Судья Матакаева С.К. Дело № 33-671/10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Черкесск 27 октября 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в составе:
председательствующего Байрамуковой И.Х.,
судей Будыка М.Д., Узденовой Л.С.,
при секретаре Растове А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 октября 2010 года гражданское дело по исковому заявлению Власовой А.В. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской республики о возложении обязанности внести Власову А.В. в льготный список для внеочередного получения жилья
по кассационной жалобе Власовой А.В. на решение Черкесского городского суда КЧР от 21 сентября 2010 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Байрамуковой И.Х., объяснения истицы Власовой А.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Власова А.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской республики, в котором просила обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики внести ее в льготный список для внеочередного получения жилья. Свои требования истица обосновала тем, что она, являясь бывшей воспитанницей детского учреждения, оставшейся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, обладает правом на внеочередное получение жилья. По достижении совершеннолетия Власова А.В. переехала из города Благодарный Ставропольского края на постоянное место жительства в город Черкесск Карачаево-Черкесской республики, где по вопросу включения ее в список для внеочередного получения жилья обратилась в Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики. Однако в постановке на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением ей было отказано со ссылкой на отсутствие для этого предусмотренных законом оснований. Считая, что она имеет право на внеочередное получение жилья независимо от места рождения и проживания, Власова А.В. просила суд удовлетворить ее исковые требования, обязав ответчика внести ее в льготный список для внеочередного получения жилья.
В судебном заседании Власова А.В. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской республики Узденова З.Ш. иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Решением Черкесского городского суда КЧР от 21 сентября 2010 года в удовлетворении исковых требований Власовой А.В. отказано.
В кассационной жалобе Власовой А.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности вследствие нарушения судом норм материального права. В частности, Власова А.В. ссылается на то, что судом неправильно истолкованы положения федерального и регионального законодательства, регламентирующие вопросы внеочередного предоставления жилья детям, оставшимся без попечения родителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч.1 ст.347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Согласно ч.2 ст.362 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Судом первой инстанции установлено и усматривается из материалов дела, что истица Власова А.В., <дата> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Власова А.В. в малолетнем возрасте осталась без попечения родителей. Какого-либо жилья до того как она осталась без родительского попечения, у Власовой А.В.не имелось. Мать истицы - А., была лишена родительских прав в отношении своей дочери Власовой А.В. решением Благодарненского районного суда Ставропольского края от <дата>(л.д.39). Отец - Д., в свидетельстве о рождении истицы указан со слов ее матери(л.д.12). После лишения матери истицы родительских прав, Власова А.В. была устроена в детский дом г.Благодарный Ставропольского края. Впоследствии Власову А.В. определили в семью опекуна - гражданки Б., проживающей в <адрес>. Постановлением Главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края №... от <дата> Б. была освобождена от обязанностей опекуна над несовершеннолетней Власовой А.В., в связи с чем последняя была определена в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.3,38). Кроме того, Постановлением Главы муниципального образования г.Благодарный Ставропольского края от <дата> за №... за несовершеннолетней Власовой А.В. было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма при постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке, предусмотренном действующим законодательством (л.д.36). Указанным правом на внеочередное получение жилого помещения истица по месту жительства в г.Благодарный не воспользовалась, поскольку, бросив учебу в профессиональном агротехническом лицее №... г.Благодарного(куда поступила учиться 30.09.2007г. из детского дома), переехала в город Черкесск Карачаево-Черкесской республики. 12 ноября 2008 года истица зарегистрировалась по месту жительства в квартире №... дома №... по ул.<адрес>, где проживает по настоящее время.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно установил фактические обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, в результате чего пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Власовой А.В.
Так, в соответствии со ст.7, ч.2,3 ст.40, п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу требований п.2 ст.76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии п.1 и п.2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. При этом, к таким полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации отнесено разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.п.24 п.2 ст.26.3)
Федеральным законом, принятым в целях конкретизации государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере и регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N159-ФЗ).
В силу положений ст.ст.4,5,ч.1ст.8 Закона N159-ФЗ обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является государственным полномочием субъектов Российской Федерации и осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исковые требования о внесении ее в льготный список для внеочередного получения жилого помещения заявлены Власовой А.В. на основании указанного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (л.д. 2).
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.8 данного Закона N159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В соответствии с Федеральным законом N159-ФЗ в Карачаево-Черкесской республике принят Закон КЧР № 83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» (далее - Закон КЧР №83-РЗ).
Согласно ст.2 Закона КЧР №83-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством) по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий:
местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики;
Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
В силу ст.3 Закона КЧР № 83-РЗ принятие на учет детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.
Проанализировав вышеприведенные нормы федерального и регионального законодательства, а также установленные в судебном заседании обстоятельства, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для возложения на ответчика обязанности включить Власову А.В. в льготный список для внеочередного обеспечения ее жилым помещением, поскольку ни одного из предусмотренных ст.2 Закона КЧР №83-РЗ условий для принятия истицы на учет для внеочередного обеспечения жилым помещением не имеется.
Так, местом рождения и регистрации рождения Власовой А.В., местом выявления и первичного устройства истицы, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является г.Благодарный Ставропольского края; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома) в которых истица находилась на воспитании, а равно место жительства лица, у которого истица находилась на воспитании под опекой также располагались на территории Ставропольского края. Право на внеочередное получение жилого помещения, как ребенком, оставшимся без попечения родителей, закреплено за истицей муниципальным образованием г.Благодарный Ставропольского края.
Доводы кассационной жалобы о том, что Закон КЧР №83-РЗ не соответствует федеральному закону №159-ФЗ и пунктам 2 и 5 ст.57 ЖК РФ нельзя признать состоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права. Закон КЧР №83-РЗ, как верно указал суд первой инстанции, принят в пределах предоставленных законом субъекту Российской Федерации полномочий и не противоречит действующему федеральному законодательству.
Кроме того, из содержания ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п.2 ст.57 ЖК РФ следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, должны обеспечиваться органами исполнительной власти по месту жительства во внеочередном порядке жилыми помещениями по договорам социального найма по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства). При этом, как уже указывалось выше, ч.2 ст.8 Закона №159-ФЗ устанавливает, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Соответственно место жительства, по которому истица должна обеспечиваться жилым помещением, подлежит определению с учетом указанных обстоятельств. Между тем, из установленных в судебном заседании обстоятельств следует, что местом жительства истицы как на момент выявления и первичного устройства в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, так и по окончании пребывания в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(детских домах), в учреждении профессионального образования, при прекращении опеки (попечительства) являлась не Карачаево-Черкесская республика, а Ставропольский край, где за нею и было закреплено право на внеочередное получение жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении исковых требований Власовой А.В.
Поскольку Власовой А.В. заявлен иск на основе специальных правовых норм, регулирующих вопросы обеспечения жилым помещением конкретной категории граждан, то оснований для распространения общих норм Жилищного Кодекса Российской Федерации и республиканского законодательства о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальными законами, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что доводы, приведенные в кассационной жалобе, выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст.362 ГПК РФ повлечь отмену судебного решения, по доводам кассационной жалобы не установлено, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черкесского городского суда КЧР от 21 сентября 2010 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Власовой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий Байрамукова И.Х.
Судьи Будыка М.Д.
Узденова Л.С.