Кассационная жалоба Хутовой Р.А. на решение Малокарачаевского районного суда от 6 октября 2010 года по иску Хутовой Р.А. в интересах несовершеннолетнего Хутова А.В. к Управлению



Судья Кислюк В.Г. Дело № 33-741/10

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Черкесск 8 декабря 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего: Гришиной С.Г.,

судей: Болатчиевой А.А., Карасовой Н.Х.,

при секретаре Смагиной И.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хутовой Р.А. на решение Малокарачаевского районного суда от 6 октября 2010 года по иску Хутовой Р.А. в интересах несовершеннолетнего Хутова А.В. к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда по случаю потери кормильца и взыскании задолженности.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики Болатчиевой А.А., объяснение Хутовой Р.А., в поддержку доводов кассационной жалобы, мнение прокурора Мурадовой А.Ю., полагавшей, что оснований для отмены судебного акта не имеется, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хутова Р.А. обратилась в суд с иском к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района о перерасчете и назначении ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда по случаю потери кормильца в интересах несовершеннолетнего сын Хутова А.В.. В обоснование иска Хутова Р.А. указала, что 14 января 2010 года умер её муж <ФИО> являвшийся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставший инвалидом вследствие этой катастрофы. При жизни <ФИО> получал ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью в сумме <данные изъяты> р. Истица считала, что в соответствии с законодательством её сын, как нетрудоспособный член семьи умершего, являющийся его иждивенцем имеет право получать денежную компенсацию по потере кормильца в размере <данные изъяты> р. ежемесячно, то есть 1/2 долю от денежной части суммы, которую получал её муж в счет возмещения вреда здоровью. Однако, ответчик определил ей ежемесячную выплату по потере кормилица в размере <данные изъяты> р.<данные изъяты> коп. - 1/2 фиксированной выплаты суммы возмещения вреда инвалидам 2 группы, которые её муж не получал.

Решением Малокарачаевского районного суда от 6 октября 2010 года в удовлетворении иска Хутовой Р.А. отказано.

В кассационной жалобе Хутова Р.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить её исковые требования. В обоснование жалобы указывает, что решение суда нарушает правовые позиции, изложенные в постановлении Конституционного суда от 19 июня 2002 года, согласно которых не допускается уменьшение уже установленного размера компенсационных выплат. Кассатор полагает, что из толкования п. 15 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции ФЗ от 26 апреля 2004 года № 31-ФЗ, действовавшей на момент возникновения у истицы права на получение ежемесячных сумм по потере кормильца, следует, что нетрудоспособные члены семьи, находившиеся на иждивении граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют право на получение ежемесячной компенсации, рассчитанной из размера ежемесячной суммы, получаемой инвалидом.

В возражениях на кассационную жалобу Управление труда и социального развития администрации Малокарачаевского муниципального района просит решение Малокарачаевского районного суда от 6 октября 2010 года оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным.

Назначение и выплата компенсаций, возмещающих вред, причиненный здоровью радиационным воздействием вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, гражданам, ставшими инвалидами, а в случае их смерти -нетрудоспособным иждивенцам, осуществляется в соответствии с требованиями норм действующего законодательства.

Впервые право на получение денежных компенсаций по возмещению вреда было закреплено в п. 25 ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года» 179-ФЗ), введенным в действие со 2 марта 1996 года редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ.

Названная норма Закона сама по себе только устанавливала право на компенсации, а в части определения размеров возмещения вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС отсылала к законодательству Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с производством, т.е. к Правилам возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 24 декабря 1992 года (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 180-ФЗ).

Кроме того, пункт 25 статьи 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 179-ФЗ) допускал возможность исчисления возмещения вреда из условного месячного заработка, если период работы в зоне отчуждения составлял менее одного полного календарного месяца.

Федеральным законом от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», введенным в действие с 15 февраля 2001 года, в базовый Закон были внесены изменения и дополнения.

Так, пункт 25 статьи 14 изложен в новой редакции, предусматривающей назначение возмещения вреда исключительно в твердой сумме в зависимости от группы инвалидности без учета какого-либо заработка:

инвалидам 1 группы -5000 руб.,

инвалидам 2 группы - 2500 руб.,

инвалидам 3 группы- 1000 руб.

Статья 14 базового Закона была дополнена новой редакцией частью второй следующего содержания:

«В случае смерти граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, право на ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренную пунктом 25 части первой настоящей статьи, распространяется на нетрудоспособных членов семьи, находившихся на иждивении указанных граждан. Размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца. Для определения размера компенсации, приходящейся на каждого иждивенца, имеющего данное право, размер компенсации, приходящейся на всех указанных иждивенцев, делится на их число».

Из содержания этой нормы видно, что нетрудоспособныеиждивенцы умершего инвалида имеют право после 15 февраля 2001 года не на любую компенсацию, а только на ту, которая предусмотрена действующей после 15 февраля 2001 года редакцией пункта 25 части первой статьи 14 Закона, а в этом пункте с 15 февраля 2001 года предусмотрены только твердые суммы.

Это означает, что размер компенсации члену семьи инвалида, умершего после вступления в действие Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, может быть определен только исходя из твердой суммы, предусмотренной пунктом 25 части первой статьи 14 базового Закона.

22 августа 2004 года на основании Федерального Закона РФ № 122-ФЗ и с 19 декабря 2004 года вышеуказанные положения фактически повторены в п. 15 ч.1 ст. 14 базового Закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 607 был утвержден Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно абзацу второму пункта 3 данного Порядка в случае смерти инвалида размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, определяется как разность между всем размером денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности и частью, приходящейся на самого кормильца. Для определения размера денежной компенсации, приходящейся на каждого нетрудоспособного иждивенца, размер денежной компенсации, приходящейся на всех нетрудоспособных иждивенцев, делится на их число.

Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Разъяснения Минтруда России 30 ноября 2001 года № 6, утвержденного постановлением Минтруда от 30 ноября 2001 года № 83.

Решением Верховного Суда РФ от 5 июля 2002 года № ГКПИ-122 установлено, что пункт 4 Разъяснения Минтруда России в части слов «денежной компенсации по соответствующей группе инвалидности» не противоречит части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В пункте 3.3 Постановления Конституционного Суда РФ oт 19 июня 2002 года № 11-П указано, что из пункта 25 части первой, части второй статьи 14 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 12 февраля 2001 года в их нормативном единстве с частями первой и второй статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ следует, что право выбора - получать возмещение вреда в твердых суммах или исходя из заработка, не представляется инвалидам - чернобыльцам, а в случае их смерти- нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении,впервые обратившимся за возмещением вреда после вступления в силу Федерального закона от 12 февраля 2001 года (то есть после 15 февраля 2001 года). Данное положение не противоречит Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона «О конституционном Суде РФ» выявленный Конституционным Судом РФ конституционно - правовой смысл указанных законоположений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

В связи с тем, что законодательством не предусматривалось возможность назначения возмещения вреда членам семьи умершего инвалида - чернобыльца исходя из денежной суммы, которая ему была сохранена после 15 февраля 2001 года, Хутов А.В. до 15 февраля 2001 года получателем денежной компенсации не являлся, впервые обратился за возмещением вреда после вступления в суду Федерального Закона от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ, Управление труда и социального развития администрации Малокарачаевского муниципального района правильно назначило возмещение вреда исходя из сумм компенсации, предусмотренной п. 15 части 1 ст. 14 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 в редакции Федерального Закона от 28 августа 2004 года № 122-ФЗ, с учетом Постановления Правительства РФ № 1024 от 16 декабря 2009 года.

При таких обстоятельствах доводы кассатора о необходимости назначения выплат по случаю потери кормильца в сумме <данные изъяты> р.- 1/2 доли ежемесячных выплат в возмещении вреда здоровью, причитавшихся <ФИО> основаны на неправильном понимании норм регулирующих возникшие правоотношения.

Поскольку судом первой инстанции были правильно установлены юридически значимые обстоятельства по делу, спор разрешен с правильным применением норм процессуального права, решение подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Малокарачаевского районного суда от 6 октября 2010 года по иску Хутовой Р.А. к Управлению труда и социального развития Малокарачаевского муниципального района о перерасчете ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда по случаю потери кормильца и взыскании задолженности оставить без изменения, а кассационную жалобу Хутовой Р.А. без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи