Судья Езаова М.Б. Дело № 33-355/10
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Черкесск 2 июня 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего: Байрамуковой И.Х.,
судей: Карасовой Н.Х., Болатчиевой А.А.,
при секретаре Джирикове А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Савченко Н.А. на решение Черкесского городского суда КЧР от 09 апреля 2010 года по исковому заявлению Савченко Н.А. к Министерству труда и социального развития КЧР о включении в республиканский реестр получателей субсидий.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Болатчиевой А.А., объяснения Савченко Н.А., Савченко А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства труда и социального развития КЧР Хачукова М.Ю. и представителя администрации г. Черкесска Вальшаковой Н.А., полагавших, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Савченко Н.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социального развития КЧР о включении в республиканский реестр получателей субсидий. В обоснование иска указала, что ее супруг Савченко А.А. проходил срочную службу в Демократической республике Афганистан (ДРА). В соответствии с действующим законодательством имел право на льготу, предусмотренную постановлением Совета Министров СССР от 17.01.1983 г. № 59-27 - право на первоочередное обеспечение жилой площадью. С 1984 года по 2009 год супруг состоял в списках льготной очереди на улучшение жилищных условий. При этом в данных документах она была указана как член семьи. В 2004 году ей была установлена третья группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно. 06 октября 2008 года супруг обратился с заявлением к ответчику о выделении ему субсидии на состав семьи из четырех человек, при этом указав, что его супруга также является инвалидом и имеет право на выделение субсидии. Письмом от 03.12.2008г. № Министерством был дан ответ, что согласно действовавшему на тот момент постановлению Правительства КЧР от 28.07.2006г. № 249 субсидии на улучшение жилищных условий не выделяются на членов семьи. Постановлением Правительства КЧР от 16.11.2009г. № 415 был утвержден список получателей и размер субсидий на приобретение жилья в собственность из числа лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 марта 2005г. Супруг Савченко А.А. был указан как получатель субсидии один. На ее обращение о разъяснении причин не выделения и ей субсидии, в устном порядке было заявлено, что она отдельно в очереди на улучшение жилищных условий не состояла.
Считает отказ в выделении субсидии, как инвалиду и члену семьи, нарушающим ее права, т.к. в соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Просила обязать Министерство труда и социального развития КЧР внести ее Савченко Н.А. в республиканский реестр получателей субсидий на приобретение жилья в собственность по дате очереди ее супруга Савченко А.А. - 14 ноября 1984 года.
В судебном заседании истец и ее представитель поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Представители ответчиков просили отказать в удовлетворении иска.
Представитель третьего лица в удовлетворении иска просила отказать.
Решением Черкесского городского суда от 09 апреля 2010 года в удовлетворении исковых требований Савченко Н.А. отказано.
В кассационной жалобе Савченко Н.А. просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, мотивируя тем, что суд неправильно применил нормы материального права; судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене как, постановленное с нарушениями норм материального права, поскольку суд неправильно применил закон.
При этом коллегия считает необходимым вынести новое решение, не передавая дело на рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку обстоятельства имеющие значения для дела установлены на основании имеющихся доказательств.
Как установлено судом первой инстанции и видно из материалов дела, что 19 сентября 1984 года Савченко А.А. обратился в Черкесский горисполком о постановке на льготную очередь на улучшение жилищных условий, в связи с прохождением службы в ДРА. Решением № от 14.11.1984г. Савченко А.А. был постановлен на учет в льготную очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с составом семьи из трех человек - он, жена, дочь (л.д.15-16). Постановлением мэрии МО г. Черкесска от 28.03.2008г. № он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. Решением Черкесского городского суда от 12 августа 2008 года Савченко А.А. был восстановлен в льготной очереди на улучшение жилищных условий под № 1 (л.д. 17-20). 06 октября 2008 года Савченко А.А. обратился с заявлением в Министерство труда и социального развития КЧР о выделении субсидии на улучшение жилищных условий с учетом состава его семьи (л.д.57-58). Письмом № от 03.12.2008г. Савченко А.А. был уведомлен, что размер субсидии определяется исходя из объема средств, выделенных на лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, т.е. на самого льготника, право на данную меру социальной поддержки на членов семьи не распространяется (л.д.12-13).
Постановлением Правительства КЧР № 415 от 16.11.2009г был утвержден список получателей и размер субсидий на приобретение жилья в собственность из числа некоторых категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, в котором одним из получателей субсидии в размере 250,20 тыс. руб. указан Савченко А.А. (л.д.9-11).
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик в нарушение закона не включил ее в республиканский реестр получателей субсидий, а Правительство КЧР, соответственно, не включило ее в список получателей субсидий на приобретение жилья в собственность, судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Согласно части первой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Ветеранам боевых действий, к коим относится супруг Савченко Н.А., нуждающимся в улучшении жилищных условий, подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ, гарантировалось первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственных и муниципальных жилых фондов.
Поскольку право на улучшение жилищных условий у Савченко А.А. ( а право Савченко Н.А. как члена его семьи является производным) возникло до принятия Жилищного Кодекса РФ, то суду первой инстанции необходимо было применить нормы материального права на момент возникновения спорных правоотношений.
На основании Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 17.01.1983 N 59-27 "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящимся в составе ограниченного контингента советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, и их семьям" супруг заявительницы имел право на первоочередное обеспечение жилой площадью.
Как следует из системного толкования пункта 1 и подпункта «ж» вышеуказанного постановления, льгота в виде первоочередного обеспечения жилой площадью предоставлялась военнослужащему с учетом семьи.
Постановлением Совета Министров РСФСР N 335 от 31.07.1984 ( в редакции Постановления правительства РФ N 199 от 28.02.1996) утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в силу которых нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов. Согласно ст. 42 Примерных правил жилое помещение предоставляется гражданам на одного человека в размере, установленном исполнительным комитетом краевого, областного Совета народных депутатов, и не может быть менее социальной нормы площади жилья, эквивалентной минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти края в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Исходя из анализа вышеуказанных норм следует, что Савченко А.А. обладал правом получения жилого помещения исходя из состава семьи в соответствии с нормой предоставления.
Таким образом, на момент введения Жилищного Кодекса РФ Савченко Н.А. являясь членом семьи Савченко А.А., состояла в очереди на улучшение своих жилищных условий наравне с супругом и в случае предоставления жилья до 1 января 2005 года Савченко Н.А. должна была быть обеспечена жильем. Как следует из пояснений представителя администрации г. Черкесска состоять самостоятельно в очереди на улучшение жилищных условий (до того как она стала инвалидом) истица не могла.
С 1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.2 (пункт 8 статьи 2), а Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" статьей 28.2 (пункт 2 статьи 5). В соответствии с этими статьями, определяющими порядок передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем отдельных категорий граждан, как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в новой редакции, осуществляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья 18 квадратных метров (в настоящее время для инвалидов Великой Отечественной войны - 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратногометра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительством КЧР в начале постановлением от 28.07.2006г. № 249, а впоследствии постановлением от 05.02.2009 г. № 35 были утверждены форма и порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятых на учет до 1 января 2005 года.
Согласно п.п. 2, 5 Порядка предоставления субсидий на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, принятым на учет до 1 января 2005 года и до 1 марта 2005 года, в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению их жильем, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 05.02.2009г. № 35 формирование
республиканского реестра Получателей осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, по дате постановки на учет. Субсидии предоставляются Получателям в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет. В случае если правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем обладают два и более члена одной семьи, субсидия предоставляется одновременно всем членам семьи по дате очереди члена семьи, вставшего на учет в более ранние сроки.
Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции посчитал, что поскольку отсутствовали до 1 января 2005 года сведения о том, что Савченко Н.А. состояла на учете как инвалид, то правом на получение субсидии наравне с супругом она не обладает.
Данные выводы суда ошибочны, поскольку право на улучшение жилищных условий у Савченко Н.А. возникло в тот момент, когда её супруг был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий - 14 ноября 1984 года и она как член семьи военнослужащего проходившего службу в ДРА обладает правом на получение соответствующей субсидии.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, закрепленные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О и от 5 марта 2009 N 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий принятых на учет нуждающихся в жилье до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации граждан (социально незащищенных - прежде всего).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев принятия граждан на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохранение за этими гражданами права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Снятие же указанных граждан с учета производится по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма (часть 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что то обстоятельство, что в настоящее время объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, не означает, что данные лица могут улучшить свои жилищные условия без учета состава семьи, поскольку законодательство, существовавшее до 1 января 2005 года предоставляло льготное жилищное обеспечение с учетом семейного положения.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод (Определение от 18 января 2005 года N 7-О).
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 360, 361, п.4 ч.1 ст. 362, абз.2 ст. 363 ГПК РФ, коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда от 09 апреля 2010 года отменить и по делу вынести новое решение.
Исковое заявление Савченко Н.А. к Министерству труда и социального развития КЧР о включении в республиканский реестр получателей субсидий удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социального развития КЧР внести Савченко Н.А. в реестр получателей субсидии на приобретение жилья в собственность по дате очереди её супруга Савченко А.А..
Председательствующий:
Судьи: