ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2012 года г. Черкесск
Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего судьи Дзыба З.И.
при секретаре судебного заседания Дружбиной И.В.,
с участием прокурора – прокурора отдела Прокуратуры КЧР Мурадовой А.Ю.,
заинтересованных лиц – председателя Совета Усть-Джегутинского городского поселения Суюнчева Ш.К., представителя территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району Семеновой П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании неправомочным состава депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Верховный суд КЧР с заявлением о признании неправомочным состава депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам.
В обоснование заявления прокурор указал, что Совет Усть-Джегутинского городского поселения согласно положениям Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3) и Устава Усть-Джегутинского городского поселения может осуществлять свои полномочия в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов, т.е. предусмотрен нижний предел численности депутатов представительного органа местного самоуправления, при котором он будет считаться легитимным. Однако, на момент обращения в суд восемь из двадцати избранных депутатов сложили свои полномочия и в составе Совета Усть-Джегутинского городского поселения осталось двенадцать депутатов, что делает состав неправомочным для принятия каких-либо решений.
В судебном заседании прокурор отдела Прокуратуры КЧР Мурадова А.Ю. поддержала заявление и просила признать неправомочным состав депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам.
Представитель заинтересованного лица - председатель Совета Усть-Джегутинского городского поселения Суюнчев Ш.К., признав заявленные требования, просил заявление прокурора КЧР удовлетворить, поскольку Совет Усть-Джегутинского городского поселения в оставшемся составе не правомочен принимать какие-либо решения, т.е. эффективно справляться со своими обязанностями и участвовать в решении вопросов местного значения.
Представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району, исполняющей полномочия избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения, Семенова П.А. просила заявление прокурора КЧР удовлетворить, поскольку Совет Усть-Джегутинского городского поселения в оставшемся составе не правомочен принимать какие-либо решения.
Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 25 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, Совет городского поселения состоит из 20 депутатов, избираемых населением Усть-Джегутинского городского поселения на муниципальных выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным избирательных округам сроком на пять лет.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, п.3 ст. 25 Устава Усть-Джегутинского городского поселения, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, т.е. предусмотрен нижний предел численности депутатов представительного органа местного самоуправления, при котором он будет считаться легитимным. Эта норма численности распространяется на весь период функционирования Совета.
Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 4 февраля 2010 г. №53\447-4 полномочия Избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения возложены на Территориальную избирательную комиссию по Усть-Джегутинскому району.
Постановлением Избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения от 05.12.2011 г. № 19\133 утверждены итоги голосования по выборам депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам. Выборы признаны состоявшимися и действительными. Избранными депутатами Совета Усть-Джегутинского городского поселения признаны граждане Семенов Р.К., Айбазов М.Х., Борлаков И.А., Узденов Х.А., Джуккаев Р.А-А., Хапаев A.M., Гербеков А.О., Суюнчев Ш.К., Аппоев И.К., Джашеев К.А-М., Семенов А.Н., Шидаков A.M., Мурзаев Р.С., Байрамуков А.У-А., Черняева Т.С., Уртенов И.Т., Урусов М.М., Семенов К.Х., Урусов Р.Х., Семенов Х.Ш. (т.1 л.д.12-13).
19 и 29 декабря 2011 г. состоялись заседания Совета в правомочном составе.
16 января 2012 г. депутаты Совета Усть-Джегутинского городского поселения по избирательным округам №9 - Аппоев И.К., №10 -Джашеев К.А-М., №11 - Семенов А.П., №13 - Мурзаев Р.С., №15 - Черняева Т.С., № 16 - Уртенов И.Т., № 18 - Семенов К.Х., № 20 - Семенов Х.Ш. обратились к председателю Совета с заявлениями о сложении своих полномочий (т.1 л.д. 25-32). В копиях указанные заявления были направлены ими в Избирком КЧР и прокурору района.
Таким образом, в составе Совета Усть-Джегутинского городского поселения осталось 12 депутатов, что составляет более 50% от избранного состава Совета городского поселения, но менее 2\3 от установленного численного состава Совета городского поселения.
Согласно п. 3, п. 9 статьи 25 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, п. 6 ст. 6 Регламента Совета Усть-Джегутинского городского поселения, заседания Совета правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от установленного численного состава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, т.е. при условии, что его численность составляет не менее 14 депутатов.
Согласно п.2 ч. 10 ст. 39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 №30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике», п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию. То, что Аппоев И.К., Джашеев К.А-М., Семенов А.П., Мурзаев Р.С., Черняева Т.С., Уртенов И.Т., Семенов К.Х., Семенов Х.Ш. депутатские полномочия сложили добровольно, без чьего-либо давления и принуждения, подтверждается их письменными объяснениями, данными прокурору района (т.1 л.д.36-49), а также их заявлениями, адресованными суду (т.1 л.д.235-241).
Установлено, что депутатская деятельность указанных лиц после 16.01.2012 г. фактически прекращена. Данное обстоятельство подтверждается показаниями председателя Совета Усть-Джегутинского городского поселения Суюнчева Ш.К., представителя территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району Семеновой П.А.
Так, Суюнчев Ш.К. суду показал, что заседания Совета в правомочном составе были проведены 19 и 29 декабря 2011 года. 16 января 2012 г. в адрес Совета поступили заявления Аппоева И.К., Джашеева К.А-М., Семенова А.П., Мурзаева Р.С., Черняевой Т.С., Уртенова И.Т., Семенова К.Х., Семенова Х.Ш. о сложении депутатских полномочий. После 16 января 2012 г. никто из них участия в работе Совета не принимал. Он, как председатель Совета, дважды созывал Совет, чтобы обсудить поступившие заявления, однако никто из восьми вышеперечисленных лиц на заседания Совета не явился. Письмами от 15 февраля 2012 г. он уведомил Аппоева И.К., Джашеева К.А-М., Семенова А.Н., Мурзаева Р.С., Черняеву Т.С., Уртенова И.Т., Семенова К.Х., Семенова Х.Ш. о невозможности рассмотрения Советом их заявлений о сложении полномочий в связи с отсутствием кворума. Данные письма остались без ответа. С 16 января 2012 г. работа Совета не проводится из-за отсутствия правомочного состава.
Представитель территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району Семенова П.А. суду показала, что по поручению председателя районной территориальной избирательной комиссии пришла на заседание Совета для обсуждения заявлений 8 депутатов о сложении полномочий. Однако заседание не состоялось, т.к. ни один депутат не явился. С января 2012 г. Совет не работает из-за отсутствия кворума, чем нарушаются права избравших его жителей города.
Исследовав представленные участниками процесса доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявления о сложении полномочий депутатов поданы ими добровольно, по собственному желанию, депутатская деятельность фактически прекращена, участия в заседаниях Совета они не принимают.
Таким образом, Совет Усть-Джегутинского городского поселения не может осуществлять свою деятельность при наличии в депутатском корпусе менее двух третей от установленной численности депутатов, что определяет неправомочность состава представительного органа муниципального образования.
Сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом либо территориальной избирательной комиссией.
При таких обстоятельствах оснований для отказа в удовлетворении заявления прокурора КЧР о признании неправомочным состава депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам
суд не находит. Совет Усть-Джегутинского городского поселения может осуществлять свою деятельность лишь при наличии указанной численности депутатов (не менее 14), а судебное решение о неправомочности состава представительного органа муниципального образования обеспечивает включение механизма новых выборов.
В соответствии с пунктом 2 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.
Следовательно, судом констатируется лишь факт недостаточного количества депутатов для осуществления полномочий представительного органа муниципального образования на основании требований части 1 статьи 35 данного Федерального закона, устанавливающей количественный критерий - наличие в депутатском корпусе не менее двух третей от установленной численности депутатов.
При рассмотрении данного спора суд учитывает также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированную в ряде решений (постановление от 16 октября 1997 года N 14-П, постановление от 10 июня 1998 года N 17-П, определение от 14 января 2000 года N 2-О, определение от 17 июля 2007 года N 561-О-О, определение от 2 июля 2009 года N 1006-О-О) по вопросу о введении федеральным законодателем института досрочного прекращения полномочий выборного органа местного самоуправления в установленных законом случаях, согласно которой использование при этом судебной процедуры во многом предопределяет уровень защищенности конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления. Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации закрепление судебного порядка решения данного вопроса, по существу устранил неопределенность в вопросе о конституционности законоположений, устанавливающих судебный порядок досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления в тех случаях, когда органы местного самоуправления фактически не способны осуществлять свои функции.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании неправомочным состава депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам - удовлетворить.
Признать неправомочным состав Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Верховного суда
Карачаево-Черкесской Республики З.И.Дзыба