Судья: Коцубин Ю.М. Дело № 44-Г- 02/11
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда КЧР: Гришина С.Г. Болатчиева А.А., Чепуров В.В. ( докладчик)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
г.Черкесск 10 февраля 2011 года
Президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
Председательствующего: Давыдова А.П.
Членов президиума: Туника А.П., Байрамуковой И.Х.
рассмотрел гражданское дело по заявлению Унежевой Л.А. об оспаривании отказа мэрии муниципального образования города Черкесска о предоставлении копии документа, переданное в президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики на основании определения судьи Верховного суда КЧР Скорик Т.Н. от 26 января 2011 года, вынесенного по надзорной жалобе представителя мэрии города Черкесска Кремень М.И. на решение Черкесского городского суда от 27 мая 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 07 июля 2010 года.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Скорик Т.Н., выслушав объяснения: представителя мэрии города Черкесска Валыпаковой Н.В., просившей отменить, состоявшиеся судебные постановления и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей; представителя Унежевой Л.А.- Унежева Н.Х., просившего оставить судебные постановления без изменения, президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
УСТАНОВИЛ:
Унежева Л.А. обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать мэрию г.Черкесска предоставить ей копию списка граждан, находившихся в общей очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства по состоянию на 01 января 2006 года, с 1 по 365 очередника. В своём заявлении Унежева Л.А. указала, что 15 февраля 2010 года она обратилась к Мэру г.Черкесска за копией хранящегося в архиве мэрии списка очередников на получение земельных участков, однако в выдаче копии этого списка ей было отказано, чем было нарушено её конституционное право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Копия указанного списка ей нужна для приобщения к заявлению, с которым 18 декабря 2009 года она обратилась к Уполномоченному по правам человека в КЧР. Испрашиваемая информация не составляет государственной или иной охраняемой законом тайны.
Решением Черкесского городского суда от 27 мая 2010 года заявленные требования Унежевой Л.А. удовлетворены и судом постановлено:
обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска в течение трех дней со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить Унежевой Л.А. надлежащим образом заверенную копию списка граждан, находившихся в общей очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства по состоянию на 01 января 2006 года, с 1 по 365 очередника.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 07 июля 2010 года данное решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе, поданной 28 декабря 2010 года, представитель мэрии города Черкесска Кремень М.И. просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких существенных нарушений норм материального и процессуального права по делу не установлено.
Из материалов дела усматривается, что требования заявителя сводились к предоставлению ей мэрией г.Черкесска копии документа - списка граждан, находившихся в общей очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства по состоянию на 01 января 2006 года, с 1 по 365 очередника. С заявлением о снятии копии с этого списка представитель Унежевой Л.Б. -Унежев Н.Х. обратился в мэрию г.Черкесска 15 февраля 2010 года. Это заявление работником мэрии г.Черкесска принято не было, в связи с чем Унежев Н.Х. обратился в Прокуратуру г.Черкесска с жалобой на действия работника мэрии г.Черкесска, с приложением к жалобе самого заявления от 15 февраля 2010 года. По результатам рассмотрения заявления Унежева, Прокуратурой г. Черкесска в адрес руководителя мэрии г.Черкесска было вынесено представление о нарушении закона, а само заявление от 15 февраля 2010 года было направлено в мэрию г.Черкесска для рассмотрения по существу. В ответ на заявление от 15 февраля 2010 года мэрия г. Черкесска письмом от 26 марта 2010 года № 117 уведомила Унежеву Л.А. о том, что ранее - письмом от 9 октября 2009 года № 3922 ей были указаны обстоятельства, послужившие основанием для отказа в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. При этом в письме мэрии города Черкесска от 26 марта 2010 года № 117 ничего не было сказано относительно содержащейся в заявлении Унежевой Л.А. от 15 февраля 2010 года просьбы снять копию со списка очередников. Эта просьба осталась без внимания и без разрешения по существу. Не получив от мэрии г. Черкесска ответа на просьбу снять копию со списка граждан, находившихся в общей очереди на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, Унежева Л.А. 28 апреля 2010 года
обратилась в суд с заявлением, в котором просила обязать мэрию г.Черкесска предоставить ей копию указанного документа.
Данное требование заявителя является правомерным, поскольку, проигнорировав содержащуюся в заявлении Унежевой Л.А. от 15 февраля 2010 года просьбу разрешить снять копию со списка очередников на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, мэрия г. Черкесска ограничила доступ заявителя к получению информации, затрагивающей её права как лица, стоявшего в этом списке под № 366.
Довод надзорной жалобы об отсутствии в мэрии муниципального образования г. Черкесска утвержденного списка очередников на получение земельных участков, является несостоятельным по следующим основаниям.
Как следует из решения Черкесского городского суда от 23 августа 2007 года по гражданскому делу №2-1562/07 по заявлению Унежевой Л.А. о предоставлении ей земельного участка, при рассмотрении указанного гражданского дела представитель мэрии г.Черкесска в судебном заседании утверждал, что на момент рассмотрения дела заявитель состояла в очереди на получение земельных участков под № 366, и что её еще очередь не подошла. Решением Черкесского городского суда от 23 августа 2007 года было однозначно установлено, что на момент рассмотрения этого дела Унежева Л.А. состояла в очереди на получение земельного участка под № 366, что перед ней в этом списке значатся 365 семей, которые стоят в очереди на получение земельных участков.
О наличии в мэрии муниципального образования города Черкесска указанного списка и регистрации заявителя в общей очереди на получение земельного участка свидетельствуют сообщения Главного архитектора города Черкесска № 34 от 26 января 2006 года, и.о. Главного архитектора города Черкесска № 844 от 20 октября 2006 года и первого заместителя города Черкесска № 98 от 23 апреля 2007 года (л.д. 14, 23, 24).
Кроме того, как следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № 1008-05 от 07.05.2009 года, утвержденные списки очередности граждан на улучшение жилищных условий и состоящих на учете в муниципальном образовании г. Черкесска, несмотря на неоднократные обращения Министерства имущественных и земельных отношений КЧР мэрией г. Черкесска не представлены (л.д. 7).
Таким образом, судом установлено, что истребуемый заявителем список существует и находится в мэрии муниципального образования г. Черкесска.
В соответствии ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Отношения, возникающие при осуществлении гражданами права на поиск и получение информации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации». Согласно ст. 8 этого закона граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Доступ к такой информации не может быть ограничен. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, а также должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Доводы надзорной жалобы о неприменении судом первой инстанции норм материального права, а именно ст.30.1 Земельного кодекса, регламентирующей предоставление земельных участков по результатам торгов, ошибочны, поскольку с требованием о предоставлении земельного участка заявитель Унежева Л.А., в рамках данного дела, в суд не обращалась и эти требования не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
Требования Унежевой Л.А. вытекают из правоотношений, связанных с правом граждан на поиск и получение информации.
Как верно определил суд первой инстанции, рассматриваемые правоотношения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В данном случае отказ в предоставлении заявителю копии списка очередников на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, стоявшего в этом списке под № 366, ограничил доступ заявителя на получение информации затрагивающей ее права. При этом право на получение такого рода информации, действующим законодательством, не ограничено.
Доводы надзорной жалобы сводятся к несогласию с правовой оценкой установленных по делу обстоятельств. Между тем в силу статьи 387 ГПК РФ суд надзорной инстанции должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверив лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права по имеющимся в деле материалам, и правом переоценки доказательств не наделен.
Каких-либо сведений, опровергающих выводы суда и ставящих под сомнение законность постановленных судебных решений, надзорная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Черкесского городского суда от 27 мая 2010 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 07 июля 2010 года оставить без изменения, а надзорную жалобу представителя мэрии города Черкесска Кремень М.И. без удовлетворения.
Председательствующий: А.П. Давыдов