Судья Утянский В.И. дело №12-2/2012 Р Е Ш Е Н И Е Судья Верховного суда Республики Коми Теплякова Е.Л., при секретаре Воронцовой Н.Н., рассмотрев 18 января 2012 года жалобу Книшки Р.В. на постановление судьи Ухтинского федерального городского суда Республики Коми от 19 декабря 2011 года, по которому (с учетом определения судьи того же суда от 21 декабря 2011 года об исправлении описки) Книшка Римантас Вилюсович привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.16.18 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 рублей без конфискации товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения; легковой автомобиль ... возвращен Книшке Римантасу Р.В.; У С Т А Н О В И Л А : Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 27 декабря 2011 года старшим государственным таможенным инспектором Ухтинского таможенного поста Сыктывкарской таможни по результатам административного расследования, Книшка Р.В. в срок до 3 июля 2011 года не вывез за пределы таможенной территории Таможенного союза временно ввезенное им 3 июля 2010 года на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Бурачки Себежской таможни транспортное средство – ..., то есть совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судьей Ухтинского городского суда вынесено постановление, приведенное выше. В жалобе на постановление судьи Книшка Р.В., не оспаривая факт совершения административного правонарушения, просит постановление судьи изменить, назначив наказание в виде конфискации автомашины ..., указывая на невозможность её вывоза за пределы Российской Федерации по причине поломки и отсутствия средств для ремонта и вывоза. Заслушав объяснения Книшки Р.В., представителя Сыктывкарской таможни Гусевой Л.В., проверив материалы дела, считаю, что постановление судьи подлежит отмене. При этом в соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Как следует из материалов дела об административном правонарушении и не оспаривается Книшкой Р.В., 3 июля 2010 года гражданин ... Российской Федерации Книшка Р.В., постоянно проживающий в ..., временно ввез на таможенную территорию Таможенного союза через таможенный пост МАПП Бурачки Себежской таможни легковую автомашину ..., в отношении которой был открыт временный ввоз на срок до 1 октября 2010 года. В последующем по заявлениям Книшки Р.В. срок временного ввоза продлевался Ухтинским таможенным постом Сыктывкарской таможни до 27 июня 2011 года и до 3 июля 2011 года. Книшка Р.В., достоверно зная о необходимости вывоза автомашины в срок до 3 июля 2011 года, в указанный срок автомашину с территории Таможенного союза не вывез. Согласно части 1 статьи 16.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ невывоз с таможенной территории Таможенного союза физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. Привлекая Книшку Р.В. к административной ответственности по ч.1 ст.16.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ, судья не учел, что в соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. На момент совершения Книшкой Р.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.18 КоАП РФ (3 июля 2011 года), данная статья действовала в иной редакции и предусматривала, что невывоз с таможенной территории Российской Федерации физическими лицами временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в установленные сроки временного ввоза влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения (часть 1 статьи 16.18 КоАП РФ в редакции до внесения изменений Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ). Вместе с тем, на момент совершения Книшкой Р.В. правонарушения термин «таможенная территория Российской Федерации» был упразднен. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года №17 принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза; указанный Договор в соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 года №48 применяется в Российской Федерации с 1 июля 2010 года. Договором о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года, подписанным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерации, определено, что Стороны (Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация) принимают Таможенный кодекс таможенного союза. Книшка Р.В. ввез автомашину ... на территорию Российской Федерации в период действия Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с пунктом 2 статья 358 которого иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей; по мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств. Как указано должностными лицами таможенного органа в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 14 ноября 2011 года и в протоколе об административном правонарушении от 7 декабря 2011 года, указанная автомашина ввезена Книшкой Р.В. на таможенную территорию Таможенного союза. Пунктом 1 статьи 2 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. В соответствии со статьей 324 Федерального закона от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу, за исключением некоторых положений, с 29 декабря 2010 года, признаны утратившими силу со дня вступления в силу указанного Федерального закона некоторые нормы Таможенного кодекса Российской Федерации, в том числе и статья 2, в которой содержалось понятие таможенной территории Российской Федерации. Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 ТК РФ территория Российской Федерации составляет единую таможенную территорию Российской Федерации; таможенная территория Российской Федерации также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, с введением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза и Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» понятие «таможенная территория Российской Федерации» было упразднено, так как положения статьи 2 ТК РФ (в числе прочих) утратили силу. Термина «таможенная территория Российской Федерации» Таможенным кодексом Таможенного союза не предусмотрено; союзное таможенное законодательство построено на принципе единства таможенного пространства таможенного союза (без дробления на таможенные территории государств - членов союза). Вместе с тем, административная ответственность за нарушение таможенного законодательства таможенного союза была введена Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ, согласно которому глава 16 КоАП РФ изложена в новой редакции с учетом изменившегося таможенного законодательства. Федеральный закон от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ в части внесения изменений в КоАП РФ вступил в силу со дня его официального опубликования и на момент совершения Книшкой Р.В. правонарушения не действовал, поэтому привлечение Книшки Р.В. к административной ответственности по части1 статьи 16.18 КоАП РФ в редакции Федерального закона от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ неправомерно. Привлечение Книшки Р.В. к административной ответственности по части 1 статьи 16.18 КоАП РФ в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 6 декабря 2011 года №409-ФЗ, невозможно, так как содержащееся в ней понятие «таможенная территория Российской Федерации» было упразднено на момент совершения Книшкой Р.В. правонарушения, и диспозиция этой нормы в прежней редакции, содержащая устаревшую терминологию, не может быть применена к новым таможенным правоотношениям. С учетом изложенного постановление судьи подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, Р Е Ш И Л :