Судья Айбазова И.Ю. Дело №33-654/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Черкесск 13 октября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Чепурова В.В., Карасовой Н.Х.,
при секретаре Растове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Джанкозова С.М. к Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе о признании права на досрочную пенсию
по кассационной жалобе Государственного Учреждения - Отделения пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской республике на решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 08 сентября 2010 года, которым исковые требования Джанкозова С.М. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения истца Джанкозова С.М. и его представителя Байрамукова И.Х., действующего на основании доверенности № от <дата>., возражавших против доводов кассационной жалобы и просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Джанкозов С.М. обратился в суд с иском к Государственному Учреждению - Отделению пенсионного фонда РФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе (далее ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе) о признании права на досрочную пенсию. Свои требования истец обосновал тем, что в марте 2009 года он обратился в Управление ОПФР по КЧР в Усть-Джегутинском районе с заявлением о назначении ему пенсии согласно ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», предусматривающей право на досрочное назначение пенсии. При этом представил свою трудовую книжку, подтверждающую, что у него имеется необходимый для назначения пенсии специальный стаж. Однако ответчик Протоколом от 25.06.09 года отказал ему в назначении досрочной пенсии, сославшись на недостаточность специального стажа работы. После этого он был вынужден обратиться в ГУ-ОПФР по КЧР, где ему заявили, что отказ Управления по Усть-Джегутинскому муниципальному району неправомерен и предложили обратиться повторно. В марте 2010 года он вновь обратился к ответчику, однако согласно протоколу №20 от 04 мая 2010 года вновь получил отказ в назначении пенсии, поскольку, как указано в протоколе, его специальный стаж составил всего 11 лет 10 месяцев и 6 дней. Ответчик ему засчитал период работы с 01.01.1992 года по 03 августа 1995 года в качестве заведующего фельдшерским пунктом а.Койдан Усть-Джегутинского района, при этом вновь отказал во включении в льготный стаж периода работы с 25.11.1980года по 31.12.1991года в качестве заведующего фельдшерским пунктом а.Койдан Прикубанского района. В протоколе указано, что этот период его работы не соответствует утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781 Списку учреждений, поскольку название ФП (фельдшерский пункт) в Список не включено, а имеются в нем только ФАП (фельдшерско-акушерский пункт), а также ФЗП (фельдшерский здравпункт). С таким решением пенсионного органа истец не согласен, считает его незаконным, т.к. он осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, имеет необходимый стаж для назначения досрочной пенсии. Указание наименования учреждения в документах о его стаже как «фельдшерский пункт», а не фельдшерско-акушерский пункт или фельдшерский здравпункт, не может служить основанием к отказу в назначении пенсии, т.к. определяющее значение имеет не название учреждения, а факт осуществления лечебной деятельности. Просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления в Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе, обязать Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в специальный стаж его работы период с 25 ноября 1980 года по 03 августа 1995 года в качестве заведующего фельдшерским пунктом с.Койдан и назначить ему досрочную пенсию по старости, в связи с занятием лечебной деятельностью по охране здоровья населения с марта 2009 года, а также взыскать с ответчика судебные издержки.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, от части требований отказался, в результате чего просил суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента подачи заявления в Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе, т.е. с 10 марта 2009 года, обязать Управление ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе включить в специальный стаж его работы период с 25 ноября 1980 года по 31 декабря 1991 года в качестве заведующего фельдшерским пунктом с.Койдан и назначить ему досрочную пенсию по старости, в связи с занятием лечебной деятельностью по охране здоровья населения с 10 марта 2009 года.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ-ОПРФ по КЧР в Усть-Джегутинском районе Алексеенко Г.В. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель третьего лица - Прикубанской центральной районной больницы считал исковые требования законными и подлежащими удовлетворению.
Решением Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 08 сентября 2010 года исковые требования Джанкозова С.М. удовлетворены.
В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности вследствие нарушения судом норм материального права. В частности, ответчик ссылается на то, что судом неправильно истолкованы положения федерального законодательства, регламентирующие назначение досрочной пенсии; не учтено, что наименование учреждения "фельдшерский пункт" не предусмотрено Списком учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781;отсутствие документального подтверждения о переименовании фельдшерского пункта в фельдшерско-акушерский пункт или в фельдшерский здравпункт не дает права Джанкозову С.М. на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В письменных возражениях на кассационную жалобу истец Джанкозов С.М. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы жалобы несостоятельными.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч.2 ст.362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что Джанкозов С.М. осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в должностях среднего медицинского персонала. В частности Джанкозов С.М. работал выездным фельдшером в станции скорой помощи <адрес> с 01.08.1977 года по 10.11.1980 года; затем с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года работал заведующим фельдшерским пунктом - фельдшером а.Койдан Прикубанского района, при этом заработная плата согласно расчетно-платежным ведомостям начислялась в Койданском сельском совете. В указанных ведомостях за 1981 - 1985 годы указана должность «заведующий ФАП - Джанкозов С.М.»; в ведомостях за 1986 год указано - «фельдшер ФАП - Джанкозов С.М.»; в ведомостях за 1987 - 1991 годы - «фельдшер ФП - Джанкозов С.М.». С 01.01.1992 года по 03.08.1995 года - работал заведующим фельдшерским пунктом а.Койдан Усть-Джегутинского района(в связи с передачей а.Койдан из Прикубанского района в административное подчинение Усть-Джегутинского района). С 01.11.2001 года по настоящее время работает фельдшером амбулатории <...>(л.д.7-9,58-61,120-126). В марте 2009 года Джанкозов С.М. впервые обратился в пенсионный орган по Усть-Джегутинскому району, для назначения ему досрочной пенсии, однако Протоколом № 30 от 25.06.09 года ему было отказано, в связи с тем, что не выработан полный льготный стаж(л.д.10). По его обращению в ГУ ОПФР по КЧР длительное время проводилась проверка, после чего он повторно обратился в пенсионный орган по Усть-Джегутинскому району, где на основании протокола №20 от 04 мая 2010 года(полученного истцом 09.06.2010 года) ему было вновь отказано в назначении льготной пенсии в связи с тем, что наименование учреждения "Фельдшерский пункт" не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781; документального подтверждения о переименовании ФП(фельдшерского пункта) в ФАП(фельдшерско-акушерский пункт) или в ФЗП(фельдшерский здравпункт) не имеется (л.д.11).
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Такой Список, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Федерального Закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждены в частности Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781(далее по тексту - Список, Правила).
Разрешая дело по существу, суд первой инстанции правильно указал на необоснованность отказа Джанкозову С.М. в досрочном назначении пенсии, поскольку истец осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и имеет необходимый для назначения досрочной пенсии специальный стаж.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку эти выводы соответствуют обстоятельствам дела, которые правильно установлены судом, основаны на исследованных в суде доказательствах и сделаны с правильным применением норм действующего законодательства.
Так, отказывая Джанкозову С.М. в досрочном назначении трудовой пенсии, ответчик сослался на то, что наименование учреждения "фельдшерский пункт" не предусмотрено вышеуказанным Списком, а сведений о переименовании фельдшерского пункта, в котором истец работал с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года, в ФАП(фельдшерско-акушерский пункт) или в ФЗП(фельдшерский здравпункт) не имеется(л.д.10,11).
Между тем, судом первой инстанции установлено и не оспаривалось ответчиком, что
Джанкозов С.М. в период с 01.08.1977 года по 10.11.1980 года; с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года, с 01.01.1992 года по 03.08.1995 года, с 01.11.2001 года по день обращения за назначением пенсиифактически исполнял работу фельдшера, то есть осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
При этом выполняемые Джанкозовым С.М. функции, характер, специфика и условия осуществляемой им работы в период с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года в фельдшерском пункте а.Койдан и с 01.01.1992 года по 03.08.1995 года в фельдшерско-акушерском пункте а.Койдан, от наименования учреждения не зависели и в связи с наименованием учреждения не изменялись. Эти обстоятельства ответчиком не оспаривались, и в судебном заседании опровергнуты не были.
То, что «фельдшерский пункт» а.Койдан, где Джанкозов С.М. работал в период с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года, и «фельдшерско-акушерский пункт» а.Койдан, где Джанкозов С.М. работал с 01.01.1992 года по 03.08.1995 года это фактически одно и то же лечебное учреждение следует и из исследованных в судебном заседании расчетно-платежных ведомостей за 1981-1985,1986,1987-1991 годы, в которых должность Джанкозова С.М. указывалась соответственно как «заведующий ФАП», «фельдшер ФАП»,«фельдшер ФП», а также из штатного расписания по ФАП Усть-Джегутинского района за 1992-1995годы(л.д.58-61).
Согласно п.3 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N781, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. При этом, наличие в наименовании указанных в Списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства и имеющиеся в деле доказательства, в частности, выполняемые истцом функциональные обязанности по занимаемым должностям фельдшера, заведующего фельдшерским пунктом, характер деятельности, условия работы, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, в которых он работал, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у Джанкозова С.М. права на досрочное назначение пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы кассационной жалобы о том, что судом необоснованно включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии Джанкозову С.М., период его работы с 25.11.1980г. по 31.12.1991г. в фельдшерском пункте а.Койдан в качестве заведующего фельдшерским пунктом - фельдшера, не могут служить поводом к отмене обжалуемого судебного решения как по вышеизложенным основаниям, так и в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела и кассационной жалобы ответчика основанием для отказа во включении периода работы истца с 25.11.1980г. по 31.12.1991г. в должности заведующего фельдшерским пунктом - фельдшера в стаж для досрочного назначения пенсии являлось то обстоятельство, что действующий в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, не предусматривает такого наименования учреждения как «фельдшерский пункт», а сведений о переименовании «фельдшерского пункта», в котором работал истец, в «фельдшерско-акушерский пункт» или «фельдшерский здравпункт»(которые указаны в Списке) не имеется.
Между тем, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период осуществления Джанкозовым С.М. деятельности заведующего фельдшерским пунктом - фельдшера в фельдшерском пункте а.Койдан (с 25.11.1980г. по 31.12.1991г.) действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, которым предусмотрена должность фельдшера в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе - в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах. Указанное Постановление утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N953.
Кроме того, работа истца, осуществляемая до 1 ноября 1999 года, подлежала зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, также в порядке, установленном п.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066, предусматривающим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Исходя из положений вышеназванных нормативных правовых актов, в стаж работы для досрочного назначения пенсии подлежит включению все время работы истца в спорный период(с 25.11.1980г. по 31.12.1991г.).
Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о необходимости включения в льготный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периода работы истца с 25 ноября 1980г. по 31 декабря 1991г. в фельдшерском пункте а.Койдан является правильным, а доводы жалобы в этой части не могут быть признаны основанием для отмены состоявшегося судебного постановления.
Кроме того, при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
Так, до 1 ноября 1999 года стаж медицинской работы в сельской местности исчислялся в льготном порядке: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца, независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464).
После 1 ноября 1999 года в силу пункта 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N1066 льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников как один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца, могло применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности (поселке городского типа).
Аналогичный порядок подсчета специального стажа работы применяется и к тем медицинским работникам, которым такой стаж определяется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Учитывая вышеприведенные правовые нормы, стаж работы истца за периоды с 25.11.1980 года по 31.12.1991 года, с 01.01.1992 года по 03.08.1995 года, с 01.11.2001 года по день обращения за пенсией, подлежит исчислению в льготном порядке: один год работы должен засчитываться за один год и 3 месяца, а стаж работы за период с 01.08.1977 года по 10.11.1980 года должен засчитываться как один год работы за один год.Соответственно специальный стаж работы истца,осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составляет более 30 лет и он имеет право на досрочное назначение пенсии по п.п.20 п.1 ст.27 Федерального Закона"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии со ст.19 этого же Федерального Закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Поскольку в судебном заседании было установлено, что истец обратился за пенсией 10 марта 2009г., представив для этого необходимые документы, но пенсия не была ему назначена вследствие необоснованных действий пенсионного органа, то суд первой инстанции правильно определил дату, с которой ответчик обязан назначить Джанкозову С.М. пенсию.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам кассационной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Джегутинского районного суда КЧР от 08 сентября 2010 годаоставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного Учреждения - Отделения пенсионного фонда РФ по КЧР - без удовлетворения.
Председательствующий Байрамукова И.Х.
Судьи: Чепуров В.В.
Карасова Н.Х.