Административное правонарушение в области промышленности



Судья Ошманкевич Р.А. Дело № 12-212/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного Суда Республики Коми Иванова Н.Г.,

при секретаре Ватамановой Л.А.,

рассмотрев 27 октября 2010 года жалобу представителя индивидуального предпринимателя Минина А.В. Елькина А.С. и протест прокурора города Сыктывкара на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2010 года, по которому признан индивидуальный предприниматель Минин А.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей,

У С Т А Н О В И Л:

В Сыктывкарский городской суд Сыктывкарским территориальным отделением Печорского управления Ростехнадзора направлен административный материал о привлечении ИП Минина А.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ по факту нарушения требований промышленной безопасности.

В судебном заседании представитель ИП Минина А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал.

Судья вынес указанное выше постановление.

Не согласившись с постановлением, представитель ИП Минина А.В. обратился с жалобой в Верховный суд РК, в которой просит отменить постановление, вынесенное судьей Сыктывкарского городского суда.

Прокурор города Сыктывкара опротестовал постановление в связи с неправильным назначением судьей наказания - размера штрафа.

Проверив материалы дела, заслушав пояснение представителя Печорского управления Ростехнадзора Авраменко С.В., прихожу к следующему.

Как следует из протокола об административном правонарушении № 119 от 16 сентября 2010г., при проведении внеплановой проверки с 26 августа 2010г. по 31августа 2010г. по распоряжению и.о. руководителя Печорского управления Ростехнадзора от 17.08.2010г. № 772-П на опасном производственном объекте – сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая, расположенном по адресу: ..., выявлены следующие нарушения требования Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. № 116-ФЗ, а именно:

- опасный производственный объект не зарегистрирован в государственном реестре в порядке, установленном Правительством (ч.2 ст.2);

- организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, не имеет лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожарных производственных объектов (ч.1 ст.9);

- расторгнут договор с организацией, выполняющей работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, обеспечивающих условия безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов (п.5.11 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03);

- не обеспечено проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;

- руководитель организации не прошел аттестацию в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной комплектации (ч.1 ст.9), за что предусмотрена административная ответственность, предусмотренная ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ установлено, что нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст.1 Закона о промышленной безопасности промышленной безопасностью опасных производственных объектов является состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В силу ст.2 Закона о промышленной безопасности опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к названному Закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ.

В ст.6 Закона о промышленной безопасности определены виды деятельности в области промышленной безопасности. При этом в указанной статье отмечено, что отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством РФ.

Порядок лицензирования осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями эксплуатации взрывоопасных производственных объектов определен Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.01.2007г. № 18.

Из содержания п.1 ст.9 Закона о промышленной безопасности следует, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязана, в частности, соблюдать положения данного Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ, заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта.

Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 N 9 "Об утверждении правил безопасности систем газораспределения и газопотребления" установлено, что к опасным производственным объектам относятся газораспределительная сеть поселений, сеть распределительная межпоселковая, в том числе здания и сооружения, эксплуатация которых осуществляется одной газораспределительной организацией, а также объекты газопотребления промышленных, сельскохозяйственных и других производств, ТЭЦ, РТС, а также котельные, эксплуатируемые одной организацией, за исключением отмеченных в п. 1.1.5, использующие газ в виде топлива (пункт 4.3.)

Пунктом 1.1.6. постановления установлено, что деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов систем газораспределения (эксплуатация газовых сетей) и газопотребления (эксплуатация взрывоопасных объектов), а также экспертизе промышленной безопасности этих объектов подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <*>, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а также:

выполнять комплекс мероприятий, включая систему технического обслуживания и ремонта, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования настоящих Правил;

иметь (при необходимости) договора с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечении условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов (пункт 5.1.1.).

При рассмотрении дела судья правильно руководствовался тем обстоятельством, что наружные сети газоснабжения высокого, низкого давления и шкафной газорегуляторный пункт, находящиеся по адресу: ..., находятся на балансе у ИП Минина А.В., что подтверждается также актом разграничения балансовой принадлежности газопроводов от 11августа 2006г., актом законченного строительством объекта газораспределительной системы.

О выявленных нарушениях инспектором Сыктывкарского территориального отдела печорского управления Ростехнадзора был составлен Акт проверки № 25 от 31.08.2010г.

Материалами дела подтверждается наличие в действиях ИП Минина А.В. выявленных проверкой нарушений, в связи с чем судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ИП Минина А.В. события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В то же время, при назначении ИП Минину А.В. административного наказания в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей, судья не учел, что в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ по ответственности индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, приравнены к должностным лицам, в связи с чем назначенный штраф подлежит уменьшению до 3000 рублей.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 1 октября 2010 года в части назначения индивидуальному предпринимателю Минину А.В. наказания изменить на наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу представителя индивидуального предпринимателя Минина А.В. Елькина А.С. без удовлетворения.

Судья Иванова Н.Г.