Судья Шишкин И.В. Дело № 33-764-10
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Черкесск 15 декабря 2010 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:
председательствующего - Байрамуковой И.Х.
судей - Дзыба З.И., Будыка М.Д.
при секретаре Джирикове А.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Эркеновой Л.Б. к Республиканскому Государственному лечебно-профилактическому учреждению «К.» о взыскании морального вреда
по кассационной жалобе РГ ЛПУ «К.» на решение Черкесского городского суда от 10 ноября 2010 года, которым заявленные требования удовлетворены в части.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда КЧР Дзыба З.И., объяснения представителя РГ ЛПУ «К.» Лайпановой М.С., поддержавшей доводы жалобы, возражения представителя Эркеновой Л.Б. - Бостановой Р.Х., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Эркенова Л.Б. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения и курортов КЧР о взыскании морального вреда. Свои требования обосновала тем, что 09.06.02 г. она родила ребенка - дочь Эркенову А.А., которая 25.07.02 г. умерла в детском реанимационном отделении РГ ЛПУ «Карачаево-Черкесская республиканская клиническая больница». Ввиду глубоких душевных переживаний получить справку о смерти дочери в 2002 году она не смогла. В сентябре 2009 года она родила мальчика. Для получения материнского капитала ей понадобилось свидетельство о смерти первого ребенка, в связи с чем в октябре 2009 г. она обратилась в РГ ЛПУ «К.» с просьбой выдать такую справку, на что ей пояснили, что необходимо подойти через два месяца, так как архив переходит в другое помещение. Через два месяца в выдаче справки было отказано в связи с отсутствием в архиве больницы истории болезни умершего ребенка. Получив отказ, она обратилась с жалобой в Министерство здравоохранения и курортов КЧР, где ей также предложили подойти за результатом через месяц, однако и через месяц вопрос о выдаче справки о смерти ребенка решен не был. В феврале 2010 года ее мать Бостанова Р.Х. обратилась с жалобой в Прокуратуру КЧР на бездействие Минздрава КЧР. По результатам рассмотрения жалобы прокурор внес представление в адрес Министра здравоохранения и курортов КЧР об устранении выявленных нарушений закона, выдаче свидетельства о смерти и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Нужная справка была выдана лишь в июне 2010 г. По мнению Эркеновой Л.Б., бездействием Минздрава КЧР ей причинены нравственные страдания, т.к. длительное время она была лишена возможности получить справку о смерти ребенка. Просила суд взыскать с Министерства здравоохранения и курортов КЧР компенсацию морального вреда в размере <сумма> рублей.
Определением суда от 27 октября 2010 года ненадлежащий ответчик - Министерство здравоохранения и курортов КЧР заменен на надлежащего ответчика - РГ ЛПУ «К.».
Решением Черкесского городского суда от 10 ноября 2010 года исковые требования удовлетворены в части, с РГ ЛПУ «К.» в пользу Эркеновой Л.Б. в счет компенсации морального вреда взыскано <сумма> рублей.
В кассационной жалобе РГ ЛПУ «К.» ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального и материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что 09 июня 2002 года Эркенова А.А. в Республиканском перинатальном центре родила дочь Эркенову А.А.
23 июля 2002 года Эркенова А.А. была госпитализирована в детское анестизиолого-реанимационное отделение Республиканского Государственного лечебно-профилактического учреждения «К.», что подтверждается копией журнала учета, приема и отказов в госпитализации. 25 июля 2002 года ребенок умер.
После рождения у Эркеновой Л.Б. в сентябре 2009 года второго ребенка для получения материнского капитала ей понадобилось свидетельство о смерти первого ребенка - Эркеновой А.А., в связи с чем она обратилась к ответчику с просьбой выдать справку о смерти, на что ей было предложено обратиться через два месяца, так как архиву лечебного учреждения предстояло перемещение в другое помещение больницы. Когда супруг истицы обратился в архив больницы через два месяца, он получил отказ в выдаче справки о смерти, мотивированный тем, что история болезни умершего ребенка в архиве больницы не обнаружена. Данные обстоятельства помимо показаний истца подтверждаются и материалами дела, а именно - письмом РГ ЛПУ «К.» об отсутствии в архиве истории болезни умершей Эркеновой А.А.
Мать истицы - Бостанова Р.Х. обратилась с жалобой на отказ РГ ЛПУ «К.» выдать справку о смерти ребенка в Министерство здравоохранения и курортов КЧР, однако и после этого вопрос о выдаче необходимой справки решен не был.
09 февраля 2010 года Бостанова Р.Х. обратилась с жалобой на бездействие Министерства здравоохранения и курортов КЧР к прокурору КЧР. По результатам жалобы министру здравоохранения и курортов КЧР было вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона, выдаче указанного свидетельства о смерти ребенка и привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Бостанова Р.Х. также обратилась с просьбой о помощи в решении данного вопроса к Президенту Российской Федерации. 24 июня 2010 года из Администрации Президента Российской Федерации в адрес Бостановой Р.Х. направлен ответ о том, что ее обращение направлено на рассмотрение в Правительство КЧР.
30 июля 2010 года министр здравоохранения и курортов КЧР уведомил Бостанову Р.Х. о том, что на основании представления прокуратуры КЧР Эркеновой Л.Б. 15 июня 2010 года выдано медицинское свидетельство о смерти ее дочери.
Таким образом, из материалов дела следует, что Эркенова Л.Б. с октября 2009 г. по июнь 2010 года по независящим от нее причинам не могла получить от ответчика справку о смерти своей дочери Эркеновой А.А., умершей в 2002 году, для последующего получения свидетельства о смерти.
Проанализировав представленные истцом доказательства, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности заявленных исковых требований, т.к. факт нарушения прав истицы, выразившийся в несвоевременной выдаче ответчиком ей справки о смерти ребенка, нашел полное подтверждение.
Судом первой инстанции правильно приняты во внимание доводы Эркеновой Л.Б. о том, что потерю своей дочери она перенесла очень тяжело, а безосновательные отказы работников РГ ЛПУ «К.» в выдаче справки о смерти дочери каждый раз напоминали ей об утрате ребенка, что причиняло ей глубокие нравственные страдания.
Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п. 2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
Разрешая спор, суд первой инстанции установил, что работниками Республиканского Государственного лечебно-профилактического учреждения «К.», ответственными за целостность медицинского архива, были грубо нарушены положения о хранении медицинских документов, в результате чего была утеряна история болезни Эркеновой А.А., умершей 25.07.02, что в итоге явилось причиной отказа в выдаче истцу справки о смерти Эркеновой А.А.
Отказ ответчика в выдаче справки о смерти ребенка повлек для истицы лишение права регистрации факта смерти дочери в органах ЗАГС и получения свидетельства о её смерти.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда должен определяться судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Судебная коллегия полагает, что степень нравственных страданий Эркеновой Л.Б. правильно оценена судом первой инстанции с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда. Сумма компенсации морального вреда определена судом в разумных пределах и является справедливой.
Доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке обстоятельств, установленных судом, и не содержат оснований, влекущих отмену состоявшегося судебного акта.
Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального и материального права, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Черкесского городского суда от 10 ноября 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи