Гражданское дело по иску прокурора г. Черкесска к Мэрии муниципального образования г. Черкесска об обязании принятия мер, направленных на предоставление общедоступного дошкольного образования по кассационной жалобе Мэрии муниципального образования



Судья Шишкин И.В. Дело № 33-660-10

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск 20 октября 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Дзыба З.И.

судей: Болатчиевой А.А., Апаева М.Д.

при секретаре Хубиеве Ш.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Черкесска к Мэрии муниципального образования г. Черкесска об обязании принятия мер, направленных на предоставление общедоступного дошкольного образования

по кассационной жалобе Мэрии муниципального образования г. Черкесска на решение Черкесского городского суда КЧР от 16 сентября 2010 г., которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Дзыба З.И., возражения по кассационной жалобе прокурора Мурадовой А.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор г. Черкесска в интересах несовершеннолетних, в защиту прав материнства и детства обратился в суд с иском к Мэрии МО г. Черкесска об обязании принять меры, направленные на предоставление жителям г. Черкесска общедоступного дошкольного образования. Свои требования обосновал тем, что в г. Черкесске функционируют 17 муниципальных дошкольных образовательных учреждений, которые не обеспечивают потребность жителей города в общедоступном дошкольном образовании, т.к. переполнены на 152 %, в очереди на получение путевок в МДОУ состоят 4865 детей, в детские сады в сентябре 2010 г.путевки выделены лишь 400 малолетним, что не удовлетворяет потребности всех желающих. По мнению прокурора, к вопросам ведения муниципального образования г. Черкесска относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО г. Черкесска. Проблема общедоступности дошкольного образования решается и за счет внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях. Однако Мэрия МО г. Черкесска бездействует в этом направлении, т.к. меры по развитию дошкольного образования не принимаются. Прокурор просил суд признать бездействие Мэрии МО г. Черкесска, выраженное в непринятии мер по обеспечению общедоступного дошкольной образования жителям г. Черкесска, незаконным, обязать Мэрию МО г. Черкесска принять меры, направленные на предоставление общедоступного дошкольного образования.

Решением Черкесского городского суда от 16 сентября 2010 г. заявленные требования удовлетворены, суд признал бездействие Мэрии МО г. Черкесска, выраженное в непринятии мер по обеспечению общедоступного дошкольной образования жителям г. Черкесска, достигшим возраста 1 год 6 месяцев, незаконным, обязал Мэрию МО г. Черкесска принять меры, направленные на предоставление общедоступного дошкольного образования жителям г. Черкесска, достигшим возраста 1 год 6 месяцев.

В кассационной жалобе Мэра г. Черкесска ставится вопрос об отмене решения суда, направлении дела на новое судебное рассмотрение, т.к. установленным обстоятельствам судом дана неправильная юридическая оценка, неправильно применен материальный закон.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судебной коллегией установлено, что в материалах дела отсутствует исковое заявление прокурора от 16.08.2010 г. об уточнении заявленных требований, которое суд по существу и рассмотрел. Уточненные исковые требования были заявлены в интересах несовершеннолетних, в защиту прав материнства и детства к Мэрии МО г. Черкесска об обязании принять меры, направленные на предоставление жителям г. Черкесска - детям, достигшим полутора лет, общедоступного дошкольного образования. Как видно из протокола судебного заседания от 16.08.2010 г., прокурор не представил доказательств того, в чем именно заключается бездействие Мэрии МО г. Черкесска при осуществлении ею организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования детям в возрасте полутора лет, какое количество детей данной возрастной группы обеспечено местами в детских садах города, а какое - состоит в очереди на получение путевок в МДОУ.

Судом установлено, что в г. Черкесске функционируют 17 муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Детские сады г. Черкесска переполнены на 152 %. Количество детей, посещающих МДОУ на 01 июля 2010 года - 3920. Количество детей, находящихся в очереди на получение путевки в МДОУ, составляет 4865 человек. Путевки в детские сады на сентябрь 2010 года выделены 400 малолетним, что не охватывает всех лиц, нуждающихся в дошкольном образовании.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о бездействии Мэрии МО г. Черкесска по обеспечению общедоступного дошкольной образования жителям г. Черкесска, достигшим возраста 1 год 6 месяцев.

Данный вывод сделан судом без выяснения полномочий Мэрии МО г. Черкесска по решению спорного вопроса.

Общие вопросы образования в соответствии с подпунктом "е" статьи 72 Конституции Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 5, ч.5 ст. 18 Закона РФ от 10 июля 1992 года "Об образовании" государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; органы местного самоуправления организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.

Закон «Об образовании» разграничил полномочия органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления муниципальных районов по обеспечению прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Согласно п.6.1, п.6.2 ч.1 ст. 29 Закона к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в данной сфере относятся: выделение субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст.31 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии с п.13 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Проанализировав вышеуказанные нормативные акты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления являются участниками отношений по организации образовательного дошкольного процесса. Федеральным законом разделены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по финансовому обеспечению образования. Так, на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложено финансовое обеспечение образовательного процесса, на органы местного самоуправления - только финансирование расходов на содержание зданий и коммунальных расходов.

Разрешая заявленное требование, суд первой инстанции не учел, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования является государственным полномочием субъекта Российской Федерации и может осуществляться органами местного самоуправления из местных бюджетов исключительно за счет субвенций из бюджета субъекта

(ст. 140 БК РФ) при условии передачи данного государственного полномочия в установленном законом порядке.

Ссылка прокурора на п.3 ч.1 ст. 31 Закона "Об образовании", согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования относится и вопрос создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, неубедительна. Как указано выше, вопросы финансирования по строительству новых детских садов, в результате которых могут быть созданы МДОУ, к компетенции Мэрии не относятся. Доказательств же того, что Мэрия МО г. Черкесска совершила незаконные действия по реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных учреждений, суду не представлено.

По мнению прокурора г. Черкесска, отсутствие мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - основная причина не предоставления путевок детям, состоящих на учете в Мэрии МО г. Черкесска.

Однако заявителем не представлено доказательств того, что, получив субвенции из бюджета КЧР на развитие дошкольного образования, Мэрия МО г. Черкесска не приняла мер к их освоению.

Доводы кассационной жалобы Мэрии МО г. Черкесска о том, что ею предпринимаются необходимые меры по организации образовательного дошкольного процесса, признаются обоснованными. Доказательств обратного прокурором г. Черкесска суду не представлено.

Так, из искового заявления следует, что Мэрией МО г. Черкесска направлено письмо в Минобразование КЧР с просьбой включить в Программу «Развитие образования в КЧР на 2009-2012 годы» строительство двух детских садов в 19 и 21 районах города. Из содержания вышеназванной Программы следует, что она предусматривает полный охват детей дошкольного возраста предшкольной подготовкой.

Из письма Управления образования Мэрии МО г. Черкесска от 19.07.2010 г. видно, что существует единый банк данных учета будущих воспитанников детских садов с учетом категорий граждан, имеющих льготы на получение путевок в МДОУ. В целях обеспечения объективной информации о количестве детей, нуждающихся в получении путевок в МДОУ, проходит их ежегодная перерегистрация. Все МДОУ г. Черкесска работают в соответствии со своим функциональным назначением, детские сады переполнены на 152%, что свидетельствует о решении предоставления детям мест в МДОУ за счет использования внутренних резервов.

В связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств бездействия Мэрии МО г. Черкесска по вопросу предоставления жителям г. Черкесска общедоступного дошкольного образования, несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным толкованием норм материального права - Закона РФ "Об образовании", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", состоявшееся по делу решение в соответствии с ч.1 ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене в кассационном порядке.

Согласно ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств.

Исходя из указанного положения процессуального закона, судебная коллегия полагает вынести по делу новое решение об отказе прокурору г. Черкесска в удовлетворении заявленных требований, не передавая дело на новое рассмотрение, ввиду их недоказанности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Черкесского городского суда от 16 сентября 2010 г. - отменить. Вынести по делу новое решение, которым прокурору г. Черкесска в удовлетворении требований к Мэриимуниципального образования г. Черкесска о признании незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по обеспечению общедоступного дошкольного образования, наложении обязанности принятия мер, направленных на предоставление общедоступного дошкольного образования, - отказать.

Председательствующий:

Судьи: