Судья Тамбиев А.С. Дело № 33-463/2010
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Черкесск 21 июля 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Чепурова В.В., Будыка М.Д.,
при секретаре Хуновой М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июля 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Бердиева А.Х., Бердиевой А.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бердиевой А.А. и Бердиева А.А. к администрации Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской республики о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья на территории Малокарачаевского района в результате дождей с градом, селевых потоков, сильного ветра, произошедших 28-30 июня 2007 года, для получения жилищного сертификата с целью последующего приобретения жилья
по кассационной жалобе представителя истцов на решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 08 июня 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бердиев А.Х., Бердиева А.М., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Бердиевой А.А. и Бердиева А.А., обратились в суд с иском к администрации Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской республики о включении в дополнительный список граждан, лишившихся жилья на территории Малокарачаевского района в результате дождей с градом, селевых потоков, сильного ветра, произошедших 28-30 июня 2007 года, для получения жилищного сертификата с целью последующего приобретения жилья. В обоснование своих требований указали, что они были зарегистрированы и проживали в жилом доме по ул.<адрес> до чрезвычайной ситуации, имевшей место 28-30 июня 2007 года. Дом, в котором они проживали по указанному адресу, в результате этой чрезвычайной ситуации (стихийного бедствия) был признан пострадавшим и непригодным для проживания. Получателем государственного жилищного сертификата был определен собственник жилого дома - А. Истцы в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, включены не были. В связи с чем просят суд обязать администрацию Малокарачаевского района КЧР включить их в дополнительный список граждан, лишившихся жилья на территории Малокарачаевского района в результате стихийного бедствия.
В судебное заседание истцы не явились, представитель истцов Ахтауов С.П. заявленные требования поддержал, просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Малокарачаевского районного суда КЧР от 08 июня 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе представитель истцов просит решение суда отменить, полагая его незаконным. В обоснование жалобы в частности указывает, что решение суда вынесено без учета фактических обстоятельств дела; представить суду документы, подтверждающие первоначальное обращение в администрацию района с документами для включения в сводный список семей, лишившихся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, не представляется возможным; суд не учел, что факт регистрации по одному и тому же адресу одновременно нескольких лиц не противоречит закону.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.2 ст.362 ГПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что с 28 по 30 июня 2007 года на территории сел Малокарачаевского муниципального района, в том числе на территории с.Терезе, в результате чрезвычайной ситуации в виде дождя, сопровождавшегося градом, сильным шквалистым ветром, произошло подтопление и повреждение жилых домов, принадлежащих гражданам. В связи с этим, на территории Малокарачаевского района проводилась определенная работа по установлению, учету, регистрации жилых домов, граждан и семей, лишившихся жилья, в целях обеспечения последующего получения ими в установленном порядке государственных жилищных сертификатов взамен утраченного жилья. В результате проведенной работы на основании представленных администрациями сельских поселений и межведомственной комиссией материалов, Постановлением Главы Малокарачаевского муниципального района № от <дата> были утверждены сводный реестр жилых домов, разрушенных в результате сильных дождей, града, сопровождавшихся сильным шквалистым ветром, с 28 по 30 июня 2007 года в с.Терезе, с.Кичи Балык, Кызыл Покун, Красный Восток, а также сводный список семей граждан, лишившихся жилья в результате указанной чрезвычайной ситуации(л.д.67-69).
Из указанного Постановления следует, что в результате чрезвычайной ситуации был разрушен и жилой дом по ул.<адрес>. В сводном списке семей, лишившихся жилья, по указанному адресу значится семья А., состоящая из семи человек: сам А., как собственник дома, его сын - С., дочь - В., внук - Г., дочь - Д., зять - К., внук - Л. (л.д.68).
Истцы обратились в суд, поскольку, по их утверждению, они были зарегистрированы и проживали в пострадавшем домовладении, расположенном в <адрес> на момент чрезвычайной ситуации. Истцы обратились в администрацию Малокарачаевского муниципального района с заявлением о включении в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, однако 18.02.2010 года им было отказано во включении в указанный список в связи с тем, что ими своевременно не были представлены документы, подтверждающие факт регистрации и проживания в пострадавшем домовладении.
Правоотношения по оказанию помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" и другими нормативными актами.
Согласно пункту 1 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
В соответствии с абз. 2 п.2 этого же Постановления государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
10 июля 1995 года во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 N561 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации был разработан и утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (далее - Порядок).
Согласно п.п.2,3 указанного Порядка в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (п.4 Порядка).
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000г. №810 «О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», действовавшим на момент рассматриваемых правоотношений, утверждены Правила выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Согласно указанных Правил, при недостаточности средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее одного месяца со дня возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда. В обращении должны быть указаны данные о количестве пострадавших людей, размере материального ущерба, размере выделенных и израсходованных на ликвидацию чрезвычайной ситуации средств организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти, страховых фондов и иных источников, а также о наличии у них резервов материальных и финансовых ресурсов.
Таким образом, в связи с необходимостью указания в обращении данной информации в месячный срок, срок для включения в списки семей граждан, лишившихся жилья, также ограничен.
Для включения граждан в списки на получение жилищных сертификатов необходимо установление факта утраты жилого помещения, факта постоянного проживания в данном жилом помещении на момент стихийного бедствия и факта регистрации в данном жилом помещении. О наличии указанных фактов уполномоченные органы должны быть поставлены в известность при составлении списков граждан, имеющих право на получение жилищных сертификатов.
Как видно из материалов дела, истцами не представлено суду доказательств, подтверждающих своевременное обращение их в 2007 году с заявлением о включении в списки семей граждан, лишившихся жилья в результате ливневых дождей 28-30 июня 2007 года на территории Малокарачаевского района. Доводы кассационной жалобы о том, что представить суду такие доказательства не представляется возможным, т.к. «все документы были отправлены в г.Москву в соответствующие министерства» является неубедительным. В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств. Таковых ходатайств истцами либо их представителем суду не заявлялось.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что предоставленные суду доказательства в подтверждение права истцов на включение в указанные списки неубедительны, поскольку они не подтверждают факта их проживания на момент стихийного бедствия в жилом доме по ул.<адрес>
Как видно из материалов дела, а именно из домовой книги (л.д.13-18), в пострадавшем доме до стихийного бедствия были зарегистрированы лишь 4 человека (собственник А., его жена М., дочь Д. и сын П.). Необходимость, целесообразность и объективная причина производства регистрации в домовладении по ул.<адрес>, общей площадью <...> кв.м. в один период, а именно с 21 февраля 2006 года, ещё девяти человек, в т.ч. истцов, представителем истцов в судебном заседании каким-либо образом обоснована не была, каких-либо доводов по этим обстоятельствам суду не представлено.
По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что возможность одновременного проживания в доме общей площадью 71,3 кв.м. членов трех семей, составляющих в общей сложности 15 человек(что видно из той же домовой книги), вызывает сомнения, при том, что никаких доводов и доказательств в подтверждение таковой возможности суду не представлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, представленные суду документы, а именно копия домовой книги (л.д.13-18), выписка из похозяйственной книги (л.д.12), справка администрации Терезинского сельского поселения(л.д.23), справки участкового уполномоченного милиции ОВД по Малокарачаевскому району Б.(л.д.21,22) не могут расцениваться как достаточные и достоверные доказательства фактического проживания истцов в пострадавшем от стихии доме. Указанные доказательства не отвечают требованиям допустимости и достоверности, поскольку содержат сведения, противоречащие друг другу, а часть из них выдана неуполномоченными лицами.
Так, согласно домовой книге на момент чрезвычайной ситуации в доме по ул.<адрес> в числе прочих были зарегистрированы и проживали М., Т.. Как установлено судом первой инстанции М. являлась женой собственника дома, а Т. - братом истца Бердиева А.Х.
Однако данные лица (М. и Т.) не указаны в выписке из похозяйственной книги (л.д.12) и справке администрации Терезинского сельского поселения(л.д.23).
Согласно выписке из похозяйственной книги (л.д.12) и справке администрации Терезинского сельского поселения(л.д.23), по состоянию на 20.06.2007 года в доме по ул.<адрес> в числе других лиц проживала Р., однако согласно домовой книге она была зарегистрирована в указанном доме только 31 июля 2009 года.
Кроме того, справка администрации Терезинского сельского поселения (л.д.23) подписана и выдана неуполномоченным лицом - главным специалистом администрации, тогда как в соответствии с действующим законодательством об организации местного самоуправления такие документы должны быть подписаны Главой органа местного самоуправления либо его заместителем.
Справки участкового уполномоченного милиции ОВД по Малокарачаевскому району Б.(л.д.21,22) не могут служить доказательством по данному делу в силу требований ст.60 ГПК РФ.
Таким образом, достоверных доказательств того, что истцы на момент чрезвычайной ситуации действительно фактически постоянно проживали в <адрес>, материалы дела не содержат. Также не имеется допустимых, в соответствии со ст.60 ГПК РФ, доказательств того, что истцы являются членами семьи собственника домовладения А. либо состоят с ним в родственных отношениях.
Не имеется в материалах дела и справки органов местного самоуправления, подтверждающей факт, что истцы лишились жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, представление которой для включения в списки является необходимым в соответствии с п.3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденного 10 июля 1995 года Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством строительства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Малокарачаевский районный суд пришел к правильному выводу о том, что законных оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит, что доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального или процессуального права. Юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.362 ГПК РФ, по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Малокарачаевского районного суда КЧР от 08 июня 2010 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя истцов Ахтауова С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Байрамукова И.Х.
Судьи: Чепуров В.В.
Будыка М.Д.