гражданское дело по кассационной жалобе Мэра г. Черкесска Коротченко П.В. на решение Черкесского городского суда от 04 мая 2010 года по иску Салпагарова У.К. к Мэрии муниципального образования города Черкесска об отмене изданных представител



Судья Шишкин И.В. Дело № 33-433/10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 30 июня 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Чепурова В.В.,

при секретаре: Джирикове А.Х.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мэра г. Черкесска Коротченко П.В. на решение Черкесского городского суда от 04 мая 2010 года по иску Салпагарова У.К. к Мэрии муниципального образования города Черкесска об отмене изданных представителем нанимателя актов и распоряжений, препятствующих своевременному исполнению решений суда, вступивших в законную силу, признании жертвой дискриминации в сфере трудовых отношений, взыскании невыплаченной суммы, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда, к Черкесскому городскому отделу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Карачаево-Черкесской Республике о признании постановлений об окончании исполнительного производства незаконными, об отмене постановлений судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя возобновить исполнительное производство.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Чепурова В.В., выслушав объяснения представителей ответчика Мэрии муниципального образования города Черкесска - Вальшаковой Н.В. и Югай И.Н., в поддержку доводов кассационной жалобы, объяснения представителя истца Салпагарова У.К. - Тамбиеву Н.М.., поддержавшую доводы, изложенные в возражениях и просившую решение суда оставить без изменения, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Салпагаров У.К. обратился в Черкесский городской суд с иском к Мэрии муниципального образования города Черкесска об отмене изданных представителем нанимателя актов и распоряжений, препятствующих своевременному исполнению решений суда, вступивших в законную силу, признании жертвой дискриминации в сфере трудовых отношений, взыскании невыплаченной суммы, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда, к Черкесскому городскому отделу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Карачаево-Черкесской Республике о признании постановлений об окончании исполнительного производства незаконными, об отмене постановлений судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя возобновить исполнительное производство. Свои требования мотивировал тем, что работал в мэрии муниципального объединения города Черкесска в должности заместителя мэра. Распоряжением Мэрии от 11 января 2007 года № 7-р «Об увольнении Салпагарова У.К.» 11 января 2007 года он был незаконно уволен за однократное грубое нарушение дисциплины, без факта нарушения им трудовой дисциплины. Решением Черкесского городского суда от 26 июня 2007 года он был восстановлен на работе, однако до 08.07.2009 года ответчиком не исполнялось решение суда, и он был лишен возможности трудиться. 08.07.2009 года распоряжением и.о. мэра г. Черкесска, во исполнение решения Черкесского городского суда от 26 июня 2007 года, он был восстановлен на работе в прежней должности, однако распоряжением и.о. мэра г. Черкесска № 415-р от 17.07.2009 года он был уволен с работы по п. 14 ст. 81 ТК РФ в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым Федеральным Законом № 25-ФЗ от 02.03.2007 года и Законом КЧР № 75-РЗ от 15.11.2007 года. В период с 15 по 17 июля 2009 года представителем нанимателя приняты незаконные акты и распоряжения, предприняты незаконные действия по запрещению ему допуска и доступа к прежней работе и выполнению прежних должностных обязанностей. Таким образом, ему нанесены дополнительные убытки, ущерб и моральный вред, которые подлежат возмещению.

В последствии истец Салпагаров У.К. неоднократно дополнял свои исковые требования и в окончательной редакции искового заявления (с соблюдением стиля изложения и орфографии) просил:

-Признать незаконным Распоряжение Мэрии МО г. Черкесска от 10.07.2009 № 395-р «О вынужденном простое»;

-Признать незаконным Распоряжение Мэрии МО г.Черкесска №396~р от 10.07.2009 «Об оплате времени простоя Салпагарову У.К.»;

-Признать незаконным Распоряжение Мэрии МО г. Черкесска № 415-р от 17 июля 2009 «О расторжении трудового договора с муниципальным служащим от 15 июля 2009 и увольнении Салпагарова У.К.»;

-Признать незаконным состоявшееся 17.07.2009 увольнение по п. 14 ст. 81 ТК РФ.

Признать неисполненным, недействительным и не повлекшим правовых последствий Распоряжение мэрии Мо г. Черкесска № 411-р от 16.07.2009 «О внесении дополнения в распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 08.07.2009 № 386-р «О Салпагарове У.К.»;

-Признать, что в период с 15 по 17 июля 2009 года фактически Салпагаров У.К. не был допущен к исполнению прежних обязанностей;

-Признать, что Салпагаров У.К. стал жертвой дискриминации в сфере трудовых отношений;

-Признать период с 26.06.2007 по настоящее время периодом вынужденного прогула и обязать ответчика -мэрию МО г.Черкесска оплатить его за период с 16.07.2009 по настоящее время, исходя из среднего заработка, установленного судебным решением от 20.07.2009;

-Отменить как необоснованные, незаконные Постановление об окончании исполнительного производства № 802/28225/613/28/2007 от 20 июля 2009 и Постановление об окончании исполнительного производства №81727 1872/132007 от 20 июля 2009, и обязать судебного пристава исполнителя возобновить исполнительное производство по ним и обеспечить фактическое и реальное исполнение решений суда в точном соответствии с решением суда от 26.06.2007;

-В порядке исполнения решения суда от 26.07.2007 года о признании увольнения незаконным обязать представителя нанимателя выдать новую трудовую книжку без указания порочащих трудовую репутацию записей и восстановить все права муниципального служащего, нарушенные незаконным увольнением и длящимся лишением законной возможности трудиться, правильно отразить трудовую деятельность и стаж работы;

- Взыскать с ответчика Мэрии МО г. Черкесска, пользу <данные изъяты>. <данные изъяты> коп., в том числе <данные изъяты>., как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму единовременных выплат; <данные изъяты>., как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму материальной помощи; <данные изъяты>. <данные изъяты> коп, как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму за 85 дней оплачиваемого ежегодного отпуска;

-Кроме того, взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и его представитель иск поддержали и просили удовлетворить его в полном объеме.

Представители ответчика в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признали и просили в удовлетворении требований истцу отказать.

Решением Черкесского городского суда от 04 мая 2010 года постановлено:

Иск Салпагарова У.К. к Мэрии муниципального образования города Черкесска об отмене изданных представителем нанимателя актов и распоряжений, препятствующих своевременному исполнению решений суда, вступивших в законную силу, признании жертвой дискриминации в сфере трудовых отношений, взыскании невыплаченной суммы, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда, к Черкесскому городскому отделу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Карачаево-Черкесской Республике о признании постановлений об окончании исполнительного производства незаконными, об отмене постановлений судебного пристава-исполнителя, возложении обязанности на судебного пристава-исполнителя возобновить исполнительное производство удовлетворить в части.

Признать распоряжение Мэрии муниципального образования города Черкесска от 10 июля 2009 года № 395-р «О вынужденном простое» незаконным.

Признать распоряжение Мэрии муниципального образования города Черкесска №396-р от 10 июля 2009 года «Об оплате времени простоя Салпагарову У.К.» незаконным.

Признать распоряжение Мэрии МО г. Черкесска № 415-р от 17 июля 2009 «О расторжении трудового договора с муниципальным служащим от 15 июля 2009 и увольнении Салпагарова У.К.» незаконным.

Признать увольнение Салпагарова У.К. по пункту 14 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным.

Восстановить Салпагарова У.К. с 17 июля 2009 года в ранее занимаемой должности заместителя руководителя (мэра) мэрии муниципального образования города Черкесска.

В части восстановления Салпагарова У.К. с 17 июля 2009 года в ранее занимаемой должности заместителя руководителя (мэра) мэрии муниципального образования города Черкесска решение подлежит немедленному исполнению.

Признать период с 17 июля 2009 года по 04 мая 2010 года периодом вынужденного прогула.

Обязать Мэрию муниципального образования города Черкесска оплатить Салпагарову У.К. заработную плату за период вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.

Взыскать с Мэрии муниципального образования города Черкесска в пользу Салпагарова У.К. компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В части требований, а именно: Признать неисполненным, недействительным и не повлекшим правовых последствий Распоряжение мэрии МО г. Черкесска № 411-р от 16.07.2009 «О внесении дополнения в распоряжение мэрии муниципального образования г. Черкесска от 08.07.2009 №386-р «О Салпагарове У.К.»; Признать, что в период с 15 по 17 июля 2009 года фактически Салпагаров У.К. не был допущен к исполнению прежних обязанностей; признать, что Салпагаров У.К. стал жертвой дискриминации в сфере трудовых отношений, в порядке исполнения решения суда от 26.07.2007 года о признании увольнения незаконным, обязать представителя нанимателя выдать новую трудовую книжку без указания порочащих трудовую репутацию записей и восстановить все права муниципального служащего, нарушенные незаконным увольнением и длящимся лишением законной возможности трудиться, правильно отразить трудовую деятельность и стаж работы; Отменить как необоснованные, незаконные Постановление об окончании исполнительного производства № 802/28225/613/28/2007 от 20 июля 2009 и Постановление об окончании исполнительного производства №81121\872/132007 от 20 июля 2009, и обязать судебного пристава исполнителя возобновить исполнительное производство по ним и обеспечить фактическое и реальное исполнение решений суда в точном соответствии с решением суда от 26.06.2007; Взыскать с ответчика Мэрии МО г. Черкесска, пользу <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., втом <данные изъяты> руб., как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму единовременных выплат; <данные изъяты>., как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму материальной помощи; <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп, как невыплаченную вследствие нарушения равенства прав и дискриминации сумму за 85 дней оплачиваемого ежегодного отпуска-отказать.

В кассационной жалобе мэр г. Черкесска Коротченко П.В. просит отменить решение суда в части удовлетворения исковых требований Салпагарова У.К. и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, которым полностью отказать Салпагарову У.К. в удовлетворении заявленных исковых требований. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.

В своих возражениях представитель истца - Тамбиева Н.М. ставит вопрос об оставлении решения без изменения, а кассационной жалобы без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено в судебном заседании, подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами 19 сентября 2005 года Салпагаров У.К. был принят на должность заместителя руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска. 11 января 2007 года Салпагаров У.К. был уволен по п. 10 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ).

Решением Черкесского городского суда от 26.06.2007 года Салпагаров У.К. был восстановлен на прежней работе в должности заместителя руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска с 11.01.2007 года. Период с 11.01.2007 года по 26.06.2007 года был признан судом периодом вынужденного прогула.

Распоряжением и.о. руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 386-р от 08.07.2009 года, во исполнение решения Черкесского городского суда от 26.06.2007 года, распоряжение Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 7-р от 11.01.2007 года «Об увольнении Салпагарова У.К.» отменено и Салпагаров У.К. восстановлен в должности заместителя руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска с 11.01.2007 года.

Распоряжением и.о. руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 386-р от 08.07.2009 года Салпагаров У.К. допущен к исполнению прежних трудовых обязанностей, возложенных на него до момента увольнения (до 11.01.2007 года).

Распоряжением и.о. руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 415-р от 17.07.2009 года Салпагаров У.К., заместитель руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска, 17.07.2009 года уволен по п. 14 части первой ст. 81 ТК РФ (в связи с несоответствием квалификационным требованиям, предъявляемым Федеральным Законом от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», Законом КЧР от 15.11.2007 года № 75-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в КЧР» к должности заместителя руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска, относящейся к высшей группе должностей муниципальной службы).

В соответствии с п. 14 ч.1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Принимая решение о восстановлении Салпагарова У.К. на работе, суд пришел к выводу, что поскольку работодатель выявил несоответствие Салпагарова У.К. квалификационным требованиям, предъявленным Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Карачаево-Черкесской Республики «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике», то Салпагаров У.К. должен был быть уволен по результатам аттестации на предмет его несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации.

Судебная коллегия соглашается с доводом, изложенным в кассационной жалобе, о том, что вышеуказанный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании и применении норм материального права, суд ошибочно применил аналогию со ст. 81 п. 3 ТК РФ - расторжение трудового договора в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

Статьей 81 ТК РФ предусмотрен общий перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя. Пункт 14 ст. 81 ТК РФ содержит специальные основания расторжения трудового договора, относящиеся к определенным категориям работникам, а именно в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что поскольку увольнение Салпагарова У.К. было произведено с грубыми нарушениями действующего законодательства, решение о восстановлении истца на работе судом первой инстанции принято верно по следующим основаниям.

Принимая решение об увольнении истца по п. 14 ч.1 ст. 81 ТК РФ, в своем распоряжении № 415-р от 17.07.2009 года ответчик указал, что Салпагаров У.К. несоответствует квалификационным требованиям, предъявленным Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Карачаево-Черкесской Республики «О некоторых вопросах муниципальной службы в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в КЧР, утвержденном Законом КЧР № 29-РЗ от 23.06.2008 года «О реестре должностей муниципальной службы в КЧР» должность заместителя руководителя мэрии муниципального образования относится к высшей группе должностей муниципальной службы в исполнительно-распорядительных органах местного самоуправления.

Согласно п.1 ч. 5 ст. 5 Закона КЧР № 75-РЗ от 15.11.2007 года «О некоторых вопросах муниципальной службы в КЧР» для замещения должностей муниципальной службы высшей группы к стажу муниципальной службы или стажу (опыту) работы по специальности для муниципальных служащих устанавливаются не менее четырех лет стажа муниципальной службы или не менее пяти лет стажа работы по специальности.

Однако данная норма закона неприменима к трудовым правоотношениям, возникшим между истцом и ответчиком по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона КЧР № 75-РЗ от 15.11.2007 года «О некоторых вопросах муниципальной службы в КЧР» настоящий Закон вступает в силу со дня официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 июня 2007 года.

Согласно ст. 38 Федерального закона № 25-ФЗ от 02.03.2007 года «О муниципальной службе в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 июня 2007 года.

В силу ч.3 ст. 12 ТК РФ закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ч.4 ст. 12 ТК РФ действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В соответствии с ч.5 ст. 12 ТК РФ в отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В силу с ч.2 ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Как указано выше Салпагаров У.К. был принят на должность заместителя руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска 19 сентября 2005 года, то есть до введения в действие Закона КЧР № 75-РЗ от 15.11.2007 года «О некоторых вопросах муниципальной службы в КЧР», а именно до 01.06.2007 года, а также до введения в действие Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ», а именно до 01.06.2007 года, а следовательно данные нормы закона применены ответчиком при увольнении истца в нарушение действующего законодательства.

Действовавшим на тот период Законом КЧР № 373-ХХХII от 06.01.1998 года «О муниципальной службе в КЧР» для замещения по высшим муниципальным должностям квалификационных требований к стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности не предъявлялось.

По изложенным выше основаниям, с учетом указанных норм действующего трудового законодательства и изложенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, судебная коллегия полагает, что увольнение Салпагарова У.К. было произведено ответчиком с нарушением закона, а следовательно суд первой инстанции верно признал незаконным распоряжение и.о. руководителя Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 415-р от 17.07.2009 года «О расторжении трудового договора с муниципальным служащим от 15.07.2009 года и увольнении Салпагарова У.К.» и правомерно восстановил истца в ранее занимаемой должности заместителя руководителя (мэра) мэрии муниципального образования г. Черкесска.

По указанным основаниям доводы кассационной жалобы о том, что Салпагаров У.К. не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым действующим федеральным и республиканским законодательством к муниципальному служащему судебной коллегией признаются несостоятельными.

Не принимаются судебной коллегией во внимание и доводы кассационной жалобы о том, что судом оставлены без должной оценки имеющиеся в деле протесты прокуратуры КЧР, касающиеся принятия на работу и перевода на другую работу муниципальных служащих, в нарушение Закона КЧР № 75-РЗ от 15.11.2007 года и Федерального Закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ, поскольку указанные протесты принесены прокурором КЧР в отношении тех работников, которые были приняты на работу в 2008 году, то есть в период действия указанного федерального и регионального законодательства.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о незаконном увольнении Салпагарова У.К. правилен, а следовательно судом верно принято решение о восстановлении истца на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

Прочие доводы кассационной жалобы и возражений на кассационную жалобу сводятся к иному, неправильному толкованию норм федерального законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами ст.ст. 56, 67 ГПК РФ, а поэтому не могут служить поводом к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Поскольку выводы суда первой инстанции о незаконном увольнении Салпагарова У.К. соответствуют установленным судом кассационной инстанции обстоятельствам дела, не противоречат подлежащим применению нормам материального права, оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Черкесского городского суда от 04 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии муниципального образования г. Черкесска - без удовлетворения.