Судья Баталов Р.Г. дело №12-208/2011 Р Е Ш Е Н И Е Судья Верховного суда Республики Коми Теплякова Е.Л., при секретаре Чебыкиной Е.М., рассмотрев 30 ноября 2011 года протест Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора на постановление судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара от 10 ноября 2011 года, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, прекращено по основанию п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в действиях состава административного правонарушения; У С Т А Н О В И Л : По результатам проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», проведенной в сентябре 2011 года Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, за выброс стационарным источником «Новый содорегенерационный котел» в период с 1 сентября по 30 декабря 2010 года загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, о чем Сыктывкарским природоохранным межрайонным прокурором 10 октября 2011 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Постановлением судьи Эжвинского районного суда города Сыктывкара от 10 ноября 2011 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», прекращено по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения; В протесте прокурора поставлен вопрос об отмене постановления судьи как незаконного. Заслушав объяснения старшего помощника Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора Липиной С.М., представителей ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» Цыганова С.П., Гудковой Н.В. и Белых Л.И., проверив материалы дела, считаю, что оснований для удовлетворения протеста не имеется. Частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. Как видно из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 10 октября 2011 года прокурором поставлен вопрос о привлечении ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ за выброс стационарным источником «Новый содорегенерационный котел» в период с 1 сентября по 30 декабря 2010 года загрязняющих (вредных) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. При этом нахождение (в том числе поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ загрязняющее вещество - это вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, для отнесения какого-либо вещества к категории загрязняющих необходимо установить, что его количество и (или) концентрация превысили установленные нормативы. Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, технологических нормативов. Статьей 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются технические нормативы выбросов, предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Как следует из статьи 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 288, пункта 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года № 404, административному органу помимо факта выброса необходимо также подтвердить, что источник выбросов отнесен к источнику вредных выбросов, требующих получения специального разрешения. Таким образом, выброс в атмосферный воздух веществ сам по себе еще не свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ - выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Для привлечения к ответственности по указанной норме необходимо доказать, помимо наличия на предприятии источника выбросов и отсутствие разрешения на осуществление этих выбросов, также то, что источник осуществляет выброс вредных веществ, то есть в превышающих допустимые нормы концентрациях. Последнее возможно доказать по результатам экспертизы выбросов. По данному делу факт выброса стационарным источником ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» «Новый содорегенерационный котел» вредных веществ в атмосферный воздух не доказан, момент выброса вредных веществ в атмосферный воздух не определен. Из материалов дела также следует, что ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в период вменяемого ему правонарушения имело разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 57 со сроком действия с 8 февраля 2008 года по 31 декабря 2010 года и №5 со сроком действия с 1 января 2009 года по 31 декабря 2010 года, выданные Печорским межрегиональным управлением по экологическому, технологическому и атомному надзору. К указанным разрешениям приложен перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на территории ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», то есть всеми стационарными источниками, расположенными на территории указанного Общества (т.1 л.д.30-31, 113-115). Доводы прокурора о том, что данные разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух были выданы в отношении конкретных источников, без учета вредных выбросов нового стационарного источника выбросов «Новый содорегенерационный котел», не основаны на доказательствах в материалах дела, так как из текста разрешений №№ 57 и 5 и приложений к ним следует, что разрешение выдано в отношении всех стационарных источников, расположенных на территории ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» по адресу: Республика Коми город Сыктывкар, а в Перечне и количестве вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, являющемся приложением к разрешению, приведены вредные вещества, выбрасываемые и указанным новым источником выбросов (например, натрия сульфат, азота диоксид, азота оксид, сероводород, сера диоксид, углерод оксид) При названных обстоятельствах оснований для привлечения ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ не имелось в связи с отсутствием в действиях Общества состава указанного административного правонарушения, и судья правильно прекратил производство по делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л : Копия верна: судья