касс. жалоба мэрии муниципиального образования гю Черкесска на решение Черкесского городского суда



Судья Сыч О.А. Дело № 33-520/10.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 18 августа 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.

судей: Чепурова В.В., Карасовой Н.Х.

при секретаре: Растове А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе мэрии муниципального образования г. Черкесска на решение Черкесского городского суда от 09 июля 2010 года по делу по исковому заявлению прокурора г. Черкесска к Думе МО г. Черкесска и Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкесска необходимыми средствами пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Гришиной С.Г., объяснения представителя мэрии МО г. Черкесска Киселевой А.О., прокурора Узденовой А.К., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Черкесска обратился в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ к Думе МО г. Черкесска и Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкесска необходимыми средствами пожарной безопасности. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой г. Черкесска проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о несовершеннолетних в библиотеках муниципального образования г. Черкесска. В ходе проверки установлено, что здание Центральной городской библиотеки, филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы и Центральная городская библиотека эксплуатируются с нарушениями норм и правил пожарной безопасности. В библиотеках отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, отсутствует система оповещения людей при пожаре.

Эксплуатация зданий библиотек с нарушениями норм и правил пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних пользователей библиотечным фондом. Просил признать незаконными бездействие Мэрии муниципального образования г. Черкесска и Думы МО г. Черкесска выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек необходимыми средствами пожарной безопасности. Обязать мэрию муниципального образования г. Черкесска принять меры направленные на оборудование помещения филиала Номер обезличен Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ..., филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ..., филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ..., филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенной до адресу: г. Черкесск, ... «а», филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенная по адресу: г. Черкесск, ... «а» и Центральная городская библиотека, расположенная по адресу: г. Черкесск, ... автоматической пожарной системой сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.

Представитель истца прокурор Дзыба Р.Э. в судебном заседании полностью поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Думы МО г. Черкесска - Эркенова М.Л. в судебном заседании с исковыми требованиям прокурора г. Черкесска не согласилась, и просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии муниципального образования г. Черкесска - Мукаев М.Д. с исковыми требованиям прокурора г. Черкесска не согласился, и просил в их удовлетворении отказать в полном объеме.

Представитель Мэрии муниципального образования г. Черкеска, извещенный о дне и времени рассмотрения настоящего дела в судебное заседание не явился. Представитель Мэрии муниципального образования г. Черкеска, представил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью в других процессах, однако документов подтверждающих, то, что в это же время назначены другие судебные разбирательства, суду представлено не было. Кроме этого, указанное ходатайство об отложении судебного заседания было представлено суду представителем Думы МО г. Черкесска. В связи с тем, что представителем Мэрии муниципального образования г. Черкеска не представлено суду сведений об уважительных причинах его неявки в судебное заседание суд определил рассмотреть данное гражданское дело в отсутствии представителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска.

Третьи лица: заведующая филиалом Номер обезличен Центральной городской библиотеки Котлярова И.А., заведующая филиалом Номер обезличен Центральной городской библиотеки Таксирова Л.А., заведующая Центральной городской библиотеки Окунева И.А., заведующая филиалом Номер обезличен Центральной городской библиотеки Загаштокова Н.П., заведующая филиалом Номер обезличен Центральной городской библиотеки Хахандукова А.А., заведующая филиалом Номер обезличен Центральной городской библиотеки Мельникова Э.И. представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Решением Черкесского городского суда от Дата обезличена года признано незаконным бездействие мэрии МО г. Черкесска и Думы МО г. Черкесска выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкесска необходимыми средствами пожарной безопасности. Суд обязал мэрию МО г. Черкесска и Думу МО г. Черкесска принять меры направленные на оборудование помещения филиала № 3 Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ...; филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ...; филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенного по адресу: г. Черкесск, ...; филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенной по адресу: г. Черкесск, ... «а»; филиала Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенная по адресу: г. Черкесск, ... «а» и Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ... автоматической пожарной системой сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.

В кассационной жалобе мэрия МО г. Черкесска ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, считая выводы суда не основанными на нормах действующего законодательства. По мнению мэрии, к полномочиям муниципального образования г. Черкесска относятся обеспечение первичными мерами пожарной безопасности, к которым обеспечение помещений библиотек необходимыми средствами пожарной безопасности законом не отнесено. Судом, по мнению ответчика, не дана оценка тому обстоятельству, что находящееся в собственности муниципального образования имущество передано муниципальному учреждению на праве оперативного управления и данное учреждение обязано принимать все меры для полной сохранности переданного имущества. Кроме этого, прокуратура не является уполномоченным органом по надзору в области пожарной безопасности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя мэрии, мнение прокурора, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с преамбулой ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. Пожарной безопасностью, согласно ст.1 данного закона, является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, данная норма относит к требованиям пожарной безопасности.

Согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от Дата обезличена года Номер обезличен, а также Нормами пожарной безопасности (НПБ 110-03) «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих автоматическими системами пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» помещения библиотек должны быть оснащены пожарной сигнализацией и автоматическими системами оповещения о пожаре.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 2 ст. 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Статьей 8 Устава муниципального образования города Черкесска к
вопросам местного значения отнесены владение, пользование и
распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной

собственности; обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования; организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального образования города Черкесска.

Согласно статьи 75 Устава МО г. Черкесска имущество библиотек города Черкесска отнесено к муниципальному имуществу.

Выборным (представительным) органом местного самоуправления Черкесского городского округа является Дума муниципального образования города Черкесска, для осуществления исполнительно-распорядительных полномочий создается мэрия муниципального образования города Черкесска (ст.25 Устава).

К полномочиям Думы МО г. Черкесска ст. 82 Устава отнесены утверждение местного бюджета, контроль за его исполнением и утверждение отчета об исполнении бюджета. К полномочиям мэрии МО г. Черкесска согласно ст.51 Устава отнесены разработка и исполнение бюджета города, нормативных правил, программ развития и других документов, утверждаемых Думой муниципального образования города Черкесска, управление муниципальной собственностью в порядке, определенном Думой, обеспечение в пределах своих полномочий, установленных законодательством, охраны общественного порядка и противопожарной безопасности в городе.

Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается лицами, участвующими в деле, в филиале Номер обезличен Центральной городской библиотеки, расположенном по адресу: г. Черкесск, ...; в филиале Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенном по адресу: г. Черкесск, ...; в филиале Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенном по адресу: г. Черкесск, ...; в филиале Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенном по адресу: г. Черкесск, ... «а»; в филиале Номер обезличен Центральной библиотечной системы, расположенном по адресу: г. Черкесск, ... «а» и Центральной городской библиотеки, расположенной по адресу: г. Черкесск, ..., являющиеся муниципальными учреждениями муниципального образования г. Черкесска, отсутствуют пожарная сигнализация и автоматические системы оповещения о пожаре.

Прокурором заявлены требования об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и возложении обязанности совершить необходимые действия по обеспечению библиотек указанными системами сигнализации и оповещения.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, рассматриваются дела по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездейстия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как разъяснено в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ
Номер обезличен от Дата обезличена года правильное определение судами вида
судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы
гражданина или организации, несогласных с решением, действием
(бездействием) органа государственной власти, органа местного
самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

Доказательств того, что органами местного самоуправления предпринимались необходимые действия или доказательств законности бездействия данных органов суду представлено не было.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно
удовлетворил заявленные прокурором требования и обязал мэрию и
Думу МО г. Черкесска принять меры, направленные на оборудование помещений библиотек муниципального образовательного учреждения г. Черкесска автоматической пожарной системой сигнализации и системой оповещения людей при пожаре.

Довод кассационной жалобы о том, что на представительный и исполнительный органы местного самоуправления не возложена обязанность обеспечивать помещения библиотек системами пожарной безопасности, нельзя признать состоятельным, так как именно на мэрию муниципального образования возложена обязанность по содержанию муниципальных библиотек, а на Думу муниципального образование утверждение местного бюджета.

Неубедителен и довод жалобы о том, что в соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение норм и правил пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, так как имущество передано муниципальному учреждению на праве оперативного управления и данное учреждение обязано принимать, все меры для полной сохранности переданного имущества, в связи с чем органы местного самоуправления не несут обязанность по обеспечению муниципальных учреждений необходимыми противопожарными системами.

Так, ст.ст.. 296, 298 ГК РФ не содержат положений о передаче учреждению обязанности по содержанию имущества, предусмотренную ст. 210 ГК РФ.

Более того, часть 1 ч.2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Таким образом, к лицам, уполномоченным распоряжаться муниципальным имуществом, данные муниципальные учреждения не относятся.

Кроме этого, вышеназванная норма к ответственным за соблюдение требований противопожарной безопасности лицам относит и собственников имущества. Как было указано выше, полномочия собственников муниципального имущества осуществляют органы местного самоуправления.

Таким образом, данных о том, что органами местного самоуправления были приняты все необходимые меры для обеспечения муниципальных образовательных учреждений системами пожарной безопасности, представлено не было.

Кроме этого, необоснован довод о том, что прокуратура не является уполномоченным органом по надзору в области пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от Дата обезличена года N 2202-1 ( в ред. от Дата обезличена г.) предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов гражданского дела усматривается, что основанием для обращения прокурора в суд явились результаты проверки, проведенной органами прокуратуры. Данное заявление подано в интересах неопределенного круга лиц - несовершеннолетних, в библиотеках МО г. Черкесска.

Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ право прокурора на обращение в суд в интересах указанных в ней лиц не ставится в зависимость от наличия полномочий на обращение в суд с аналогичными требованиями у иных лиц и иных государственных органов. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.

Прокурор г. Черкесска обратился в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, что не может расцениваться как вмешательство в компетенцию контролирующих органов.

Кроме этого, законность проведения проверок прокурором г. Черкесска на существо принятого решения не влияет, в связи с тем, что лицами, участвующими в деле факт отсутствия пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения о пожаре в библиотеках г. Черкесска не опровергается.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь ст.ст. 361,366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда от Дата обезличена года по делу по исковому заявлению прокурора г. Черкесска к Думе МО г. Черкесска и Мэрии муниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженном в непринятии мер по оснащению библиотек г. Черкеска необходимыми средствами пожарной безопасности оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии муниципального образования г. Черкесска - без удовлетворения.

Председательствующий: Гришина С.Г.

Судьи: Чепуров В.В. Карасова Н.Х.