Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил



Судья Куриленко Р.В. Дело № 12-57/2012 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Верховного суда Республики Коми Сажин А.В.

при секретаре Вахниной Е.А.

рассмотрев 18 апреля 2012 года жалобу ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 марта 2012 года, которым Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб., заслушав объяснения представителей Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» Попова Д.В., Княжевой Г.С., представителей Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми Папырина В.В., Мальцева С.А.,

У С Т А Н О В И Л:

30 декабря 2011 года государственным инспектором Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Коми в отношении ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ.

Судьей принято указанное выше постановление.

В жалобе заявитель просит постановление судьи отменить, указав на отсутствие события административного правонарушения и ссылаясь на то, что Управлением Россельхознадзора по Республике Коми при составлении административных документов были нарушены нормы законодательства об административной ответственности, а суд при разрешении спора оставил доводы одной из сторон без тщательной проверки, а юридически значимые обстоятельства без внимания.

Заслушав объяснения представителей ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» Княжевой Г.С. и Попова Д.В., представителей Управления Россельзознадзора по РК Папырина В.В. и Мальцева С.А., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил.

Согласно протокола АБ № 0112474-ВН от 30 декабря 2011 года, ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» направило на уничтожение биологические отходы, а именно, ветеринарные конфискаты, после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса в ГБУ «Сыктывдинская СББЖ» по адресу: ... без ветеринарных сопроводительных документов в нарушение требований ветеринарного законодательства Российской Федерации, а именно ст.ст.15, 21 Закона РФ «О ветеринарии», п.п. 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов.

Судом первой инстанции было установлено, что после выдачи владельцу продукции заключения-предписания об использовании продовольственного сырья и пищевых продуктов, данная продукция лицу, представившему его на экспертизу, не возвращается и акты об изъятии данной продукции не составляются. Учреждение самостоятельно проводит денатуризацию, о чем составляется соответствующий акт, после чего также своими средствами осуществляется вывоз к месту уничтожения биологических отходов путем сжигания до зольных остатков в Сыктывдинскую СББЖ, где составляется акт на проведение уничтожения.

Признавая ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» виновным в совершении административного правонарушения, судья исходил из того, что ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» доставляет биологические отходы к месту их уничтожения с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно при отсутствии ветеринарных сопроводительных документов.

С таким выводом согласиться нельзя.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.6 КоАП РФ, является лицо, на которое возложена обязанность карантинирования животных и соблюдения других ветеринарно-санитарных правил.

Согласно ст.2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законом и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и регулирует отношения в области ветеринарии в том числе в целях выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Ст.15 Закона «О ветеринарии» предусмотрено, что продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории. Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов утверждены приказом Минсельхоза РФ от 16.11.2006 № 422.

Указанные Правила являются обязательными для исполнения должностными лицами, уполномоченными осуществлять оформление и выдачу ветеринарных сопроводительных документов, юридическими лицами любой организационно-правовой формы и гражданам, занятыми содержанием, ловлей, добычей животных (в том числе птиц, рыб (других гидробионтов), пчел), а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (п. 1.1).

В силу п. 1.3 упомянутых Правил партии грузов (мясо и мясные продукты) должны сопровождаться: ветеринарными свидетельствами при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками при перевозке грузов в пределах района (города); ветеринарными сертификатами при вывозе грузов с территории Российской Федерации; ветеринарными сертификатами при перевозке грузов, ввезенных в Российскую Федерацию, по территории Российской Федерации от места таможенного оформления до места назначения, при их переадресовке между субъектами Российской Федерации, а также в иных установленных случаях.

В соответствии с п.2.1 Устава ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» осуществляет деятельность, определенную настоящим Уставом, в целях осуществления профилактики болезней и лечения животных, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продукции животного происхождения и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также проведение мероприятий по борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животных (включая птиц, пушных зверей и пчел) на территории Республики Коми.

Для достижения указанных целей Учреждение проводит ветеринарно-санитарные экспертизы продукции и кормов животного происхождения, а также продукции растительного происхождения непромышленной выработки на рынках (пункт 2.3.1 Устава).

Согласно п.2.5.7 Устава Учреждение оказывает услуги по оформлению и выдаче ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные документы, разрешения на перевозку грузов, подконтрольных госветнадзору и др.).

Учитывая, что ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» не занимается содержанием, ловлей, добычей животных, а также производством, заготовкой, переработкой, перевозкой, хранением и реализацией продукции животного происхождения, а проводит ветеринарно-санитарные экспертизы продукции и оказывает услуги по оформлению и выдаче ветеринарных документов, выполняя тем самым функции надзорного органа, осуществляющего контрольные мероприятия по соблюдению организациями и гражданами ветеринарно-профилактических требований, на Учреждение не может быть возложена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства.

В соответствии с п.1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, к биологическим отходам относятся ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно-санитарной экспертизы на убойных пунктах, хладобойнях, в мясо-, рыбоперерабатывающих организациях, рынках, организациях торговли и др. объектах. Указанные Правила не содержат требований о том, что биологические отходы (ветконфискаты) должны сопровождаться ветеринарными сопроводительными документами при перевозке к месту их уничтожения.

Учитывая, что биологические отходы не относятся к продуктам животноводства, то положения ст.ст.15, 21 Закона РФ «О ветеринарии» и п. 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на них распространяться не могут.

Действительно, п.1.4 вышеуказанных Правил предусматривает, что обязанность по доставке биологических отходов для переработки или захоронения (сжигания) возлагается на владельца (руководителя фермерского, личного, подсобного хозяйства, акционерного общества и т.д., службу коммунального хозяйства местной администрации). Однако, как пояснил представитель ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных», владельцы не подают заявок на уничтожение биологических отходов, вследствие чего, Учреждение вынуждено своими силами транспортировать биологические отходы (ветконфискаты) для того, чтобы не дать возможности распространения заразных болезней общих для человека и животных. Указанные действия согласуются с Уставом Учреждения (п.2.2).

В соответствии с ч. 1, 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Таким образом, ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.10.6 КоАП РФ и в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.30.17 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу.

С учетом изложенного, постановление Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 марта 2012 года о привлечении ГБУ РК «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по административному делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 12 марта 2012 года о привлечении Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Республиканская станция по борьбе с болезнями животных» к административной ответственности по ч.1 ст.10.6 КоАП РФ отменить. Производство по делу прекратить.

Судья Верховного суда

Республики Коми А.В.Сажин