о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району незаконным и об обязании назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть- Джегутинского городского поселения



ВЕРХОВНЫЙ СУД КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2012 года    г. Черкесск

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Дзыба З.И.    

при секретаре судебного заседания Голиковой Ж.М.

с участием прокурора - прокурора отдела Прокуратуры КЧР Мурадовой

А.Ю.,

заявителей Семенова Р.К., Айбазова М.Х., Борлакова И.А., Узденова Х.А.,

Байрамукова А.У-А., Урусова М.М., Урусова Р.Х., Хапаева A.M. и их

представителя Айбазовой Ш.З.,

заинтересованного лица - представителя Территориальной избирательной

комиссии по Усть-Джегутинскому району Семеновой П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по

заявлению Семенова Р.К., Айбазова М.Х., Борлакова И.А., Узденова Х.А.,

Джуккаева Р.А-А., Гербекова А.О., Байрамукова А.У-А., Урусова М.М.,

Урусова Р.Х., Хапаева A.M. о признании бездействия Территориальной

избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району незаконным и об

обязании назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-

Джегутинского городского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Семенов Р.К., Айбазов М.Х., Борлаков И.А., Узденов Х.А., Джуккаев Р.А-А., Гербеков А.О., Байрамуков А.У-А., Урусов М.М., Урусов Р.Х., Хапаев A.M. обратились в Верховный суд КЧР с заявлением о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району незаконным, об обязании Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №9, №10, №11, №13, №15, №16, №18, № 20 на основании пунктов 7-9 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.1 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», положений Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения.

В обоснование требований указали, что Постановлением Избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения от 05.12.2011 г. № 19X133 утверждены итоги голосования по выборам депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам, в результате выборов был избран Совет Усть-Джегутинского городского поселения в составе 20 депутатов.

16 января 2012 года 8 депутатов Совета по избирательным округам №9 -Аппоев И.К., №10 -Джашеев К.А-М., №11 - Семенов А.П., №13 - Мурзаев Р.С., №15 - Черняева Т.С., № 16 - Уртенов И.Т., № 18 - Семенов К.Х., № 20 - Семенов Х.Ш. обратились в Совет и в прокуратуру с заявлениями о сложении своих полномочий. Согласно Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава Усть-Джегутинского городского поселения, Совет может осуществлять свои полномочия в случае избрания в его состав не менее двух третей от установленной численности депутатов, т.е. предусмотрен нижний предел численности депутатов представительного органа местного самоуправления, при котором он будет считаться легитимным. В настоящее время Совет состоит из 12 депутатов, т.е. его состав неправомочный.

По мнению заявителей, в такой ситуации избирательная комиссия должна назначить дополнительные выборы по 8 избирательным округам, от которых были избраны депутаты, сложившие свои полномочия.

Заявители просили суд признать бездействие Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования - Усть-Джегутинского городского поселения, незаконным; обязать Территориальную избирательную комиссию по Усть-Джегутинскому району назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №9, №10, №11, №13, №15, №16, №18, № 20 и определить срок, не позднее которого Территориальная избирательная комиссия должна назначить выборы в соответствии с действующим законодательством.

Все заявители являются депутатами Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва, однако в суд с указанным заявлением они обратились как избиратели.

В судебном заседании Семенов Р.К., Айбазов М.Х., Борлаков И.А., Узденов Х.А., Байрамуков А.У-А., Урусов М.М., Урусов Р.Х., Хапаев A.M. заявленные требования поддержали и просили признать бездействие Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району незаконным, обязать комиссию назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам №9, №10, №11, №13, №15, №16, №18, № 20 и определить срок проведения выборов. Несмотря на их письменное обращение 23.01.2012 г. в Территориальную избирательную комиссию Усть-Джегутинского района о назначении дополнительных выборов, до настоящего времени дополнительные выборы по 8 округам не назначены, что является основанием для определения срока назначения выборов в судебном порядке.

Представитель заявителей Айбазова Ш.З. просила удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району, исполняющей полномочия избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения, Семенова П.А. просила в удовлетворении заявления отказать, так как законных оснований к назначению дополнительных выборов нет.

Прокурор отдела Прокуратуры КЧР Мурадова А.Ю. полагала в удовлетворении заявленных требований отказать за их необоснованностью.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, суд полагает в удовлетворении заявленных требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Пунктом 5 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 N 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (далее Федеральный закон № 138-ФЗ от 26.11.1996) предусмотрено, что в случаях нарушений конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления по основаниям, перечисленным в п. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, порядок назначения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления определяется решением суда общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".

Решение суда о назначении выборов принимается в случаях, изложенных в пункте 6 ст. 3 Федерального закона № 138-ФЗ от 26.11.96. В решении должны быть разрешены вопросы, перечисленные в п. 9 ст. 3 названного Федерального закона.

В Федеральном законе № 138-ФЗ от 26.11.1996 отсутствует указание о возможности применения его положений при неназначении в установленные законом сроки именно дополнительных выборов (п. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3).

Согласно п. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу, в этом избирательном округе орган, уполномоченный на то законом, назначает дополнительные выборы. Дополнительные выборы проводятся не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата. Дополнительные выборы назначаются на второе воскресенье марта. Если указанные выборы (в том числе с учетом сроков, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 настоящего Федерального закона) не могут быть назначены на второе воскресенье марта, они назначаются на второе воскресенье октября, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - на день голосования на этих выборах. Если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий законодательный (представительный). орган государственной власти субъекта Российской Федерации, представительный орган муниципального образования остались в неправомочном составе, дополнительные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня такого досрочного прекращения полномочий, при этом сроки избирательных действий по решению органа, уполномоченного законом назначать дополнительные выборы, могут быть сокращены на одну треть (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 05.12.2006 N 225-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 в случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов (указанных в п. 3 настоящей статьи), влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Аналогичная норма содержится в пункте 7 ст. 65 Закона Карачаево-Черкесской Республики №44-РЗ от 03.07.2006 г. «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике».

Из положений ст. 10 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 и ст. 11 Закона Карачаево-Черкесской Республики №44-РЗ от 03.07.2006 следует, что выборы депутатов представительного органа местного самоуправления назначаются представительным органом соответствующего муниципального образования. В случае, если представительный орган не назначит выборы в установленные законом сроки, а также в случае отсутствия представительного органа, выборы назначаются избирательной комиссией муниципального образования.

Согласно пункту 2 части 16 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

В части 17 ст. 35 названного Федерального закона оговорено, что досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В соответствии же с ч. 18 ст. 35 данного Федерального закона в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный, представительный орган проводятся в сроки, установленные Федеральным законом.

Установлено, что согласно п. 1 ст. 25 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, Совет городского поселения состоит из 20 депутатов, избираемых населением Усть-Джегутинского городского поселения на муниципальных выборах на. основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным избирательных округам сроком на пять лет.

Согласно ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3, п.З ст. 25 Устава Усть-Джегутинского городского поселения, представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов, т.е. предусмотрен нижний предел численности депутатов представительного органа местного самоуправления, при котором он будет считаться легитимным. Эта норма численности распространяется на весь период функционирования Совета.

Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 4 февраля 2010 г. №53\447-4 полномочия Избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения возложены на Территориальную избирательную комиссию по Усть-Джегутинскому району.

Постановлением Избирательной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения от 05.12.2011 г. № 19U33 утверждены итоги голосования по выборам депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения четвертого созыва по одномандатным избирательным округам, прошедшим 04.12.2011 года. Выборы признаны состоявшимися и действительными. Избранными депутатами Совета Усть-Джегутинского городского поселения признаны граждане Семенов Р.К., Айбазов М.Х., Борлаков И.А., Узденов Х.А., Джуккаев Р.А-А., Хапаев A.M., Гербеков А.О., Суюнчев Ш.К., Аппоев И.К., Джашеев К.А-М., Семенов А.Н., Шидаков A.M., Мурзаев Р.С, Байрамуков А.У-А., Черняева Т.С, Уртенов И.Т., Урусов М.М., Семенов К.Х., Урусов Р.Х., Семенов Х.Ш.

16 января 2012 г. депутаты Совета Усть-Джегутинского городского поселения по избирательным округам №9 - Аппоев И.К., №10 -Джашеев К.А- М., №11 - Семенов А.П., №13 - Мурзаев Р.С., №15 - Черняева Т.С., № 16 - Уртенов И.Т., № 18 - Семенов К.Х., № 20 - Семенов Х.Ш. обратились к председателю Совета с заявлениями о сложении своих полномочий. В копиях указанные заявления были направлены ими в Избирком КЧР и прокурору района.

Согласно п.2 ч. 10 ст. 39 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004 №30-РЗ «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республике», п. 2 ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Таким образом, после отставки по собственному желанию 8 депутатов в составе Совета Усть-Джегутинского городского поселения осталось 12 депутатов, что составляет более 50% от избранного состава Совета городского поселения, но менее 2\3 от установленного численного состава Совета городского поселения.

Письмом от 23.01.2012 г. 12 депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения обратились в Территориальную избирательную комиссию по Усть-Джегутинскому району с просьбой о назначении дополнительных выборов на 04.03.2012 г. Действий по данному письму Территориальной избирательной комиссией предпринято не было.

Согласно п. 3 статьи 25 Устава Совета Усть-Джегутинского

городского поселения, п. 6 ст. 6 Регламента Совета Усть-Джегутинского городского поселения, заседания Совета правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от установленного численного состава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, т.е. при условии, что его численность составляет не менее 14 депутатов.

В соответствии с п.9 ст. 25 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, в случае добровольного сложения с себя депутатских полномочий кем-либо из депутатов Совета либо невозможности исполнения обязанностей депутата, в соответствии с Уставом Совет имеет право работать в уменьшенном составе (но не менее 2\3 установленной численности депутатов Совета) до проведения дополнительных выборов депутатов по освободившимся округам.

С 17 января 2012 года состав Совета стал нелегитимным, т.к. в нем осталось менее 2\3 от установленной численности депутатов, в связи с чем с указанного времени Совет не вправе был работать в таком составе.

Решением Верховного суда КЧР от 19 марта 2012 г. состав Совета Усть-Джегутинского городского поселения Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва по 20 одномандатным избирательным округам признан неправомочным.

Указанное решение вступило в законную силу 24 апреля 2012 года.

Согласно пункта 1, пункта 2 статьи 28 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения полномочия Совета прекращаются в случае вступления в силу решения Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики о неправомочности данного состава депутатов Совета городского поселения, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий. Досрочное прекращение полномочий Совета влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

В соответствии с пунктом 2 части 16, частью 17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены в случае вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий; досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов.

Таким образом, исходя положений пункта 1, пункта 2 статьи 28 Устава Совета Усть-Джегутинского городского поселения, пункта 2 части 16, части 17 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, можно сделать вывод о том, что после вступления 24.04.2012 года в законную силу решения Верховного суда КЧР от 19 марта 2012 г. о неправомочности состава депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения, полномочия его депутатов прекращены.

Согласно ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 дополнительные выборы могут быть назначены в строго определенных ситуациях: при досрочном прекращении полномочий депутата, избранного по одномандатному избирательному округу или в случае, если в результате досрочного прекращения депутатских полномочий представительный орган

муниципального образования остался в неправомочном составе (менее 2/3 согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003).

В данном же случае имеется вступившее в силу решение суда о признании неправомочным состава представительного органа вследствие сложения депутатских полномочий.

Однако ч. 8 ст. 71 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» не предусматривает возможности проведения дополнительных выборов в таких случаях.

Правовые последствия вынесения судом решения в порядке п. 2 ч. 16 ст. 35 Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий) определены непосредственно в п. 17 и п. 18 этой же нормы Федерального закона 131-ФЗ от 06.10.2003 г. К таким правовым последствиям относятся не только досрочное прекращение полномочий всего представительного органа (в данном случае - Совета Усть-Джегутинского городского поселения), но и назначение и проведение досрочных выборов (а не назначение и проведение дополнительных выборов).

С учетом изложенного, правовых оснований для удовлетворения заявления Семенова Р.К., Айбазова М.Х., Борлакова И.А., Узденова Х.А., Джуккаева Р.А-А., Гербекова А.О., Байрамукова А.У-А., Урусова М.М., Урусова Р.Х., Хапаева A.M. о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии по Усть-Джегутинскому району незаконным, об обязании комиссии назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения не имеется.

При рассмотрении данного спора суд учитывает также правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 2 июля 2009 года N 1006-О-О, согласно которой принятие судом решения о неправомочности состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий, влечет за собой досрочное прекращение полномочий всех депутатов представительного органа муниципального образования и проведение досрочных выборов.

С учетом установленных обстоятельств у суда не имеется оснований полагать, что не назначением дополнительных выборов в состав Совета Усть-Джегутинского городского поселения по восьми одномандатным избирательным округам Территориальной избирательной комиссией по Усть-Джегутинскому району допущено нарушение избирательных прав заявителей и прав на осуществление местного самоуправления, а потому в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, ч.2 ст. 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Семенова Расула Казбековича, Айбазова Мурата Хасановича, Борлакова Исмаила Аубекировича, Узденова Хасана Азретовича, Джуккаева Русдема Азрет-Алиевича, Гербекова Арсена Отаровича, Байрамукова Азрета Умар-Алиевича, Урусова Мурата Магометовича, Урусова Расула Хусеевича, Хапаева Аслана Магометовича о признании бездействия Территориальной избирательной комиссии по Усть- Джегутинскому району незаконным, об обязании Территориальной избирательной комиссии Усть-Джегутинского района назначить дополнительные выборы депутатов Совета Усть-Джегутинского городского поселения по одномандатным избирательным округам №9, №10, №11, №13, №15, №16, №18, № 20, об определении срока выборов -отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или представления через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня оглашения решения.

Судья Верховного суда

Карачаево-Черкесской Республики        З.И.Дзыба