кассационная жалоба Тохчуковой Ф.М. на решение Черкесского городского суда от 2 июня 2010 г. и дополнительное решение того же суда от 20 августа 2010 г. по гражданскому делу по заявлению Тохчуковой Ф.М. об оспаривании действий Министерства и



Судья Коцубин Ю.М. Дело № 33-622/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 сентября 2010 г. г. Черкесск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего: Дзыба З.И.

судей: Апаева М.Д., Болатчиевой А.А.

при секретаре Узденовой З.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Тохчуковой Ф.М. на решение Черкесского городского суда от 2 июня 2010 г. и дополнительное решение того же суда от 20 августа 2010 г. по гражданскому делу по заявлению Тохчуковой Ф.М. об оспаривании действий Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования города Черкесска по вопросу предоставления земельного участка.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., объяснения Тохчуковой Ф.М. и ее представителя Марданова А.М-о., поддержавших доводы жалоб, возражения представителя Мэрии МО г. Черкесска Кремень М.И. и представителя Минимущества КЧР Беден Р.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Тохчукова Ф.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Минимущества КЧР и Мэрии МО г.Черкесска по выделению ей земельного участка, просила: обязать Минимущество КЧР выделить ей в пользование на правах аренды земельный участок для установки павильона согласно её заявления; признать незаконным отказ Мэрии МО г.Черкесска в предоставлении ей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и обязать Мэрию выдать ей утвержденную схему расположения земельного участка согласно заявлению, взыскать с Минимущества КЧР и Мэрии МО г. Черкесска с учетом равной доли их ответственности в счет причиненного ей морального вреда <...> рублей.

Свои требования обосновала тем, что 15.02.2010 года обратилась с заявлением в Минимушество КЧР о выделении ей участка земли размером 8х3 кв.м. на правах аренды с последующей установкой павильона с целью осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории, прилегающей к МРЭО УГИБДД МВД КЧР. До настоящего времени её заявление по существу не рассмотрено. 26.02.2010 г. она обратилась в Мэрию МО г. Черкесска с заявлением о выдаче ей утвержденной схемы расположения земельного участка. Письмом от 25.03.2010 № 653 Мэрия МО отказала ей в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка, т.к. согласно ст. 34 п.4 ЗК РФ заявитель за свой счет обеспечивает кадастровые работы земельного участка. По мнению Тохчуковой Ф.М., действия Минимущества КЧР и Мэрии МО г. Черкесска являются незаконными, т.к. нарушают её право на получение земельного участка в аренду. Процедура выделения земельного участка определена ст. 34 ЗК РФ, однако ни Минимущество КЧР, ни Мэрия предусмотренные земельным законодательством действия не выполняют. Отказом и бездействием Минимущества КЧР и Мэрии МО г. Черкесска ей причинены физические и нравственные страдания, т.к. унижено её человеческое достоинство.

Решением Черкесского городского суда от 2 июня 2010 г. и дополнительным решением от 20 августа 2010 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационных жалобах Тохчуковой Ф.М. на решение суда и дополнительное решение суда ставится вопрос об их отмене ввиду того, что суд неправильно применил нормы материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.

Судом установлено, что 15.02.2010 года Тохчукова Р.М. обратилась с заявлением в Минимушество КЧР с просьбой выделить ей участок земли размером 8х3 кв.м. на правах аренды с последующей установкой павильона с целью осуществления обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на территории, прилегающей к МРЭО УГИБДД МВД КЧР, на пересечении ул. <...> и ул. <...>.

26.02.2010 г. Тохчукова Р.М. обратилась в Мэрию МО г. Черкесска с заявлением о выдаче ей утвержденной схемы расположения земельного участка.

Письмом за № 698-04\1 от 12.03.2010 г. Минимущество КЧР поручило Мэрии МО г. Черкесска в порядке ст. 34 ЗК РФ обеспечить изготовление схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте испрашиваемого Тохчуковой Ф.М. земельного участка.

Письмом от 25.03.2010 № 653 Мэрия отказала Тохчуковой Ф.М. в выдаче утвержденной схемы расположения земельного участка, т.к. согласно ст. 34 п.4 ЗК РФ заявитель за свой счет обеспечивает кадастровые работы земельного участка.

Заявитель обжаловала действия как Мэрии, так и Минимущества КЧР в суд. Рассмотрев заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об их необоснованности.

Довод кассационной жалобы о том, что при рассмотрении возникшего спора судом неправильно применены нормы материального права, подтверждения не нашел.

В соответствии с п. 2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ.

Согласно Федерального закона от 25 октября 2001 года К 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Закона КЧР от 09.12.2003 № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» гласит, что республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, находящимися в государственной собственности республики, в пределах полномочий, установленных Правительством КЧР, распоряжается земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска.

Из изложенного следует, что земельными участками в муниципальном образовании города Черкесска, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжается Министерство имущественных и земельных отношений КЧР (Минимущество КЧР).

Согласно п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

В соответствии с п.2 ст.16 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии законом для осуществления такого учета документов. Федеральным законом от 18.06.01 №78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено обязательное проведение землеустроительных работ в случаях установления границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты объекта землеустройства. На основании проведенных землеустроительных работ формируется землеустроительное дело.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

На основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 2003 года № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» на территории города Черкеска существует порядок предоставления гражданам земельных участков, согласно которому гражданин, имеющий намерение получить земельный участок в аренду, обращается с соответствующим заявлением в Минимущество КЧР, которое принимает решение о предоставлении гражданину в аренду земельного участка. Однако для принятия такого решения в Минимущество КЧР необходимо представить утверждённую Мэрией города Черкесска схему расположения земельного участка на кадастровом плане земельного участка. Однако Мэрия города Черкесска не занимается разработкой кадастрового плана земельных участков.

Суд первой инстанции, отказывая в требовании заявителя о признании действий органов недействительными, правильно указал,что на Мэрию не возложена обязанность разработки кадастрового плана земельных участков, т.к. эти функции возложены на иной государственный орган - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Утвердить схему расположения земельного участка без кадастрового плана земельного участка Мэрия МО г.Черкесска не может.

Проанализировав представленные участниками процесса доказательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что для утверждения схемы расположения земельного участка Мэрия г.Черкесска должна была располагать сведениями о зонировании, о категории испрашиваемого заявителем земельного участка, об отнесении этого участка к той или иной категории. Однако эти сведения невозможно установить без кадастрового плана земельного участка.

Доводы кассационных жалоб Тохчуковой о том, что действия Минимущества КЧР и Мэрии противоречат требованиям ст. 34 ЗК РФ, определяющей порядок предоставления гражданам земельных участков, основаны на неправильном толковании указанной нормы права.

В соответствии с п.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставленииваренду земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Из указанного положения следует, что представление кадастрового паспорта земельного участка является обязательным условием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении заявителю земельного участка.

Заявлением от 15 февраля 2010 года Тохчукова Ф.М. обратилась в Минимущество КЧР с просьбой выделить ей участок земли. Данное заявление с письмом Минимущества КЧР от 12 марта 2010 года № 698-04/1 было направлено в Мэрию г.Черкесска с просьбой обеспечить изготовление схемы расположения на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 24 кв.м в г.Черкесске, с восточной стороны МРЭО УГИБДД МВД КЧР.

Заявлением от 16 февраля 2010 года, поступившим в Мэрию г.Черкесска 26 февраля 2010 года, Тохчукова Ф.М. обратилась в Мэрию г.Черкесска с просьбой выдать ей утверждённую схему расположения земельного участка на кадастровом плане. В ответ на это заявление письмом от 25 марта 2010 года Мэрия г.Черкесска уведомила Тохчукову Ф.М. о том, что для выдачи утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по ул.<...> - ул.<...> ей необходимо обеспечить за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Данный ответ является правомерным, поскольку его содержание основано на буквальном толковании положений, содержащихся в п.4 ст.34 ЗК РФ. Приложенная Тохчуковой Ф.М. к заявлению от 16 февраля 2010 года собственноручно составленная «схема расположения киоска» не является кадастровым планом земельного участка, и не может заменить собой этот план. Заявитель не выполнила возложенную на неё законом (п.4 и п.5 ст.34 ЗК РФ) обязанность и не представила в Мэрию г.Черкесска кадастровый план земельного участка.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия (бездействие) Мэрии г.Черкесска в вопросе выдачи заявителю утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане нельзя признать незаконными. Как следствие, не подлежат удовлетворению и остальные требования заявителя к Мэрии г.Черкесска.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что без утверждённой Мэрией г.Черкесска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и без кадастрового паспорта Минимущество КЧР не имело возможности предоставить заявителю в аренду земельный участок, в связи с чем отсутствуют основания к признанию действий Минимущества КЧР незаконными.

Довод дополнительной кассационной жалобы о том, что бездействием Мэрии МО г. Черкесска и Минимущества КЧР Тохчуковой Ф.М. причинен моральный вред, не основан на допустимых доказательствах.

Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационных жалоб.

Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда от 2 июня 2010 года, дополнительное решение Черкесского городского суда от 20 августа 2010 года - оставить без изменения, а кассационные жалобы Тохчуковой Ф.М. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи