № 204. Введена в действие с 01.01.2003г.) (далее - ПУЭ); Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а именно имеются нарушения по реализации полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федера­ции, иными нормативными правовыми актами:

 -отсутствует нормативно-правовой акт Республики Коми, определяющий осуществление со­циального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами.

Основание: ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной без­опасности».

 -не выполняются условия по дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений Республики Коми, с учетом времени прибытия первого подразделения в сельской мест­ности не более 20 минут. (333 населенных пункта или 44% от их общего количества, с числом про­живающего населения 73 тыс. человек или 7,6 % находятся в нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения).

Основание: ст. 76 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В здании Администрации Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми Республика Коми, расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., д...., выявлено:

 -на окнах подвального этажа установлены глухие металлические решетки. Основание: п. 40 ППБ 01-03;

 -внутренняя открытая лестница не отделена от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа с дверями. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.25 СНиП 21-01-97*;

 -выходы из объема подвала не предусмотрены непосредственно наружу обособленными от общих лестничных клеток. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.9 СНиП 21-01-97*;

 -помещения подвала используются под склады горючих материалов и мастерские. Основание: п. 513 ППБ 01-03;

 -не разработана и не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема обвязки насосов в насосной станции. На каждой задвижке и пожарном насосе не указано их назначение, разработана инструкция о порядке включения насосов-повысителей в случае пожара. Основание: п. 92 ППБ 01-03;

 -не оборудован системой приточно-вытяжной противодымной вентиляции коридор подвального этажа. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 (6) СНиП 41-01-2003;

 -приборы приемно-контрольные системы автоматической пожарной сигнализации (1 эта) пост охраны) размещены на высоте от уровня пола не расстоянии менее 0,8 метра. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 12.52 НПБ 88-2001.

В здании Государственного Совета Республики Коми Республика Коми, расположенного по адресу: г. ..., ул. ..., д...., выявлено:

 -пути эвакуации (коридоры, лестницы, холлы), не оборудованы эвакуационным освещением. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.62, 7.66 СНиП 23-05-95;

 -каркасы подвесных потолков на путях эвакуации (коридоры, холлы 6 и 8 этажей) выполнены из сгораемых материалов. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.25 СНиП 21-01-97*;

 -не восстановлены двери, отделяющие поэтажные коридоры от лестничных клеток и лестнично-лифтовых узлов, предусмотренные проектом (8, 7 и др. этажи). Двери не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах. Основание: п. 3, 34 ППБ 01-03; п. 7.1, 6.18, 6.26* СНиП 21-01-97*;

 -светопрозрачные заполнения дверей, фрамуг, перегородок в коридорах и холлах здания выполнены из армированного или закаленного стекла. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.83 СНиП 2.08.02-89*; п. 6.3.7 СНиП 31-05-2003;

 -в объемах поэтажных коридоров здания расположены встроенные шкафы из сгораемых мат риалов (8 этаж - левое и правое крыло, подвал - коридор ГО и ЧС). Основание: п. 40, 53 ППБ 01-03;

 -внутренние открытые лестничные клетки 2-го типа в правом и левом крыле здания не отделены от примыкающих коридоров, вестибюля на 1 -ом этаже, холлов в остальной части здания противопожарными перегородками с пределом огнестойкости не менее 0,75 часа с противопожарный дверями, имеющими уплотнения в притворах и устройства, обеспечивающие их автоматическое закрывание. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.44 СНиП 21-01-97*;

 -не выполнен второй эвакуационный выход из малого зала. Основание: п. 42 ППБ 01-03;

 -открывание дверей из кабинетов в поэтажные коридоры 8, 7, 4 этажей выполнено в сторону поэтажных коридоров, в связи, с чем не обеспечена расчетная ширина путей эвакуации (поэтажных коридоров) не менее 1,5 метров. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.26* СНиП 21-01-97*; п. 5.6 СНиП 31-05-2003;

 -не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции (из поэтажных коридоров длиной более 15 метров без естественного освещения, из коридоров подвального этажей без естественного освещения, предназначенных для эвакуа­ции людей). Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.2 б, в) СНиП 41-01-2003; п. 4.11 СНиП 31-05-2003);

 -вентиляционные люки с клапанами, расположенные в лестничных клетках (в перекрытиях, у мест входа в технический этаж из лестничных клеток) не оборудованы устройствами, обеспечива­ющими их автоматическое закрытие при пожаре. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.17 СНиП 21-01-97*;

 -шкафы пожарных кранов не выполнены согласно требований норм (плоскими, глубиной не более 300 мм., дверки с прозрачной вставкой для визуального контроля без вскрытия, с приспособ­ления для опломбирования, конструкция должна обеспечивать естественную вентиляцию). Основание: п. 3 ППБ 01-03; Раздел 4 НПБ 151-2000;

 -пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода расположенные в объеме большого зала не укомплектованы рукавами и стволами. Основание: п. 91 ППБ 01-03;

 -не выполнена система дистанционного пуска пожарных насосов от кнопок, установленных в шкафах пожарных кранов. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 12.22 СНиП 2.04.01-85*;

 -в насосной станции не вывешена общая схема противопожарного водоснабжения и схема об­вязки насосов. На пожарных насосах-повысителях и задвижках не вывешены таблички с указанием из назначения. Основание: п. 92 ППБ 01-03;

 -помещения, в которых расположены приемные устройства мусоропровода, не отделены от лестничных клеток с лифтовыми холлами противопожарными перегородками с пределом огнестой­кости не менее 0,25 часа; двери данных помещений не выполнены противопожарными и не обору­дованы уплотнениями в притворах и устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрыва­ние. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.102 СНиП 2.08.02-89*; п. 6.32 СНиП 21-01-97*;

 -мусороприемники в мусоросборных помещениях не оборудованы стандартными металли­ческими клапанами, имеющими уплотнения в притворах. Клапаны не содержатся в закрытом состо­янии. Двери камер мусоросборников не содержатся закрытыми на замок. Основание: п. 86, 87 ППБ 01-03;

 -транзитом через помещения мусоросборных камер в подвале проложены электрокабеля (ка­бельные трассы). Основание: п. 57 ППБ 01-03; п. 7.4.37, 7.4.5 ПУЭ;

 -проемы в междуэтажных перекрытиях в туалетных комнатах и мусоросборных камерах в ме­стах прохода кабелей, электропроводов и труб не заделаны негорючими материалами. Основание: п. 3,37 ППБ 01-03; п. 7.11 СНиП 21-01-97*;

 -в местах пересечения противопожарных стен, перекрытий и ограждающих конструкций раз­личными инженерными и технологическими коммуникациями образовавшиеся отверстия не заде­ланы негорючими материалами (лестничные клетки на уровне выходов на чердак, в помещениях подвала и др.). Основание: п. 37 ППБ 01-03;

 -двери выхода на чердак, машинных помещений лифтов, электро-щитовых, венткамер, скла­дов, архивов, кладовых и других технических и пожароопасных помещений не выполнены противо­пожарными с пределом огнестойкости - не менее Е1 30. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 8.4 СНиП 21-01-97*; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

 -большой зал заседаний не в полном объеме оборудован автоматической пожарной сигнализа­цией (дымовые пожарные извещатели отсутствуют в центральной части подвесного потолка, в про­странстве за подвесным потолком). Основание: п. 3 ППБ 01-03; табл. 5, п. 12.20 НПБ 88-2001;

 -двери выхода с балкона большого зала заседаний открываются против хода эвакуации людей. Основание: п.3 ППБ 01-03; п. 6.17 СНиП 21-01-97*;

 -в тамбуре эвакуационного выхода из большого зала заседаний через сценическую часть установлена аппаратура связи. Основание: п. 53 Г1ПБ 01-03;

 -высота эвакуационных выходов из подвала (в объеме лестнично-лифтовых узлов) занижена инженерными коммуникациями (в свету составляет менее 1,9 метра). Основание:  п. 3, 40 ППБ 01-03; п. 6.16 СНиП 21-01-97*

 -в подвале здания эксплуатируются склады горючих материалов, мастерские и иные хозяйственные помещения (что недопустимо, т.к. входы в подвал не изолирован от общих лестничных клеток). Основание: п. 40 ППБ 01-03;

 -под лестничными маршами, ведущими из подвала в вестибюль первого этажа, в левом и правом крыле здания, выполнены непроектные помещения (ГО и ЧС и издательский центр). Основание: п. 3, 40 ППБ 01-03; п. 6.32 СНиП 21-01-97*;

 -перед лифтами в подвальном этаже здания не выполнены тамбур-шлюзы с подпором воздуха при пожаре. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 7.26 СНиП 21-01-97*;

 -двери вентиляционных камер и электрощитовой в подвале (блок помещений узла связи ГО и ЧС, блок помещений столовой) не имеют требуемого предела огнестойкости - не менее 0,6 часа. Основание: п. 3 ППБ 01-03; п. 1.82 СНиП 2.08.02-89*;

 -отсутствуют задние стенки в нишах шкафчиков пожарных кранов на 8 этаже, в подвале (ГПК-3) и т.п. (необходимы в целях недопущения скрытого распространения горения по нишам строительных конструкций). Основание: п. 3 ППБ 01-03;.п. 7.8 СНиП 21-01-97*;

 -не произведена огнезащитная обработка обрешетки и стропил шатровой кровли над залом заседаний. Основание: п. 3, 36 ППБ 01-03; п. 7.12* СНиП 21-01-97; п. 3.13 СНиП 26-76;

 -на перепадах высот кровель (более 1 метра) над залом заседаний не выполнены наружные пожарные лестницы. Основание: п. 8.7 СНиП 21-01-97*;

 -несущие и ограждающие конструкции помещения прогулочного дворика, устроенного в объеме кровли над залом заседаний, не имеют предела огнестойкости соответственно R90 и Е15, с класса пожарной опасности строительных конструкций стен и перегородок не ниже КО. Основание: п. 3 ППБ 01-03; табл. 4 СНиП 21-01-97*;

 -в объеме чердака кровли над залом заседаний не установлены пожарные краны. Оснвоание: п. 3 ППБ 01-03; п. 6.12 прил. 1 СНиП 2.04.01-85*;

 -не произведен ремонт ограждения кровли над залом заседаний. Не производится эксплуатационное испытание ограждения данной кровли. Основание: п. 41 ППБ 01-03.

Привлекая Администрацию Главы РК и Правительства РК к административной ответственности, судья исходил из доказанности ее вины в совершении административного правонарушения и соблюдении требований закона при проведении проверки, по результатам которой был составлен административный протокол.

Такой вывод судьи является преждевременным.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Таким образом, при производстве по делу подлежит установлению факт соблюдения требований закона при сборе должностными лицами административного органа доказательств.

В обосновании доводов о несогласии со вменяемым правонарушением, представитель Администрации Главы РК и Правительства РК в суде первой инстанции указывал на несоответствие порядка проведения проверки требованиям закона, поскольку распоряжение о проведении проверки в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК не выносилось.

Из уведомления УГПН ГУ МЧС России по РК от 6.07.2010 г. следует, что в период с 12.07.2010 г. по 22.07.2010 г. будет проведена плановая проверка, в том числе в отношении Правительства РК. Администрация Главы РК и Правительства РК в качестве объекта проверки не указана.

При этом, в материалах дела отсутствует распоряжение Государственного инспектора РФ по пожарному надзору о проведении плановой, выездной проверки от 6.07.2010 г. № 53 в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК.

В силу ст. 89 Конституции РК Правительство РК является постоянно действующим органом исполнительной власти РК, обладает правами юридического лица.

Указанные положения отражены и в ст. 19, ч. 4 ст. 22 Закона РК «О должностных лицах и органах исполнительной власти РК».

В силу ст. 30 указанного Закона РК Администрация Главы РК и Правительства РК является государственным органом РК, образованным для обеспечения деятельности Правительства РК, самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» и муниципального контроля, проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В силу ч. 1 ст. 20 названного Федерального закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

При этом частью 2 указанной нормы к грубым нарушениям относится в том числе нарушение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Таким образом, приведенное выше уведомление не подтверждает факт соблюдения требований закона при проведении проверки.

Кроме того, признавая Администрацию Главы РК и Правительства РК виновным в совершении административного правонарушения, судья указал, что в действиях Администрации Главы РК и Правительства РК усматривается нарушение требований ст. 18 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной без­опасности» (в части неиздания нормативно-правового акта Республики Коми, определяющего осуществление со­циального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами) и ст. 76 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в части невыполнения условия по дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений Республики Коми, с учетом времени прибытия первого подразделения в сельской мест­ности не более 20 минут. (333 населенных пункта или 44% от их общего количества, с числом про­живающего населения 73 тыс. человек или 7,6 % находятся в нормативного времени прибытия первого пожарного подразделения).

Такой вывод является ошибочным.

В силу п.8 ст. 2 Закона РК «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории РК» осуществление в установленном законом порядке со­циального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе участия населения в борьбе с пожарами относится к полномочиям Правительства РК.

Из содержания раздела 2 Положения об Администрации Главы РК и Правительства РК следует, что данное юридическое лицо не обладает нормотворческими функциями.

Поскольку на день рассмотрения жалобы срок давности привлечения к ответственности не истек, постановление по делу подлежит отмене, а материалы дела направлению в суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела необходимо учесть изложенное, проверить доводы и возражения участвующих в деле лиц, принималось ли распоряжение Государственного инспектора РФ по пожарному надзору о проведении плановой, выездной проверки от 6.07.2010 г. № 53 в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК и, в зависимости от установлено, принять решение в соответствии с законом.

Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 13.08.2010 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Администрации Главы РК и Правительства РК отменить.

Материалы дела направить в Сыктывкарский городской суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного суда                                                                

Республики Коми А.В.Сажин