Статья 6.16. Нарушение правил оборота наркотических средств



Р Е Ш Е Н И Е

Судья Рыжкова Е.В. Дело № 12-66/2012г.

Судья Верховного Суда Республики Коми Перминова Н.А., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев 16 мая 2012 жалобу представителя ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» на постановление судьи Усть – Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2012 года, по которому

Закрытое акционерное общество «Жешартский фанерный комбинат» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100.000 рублей,

У С Т А Н О В И Л:

22.03.2012 года дознавателем Управления ФСКН России по Республике Коми Моревым Т.Ю. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 6.16 КоАП РФ в отношении ЗАО «Жешартский фанерный комбинат». Согласно протоколу об административном правонарушении ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» нарушило требования правил хранения и учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а именно пункт 4 статьи 30 Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах, пункты 4, 5, 6 «Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств, психотропных веществ», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 г. № 419.

Материал передан на рассмотрение судьи Усть - Вымского районного суда, которым 13 апреля 2012 года вынесено вышеуказанное постановление.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» обратился с жалобой в Верховный суд Республики Коми, в которой указывает на необоснованное привлечение к административной ответственности в виде штрафа, полагая, что суд мог обсудить вопрос о малозначительности совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя Управления ФСКН России по РК Морева Т.Ю., нахожу постановление судьи правильным и не подлежащим отмене.

В соответствии ст. 6.16 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.

Судом установлено, что на основании распоряжения Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Республике Коми от 13.12.2012 года № 1 о проведении плановой выездной проверки юридического лица ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» по адресу: ... в период с 17.02.2012 года по 26.02.2012 года старшим оперуполномоченным по ОВД ОКЛОН Управления ФСКН России по РК Моревым Т.Ю. была осуществлена плановая выездная проверка ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» по адресу: ... с целью проверки выполнения установленных требований в сфере оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ.

В ходе проверки 01.03.2012 года старшим оперуполномоченным Управления ФСКН России по Республике Коми Моревым Т.Ю. в деятельности ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» были выявлены следующие нарушения правил хранения и учета прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ:

1. В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального Закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» юридическим лицом, осуществляющим деятельность, связанную с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Таблицу 3 Списка 4, должны быть установлены требования об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, предусмотрены условия для обеспечения безопасности такой деятельности, а также установлены требования к исключению доступа к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ посторонних лиц.

1.1. При проведении дополнительной проверки (объяснение заведующей складом ЦБС ЗАО «ЖФК» Н.), установлено, что хранение прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ изначально при поступлении от поставщика на предприятие никакими внутренними нормативными актами не регламентировано.Учет подконтрольных препаратов
(прекурсоров) на момент поступления на склад ЦБС не ведется и не соответствует действующему законодательству (не ведется журнал учета прекусоров). При этом заведующая складом ЦБС ЗАО ЖФК» Нефедова Н.В. согласно Приказам № 588 от 08.12.2010 г., № 43 от 25.01.2012 г., утвержденным руководителем юридического лица не является лицом ответственным за учет и хранение прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ. В ходе изучения представленных финансовых документов (счета-фактур, накладные) установлено, что прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ отпускаются из склада ЦБС как хим. реактивы, то есть с неподконтрольными химическими препаратами общей строкой в килограммах в нарушение пункта 6 приказа № 588 от 08.12.2010 г. и пункта 6 приказа № 43 от 25.01.2012 г., утвержденных руководителем юридического лица.

1.2. Пунктом 5 Постановления Правительства от 9.06.2010 г. № 419 предусмотрено, что руководитель юридического лица или индивидуальный предприниматель назначает лиц, ответственных за ведение и хранение журналов.

Однако, в ходе изучения представленных документов и проведения проверки (объяснения Л., К., Ч.; журналы «учета регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» ЗАО «ЖФК» Центральная лаборатория - за 2010, 2011, 2012 г.г.; должностная инструкция инженера-лаборанта Л. от 01.06.2010 г.) установлено, что К., являясь руководителем лаборатории и согласно Приказу № 588 от 08.12.2010 г. и Приказу № 43 от 25.01.2012 г. назначенная руководителем юридического лица ответственной за оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в структурном подразделении ЗАО «Жешартский Фанерный Комбинат», собственным распоряжением по лаборатории от 01.06.2010 г. не зарегистрированном в реестрах и фактически являющимся не легитимным, в нарушение вышеуказанных приказов № 588 от 08.12.2010 г., № 43 от 25.01.2012 г. назначила инженера-лаборанта Л. ответственной за оборот прекурсоров наркотических веществ и психотропных веществ и ведение журналов учета в лаборатории.

При этом в нарушение Пункта 6 Постановления Правительства от 09.06.2010 г. № 419, где указано, что записи в журналах производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, инженер-лаборант лаборатории Л., не являясь ответственным лицом назначенным руководителем юридического лица, вела записи в журналах «учета регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» за 2010, 2011, 2012 г.г.

1.3. В ходе проведения проверки участка ВОС, ЗАО «Жешартский фанерный комбинат», установлено, что согласно приказам № 588 от 08.12.2010 г., № 43 от 25.01.2012 г., утвержденным руководителем юридического лица, ответственным лицом за оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в лаборатории данного структурного подразделения, а также за ведение и хранение журналов «учета регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» назначена зав.лабораторией Н.

Однако, в ходе изучения представленных документов (график отпусков участка ВОС на 2011 г. от 01.12.2010 г.; должностные инструкции начальника участка ВОС от 02.07.2007 г. и 19.09.2011 г.), в том числе и представленных объяснений зав.лабораторией Н. и начальника участка ВОС Н., установлено, что в период нахождения в очередном отпуске Н., с 23 мая 2011г. и сентябре 2011г. (точное время в ходе проверки не установлено), обязанности по контролю за учетом и хранением прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в лаборатории ВОС исполняла начальник участка ВОС Н., без официального приказа о замещении и исполнении обязанностей возложенных руководителем юридического лица на Н. (объяснение начальника кадров П.). При этом Н., не являясь лицом официально ответственным за хранение прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в лаборатории ВОС, имела беспрепятственный доступ к местам хранения подконтрольных препаратов и фактически осуществляла их хранение и использование.

Вышеперечисленные в пунктах 1.1., 1.2., 1.3. обстоятельства указывают на нарушения пункта 4 статьи 30 Федерального Закона от 08 января 1998 года № 3-ФЗ в части установления требований об отчетности о деятельности, связанной с оборотом прекурсоров, обеспечения безопасности подконтрольной деятельности и исключения доступа к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ посторонних лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 июня 2010 года № 419 утверждены Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, пунктом 4 которых предусмотрено, что журналы должны быть сброшюрованы, пронумерованы, заверены подписью руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя и скреплены печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Однако, в ходе проверки представленных ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» журналов «учета регистрации операций, при которых изменяется количество прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» установлено, что в нарушение п. 4 Постановления Правительства от 09.06.2010 г. № 419 ряд журналов, подробно поименованных в протоколе об административном правонарушении, постановлении суда, не утверждены руководителем юридического лица.

При этом, кроме указанного выше нарушения, отсутствует печать юридического лица на нескольких регистрах учета.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно признал вину юридического лица в допущенных нарушениях и указал на наличие в действия ЗАО «ЖФК» состава правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 КоАП РФ.

Вина юридического лица в совершении данного правонарушения подтверждена материалами административного дела: протоколом об административном правонарушении от 22 марта 2012 года, актом и материалами проверки, в том числе письменными материалами, объяснениями лиц. Кроме того, в письме ЗАО «ЖФК» в адрес Начальнику Управления ФСНК России по РК от 14 марта 2012 года указано, что отмеченные в результате проверки замечания будут учтены в дальнейшей работе, недостатки устранены, усилен контроль за хранением, движением и учетом прекурсоров наркотических и психотропных веществ.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При вынесении постановления суд учел отсутствие отягчающих вину обстоятельств, в качестве смягчающих обстоятельств учел, что ранее юридическое лицо не привлекалось к ответственности за подобные нарушения и назначил наказание в пределах минимальной санкции статьи.

Данное наказание соответствует характеру совершенного административного правонарушения, имущественному и финансовому положению юридического лица. Назначенное наказание отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ и не является чрезмерно суровым.

Доводы о малозначительности административного правонарушения являются несостоятельными, поскольку допущенное нарушение правил оборота прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ создает существенную угрозу охраняемым законом правоотношениям. Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Довод жалобы об отсутствии в протоколе об административном правонарушении указания на время совершения правонарушения, нельзя признать состоятельным, поскольку из протокола следует, что установленные нарушения ведения учета и отпуска прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ имели место в течение всего проверяемого периода: 2010 – 2012 года.

Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюден. Доводы жалобы основанием для отмены законного и обоснованного постановления не являются.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л :

Постановление судьи Усть – Вымского районного суда Республики Коми от 13 апреля 2012 года оставить без изменения, жалобу представителя ЗАО «Жешартский фанерный комбинат» - без удовлетворения. Судья - Перминова Н.А.